Пояснительная записка к занятию
Данное занятие можно использовать в коррекционной работе с детьми, имеющими различные виды нарушений в развитии: интеллектуально - мнестичекое нарушение, системные нарушения в речевом развитии, нарушение в состоянии эмоционально-волевой сферы. Используя в занятии предложенные презентации, необходимо соблюдать нормы СанПиН 2.4.1.1249-03 пункт 2.12.10., где разъясняются правила работы с компьютером. Важно помнить о противопоказаниях по работе с компьютером, для детей с судорожными синдромами и эпилепсией.
Тема: "Собака и щенок"
Цель:
- Активизация, расширение предметного, глагольного словаря, словаря признаков по данной теме. Формирование простой фразы с предлогом "В". Закрепление навыка счета до пяти, понятий "большой, маленький". Закрепление красного, желтого, зеленого, синего цвета.
- Формирование целостного восприятия в игре с разрезными картинками, коррекция зрительного восприятия при формировании навыка соотнесения предметов по цвету. Коррекция зрительного внимания и памяти на основе упражнений в узнавании и различении. Развитие эмоционально - волевой сферы в упражнении по различению настроения. Профилактика нарушений зрения.
- Воспитание потребности в общении, мотивации к высказыванию.
Оснащение: игрушечная собака, ширма, презентация № 1 - "Собака и щенок", презентация № 2 - "Что забыл нарисовать художник?", дидактическая игра "Разрезные картинки" (из 2-х/ 3-х частей), дидактическая игра "Покорми собак", презентация № 3 - "Где прячется собака?", портреты веселой и грустной собаки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
За ширмой - игрушка, педагог привлекает внимание ребенка:
- Послушай, кто это с тобой здоровается: "Гав-гав-гав"?
2. Введение в тему.
Беседа с использованием презентации № 1 "Собака и щенок".
Педагог показывает ребенку игрушку:
- Кто это? (Это собака). А теперь давай вместе расскажем про собаку, посмотри на экран, педагог проводит с ребенком беседу с опорой на слайды:
Слайд № 2: это собака. Собаку зову Жучка.
Слайд № 3: как собачка лает? Что делает собака? (Лает).
Слайд № 4: где живет собака? (В конуре/будке).
Слайд № 5: что собака любит есть? (Косточки, мясо).
Слайд № 6: у собаки есть сынок, он называется щенок. Собака, какая? (Большая). А щенок, какой? (Маленький).
Сегодня собачка будет с тобой играть.
Примечание: смена слайдов происходит по щелчку мыши. В слайде № 3 - лай собаки включается автоматически, но при желании педагог может повторить звук, щелкнув правой кнопкой мыши по значку "граммофон" в левой части экрана. В слайде № 4 по щелчку мыши собака подходит к будке. В слайде № 5 по щелчку мыши появляется косточка и мясо. В слайде № 6 для усиления эффекта, с помощью щелчков мыши собака увеличивается, а щенок уменьшается.
3. Дидактическая игра "Разрезные картинки". Педагог:
- Посмотри, собака Жучка принесла нам картинки, но они рассыпались, помоги сложить картинки, и посмотрим - кто там нарисован. Ребенок собирает разрезные картинки, закрепляя понятия: "собака, щенок, собака большая, щенок маленький".
4. Игра с использованием презентации №2 "Что забыл нарисовать художник?"
Педагог:
- А сейчас проверим - знает ли собака свои части тела. Педагог обыгрывает ситуацию, спрашивая у собаки и показывая на хвост и другие части тела: "Что это?" Но собачка не знает правильного ответа. Тогда педагог предлагает ребенку помочь собаке:
- Я буду показывать, а ты называть все части тела Жучки. После того, как задание выполнено, педагог просит ребенка посмотреть - правильно или нет, художник нарисовал собачку.
Слайд № 2 - художник, рисующий собаку.
Слайд № 3: на экране собака без хвоста. Педагог:
- Посмотри, художник запутался, неправильно нарисовал собаку, что он забыл ей нарисовать? Ребенок рассматривает портрет. Самостоятельно или с наводящей помощью педагога называет недостающую часть тела. После того, как ребенок дал правильный ответ, педагог щелкает мышкой и у собаки появляется хвост. Аналогичная работа проводится с последующими слайдами:
№ 5 -собака без уха.
№7 -собака без лапы.
№ 9 -собака без носа.
№ 11 -собака без туловища (тела).
№ 13 - собака без глаз.
№ 15 - собака безо рта.
№ 17 - собака со всеми частями тела на портрете художника. Педагог хвалит ребенка:
- Молодец! Теперь собака красивая, ты помог художнику, и он нарисовал ее правильно.
5. Зрительная гимнастика. Педагог читает текст, ребенок следит глазами за кончиком указки, на которой прикреплено плоскостное изображение собачки:
Три собаки шли домой, Папа был большой - большой. указка вверху Мама с ним пониже ростом указка на среднем уровне А сынок - малютка просто. указка внизу Очень маленький он был, указка слева С погремушками ходил. указка справа Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь!
Смотреть пристально, но не моргая (без напряжения) 10 сек. Сомкнуть веки, а затем моргнуть несколько раз (15 раз). Повторить 3-4 раза.
6. Закрепление навыка счета в динамической паузе "Собачка Жучка" (авторское).
Педагог демонстрирует ребенку слайд №7, презентации № 1 "Собака и щенки":
- У собаки Жучки много щенят, давай их посчитаем. Ребенок считает щенят (по щелчку мыши постепенно появляется 5 щенков).
- А теперь послушай про Жучку стихотворение и выполняй движение вместе со мной:
У собачки Жучки 5 малышей, руки на поясе, повороты тела влево и вправо. А ну - ка, давай, сосчитай их скорей! хлопки в ладоши Этот щеночек сердитый всегда, шаг вперед Этот щенок не спешит никуда, шаг назад. Этот щенок веселится, играет, прыжки на месте Этот тихонько в углу засыпает, имитация сна Ну а последний щеночек не спит, руки на поясе, повороты тела влево и вправо, Он на ребят удивленно глядит изобразить удивление.
7. Дидактическая игра "Покорми собак".
Педагог:
- Наши гости проголодались, покорми их. Я приготовила для собак мисочки - раздай их всем собакам. Ребенок должен соотнести по цвету миску и ошейник собаки. Во время выполнения задания педагог спрашивает:
- Почему ты дал этой собаке такую миску? Какой это цвет? Что делают собаки? (Собаки едят).
8. Формирование простой фразы с предлогом "В" с использованием презентации "Где прячется собака?"
Педагог:
- Собачки наелись, говорят "спасибо", а теперь хотят поиграть в прятки. Сейчас мы с тобой посмотрим, где прячется собака. По щелчку мыши собака передвигается в разные объекты:
Слайд № 2 - собака в конуре (будке).
Слайд № 3 - собака в чемодане.
Слайд № 4 - собака в шкафу.
Слайд №5 - собака в ящике.
Слайд №6 - собака в машине.
Слайд № 7 - собака в палатке (домике).
Слайд № 8 - поощрительный.
9. Итог занятия.
Педагог:
- С кем мы играли? Собачка хочет подарить тебе на память свой портрет, выбери тот, который тебе понравится. Педагог предлагает ребенку изображение веселой и грустной собачки, ребенок выбирает. А еще, если захочешь, дома можешь нарисовать для собаки Жучки - конуру и на следующем занятии ей подарить.
Использованная литература, интернет-ресурсы.
- Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии М., Просвещение, 1973
- Дошкольное воспитание аномальных детей, под. ред. Носковой Л.П. М., 1993
- Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии М., Просвещение, 1992
- Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет) - СПб.: Детство-Пресс, 2007 - 344 с. (п)
- http://www.kuzspa.ru/science-work/konsultacii/zdorov-doshkoln/1992-zrit-gimnastika