Индивидуальное коррекционное занятие с ребенком с ограниченными возможностями здоровья по развитию речи

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)

Загрузить презентацию (1 МБ)

Загрузить презентацию (1 МБ)


Пояснительная записка к занятию

Данное занятие можно использовать в коррекционной работе с детьми, имеющими различные виды нарушений в развитии: интеллектуально - мнестичекое нарушение, системные нарушения в речевом развитии, нарушение в состоянии эмоционально-волевой сферы. Используя в занятии предложенные презентации, необходимо соблюдать нормы СанПиН 2.4.1.1249-03 пункт 2.12.10., где разъясняются правила работы с компьютером. Важно помнить о противопоказаниях по работе с компьютером, для детей с судорожными синдромами и эпилепсией.

Тема: "Собака и щенок"

Цель:

  • Активизация, расширение предметного, глагольного словаря, словаря признаков по данной теме. Формирование простой фразы с предлогом "В". Закрепление навыка счета до пяти, понятий "большой, маленький". Закрепление красного, желтого, зеленого, синего цвета.
  • Формирование целостного восприятия в игре с разрезными картинками, коррекция зрительного восприятия при формировании навыка соотнесения предметов по цвету. Коррекция зрительного внимания и памяти на основе упражнений в узнавании и различении. Развитие эмоционально - волевой сферы в упражнении по различению настроения. Профилактика нарушений зрения.
  • Воспитание потребности в общении, мотивации к высказыванию.

Оснащение: игрушечная собака, ширма, презентация № 1 - "Собака и щенок", презентация № 2 - "Что забыл нарисовать художник?", дидактическая игра "Разрезные картинки" (из 2-х/ 3-х частей), дидактическая игра "Покорми собак", презентация № 3 - "Где прячется собака?", портреты веселой и грустной собаки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

За ширмой - игрушка, педагог привлекает внимание ребенка:

- Послушай, кто это с тобой здоровается: "Гав-гав-гав"?

2. Введение в тему.

Беседа с использованием презентации № 1 "Собака и щенок".

Педагог показывает ребенку игрушку:

- Кто это? (Это собака). А теперь давай вместе расскажем про собаку, посмотри на экран, педагог проводит с ребенком беседу с опорой на слайды:

Слайд № 2: это собака. Собаку зову Жучка.

Слайд № 3: как собачка лает? Что делает собака? (Лает).

Слайд № 4: где живет собака? (В конуре/будке).

Слайд № 5: что собака любит есть? (Косточки, мясо).

Слайд № 6: у собаки есть сынок, он называется щенок. Собака, какая? (Большая). А щенок, какой? (Маленький).

Сегодня собачка будет с тобой играть.

Примечание: смена слайдов происходит по щелчку мыши. В слайде № 3 - лай собаки включается автоматически, но при желании педагог может повторить звук, щелкнув правой кнопкой мыши по значку "граммофон" в левой части экрана. В слайде № 4 по щелчку мыши собака подходит к будке. В слайде № 5 по щелчку мыши появляется косточка и мясо. В слайде № 6 для усиления эффекта, с помощью щелчков мыши собака увеличивается, а щенок уменьшается.

3. Дидактическая игра "Разрезные картинки". Педагог:

- Посмотри, собака Жучка принесла нам картинки, но они рассыпались, помоги сложить картинки, и посмотрим - кто там нарисован. Ребенок собирает разрезные картинки, закрепляя понятия: "собака, щенок, собака большая, щенок маленький".

4. Игра с использованием презентации №2 "Что забыл нарисовать художник?"

Педагог:

- А сейчас проверим - знает ли собака свои части тела. Педагог обыгрывает ситуацию, спрашивая у собаки и показывая на хвост и другие части тела: "Что это?" Но собачка не знает правильного ответа. Тогда педагог предлагает ребенку помочь собаке:

- Я буду показывать, а ты называть все части тела Жучки. После того, как задание выполнено, педагог просит ребенка посмотреть - правильно или нет, художник нарисовал собачку.

Слайд № 2 - художник, рисующий собаку.

Слайд № 3: на экране собака без хвоста. Педагог:

- Посмотри, художник запутался, неправильно нарисовал собаку, что он забыл ей нарисовать? Ребенок рассматривает портрет. Самостоятельно или с наводящей помощью педагога называет недостающую часть тела. После того, как ребенок дал правильный ответ, педагог щелкает мышкой и у собаки появляется хвост. Аналогичная работа проводится с последующими слайдами:

№ 5 -собака без уха.

№7 -собака без лапы.

№ 9 -собака без носа.

№ 11 -собака без туловища (тела).

№ 13 - собака без глаз.

№ 15 - собака безо рта.

№ 17 - собака со всеми частями тела на портрете художника. Педагог хвалит ребенка:

- Молодец! Теперь собака красивая, ты помог художнику, и он нарисовал ее правильно.

5. Зрительная гимнастика. Педагог читает текст, ребенок следит глазами за кончиком указки, на которой прикреплено плоскостное изображение собачки:

Три собаки шли домой,
Папа был большой - большой. указка вверху
Мама с ним пониже ростом указка на среднем уровне
А сынок - малютка просто. указка внизу
Очень маленький он был, указка слева
С погремушками ходил. указка справа
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь!

Смотреть пристально, но не моргая (без напряжения) 10 сек. Сомкнуть веки, а затем моргнуть несколько раз (15 раз). Повторить 3-4 раза.

6. Закрепление навыка счета в динамической паузе "Собачка Жучка" (авторское).

Педагог демонстрирует ребенку слайд №7, презентации № 1 "Собака и щенки":

- У собаки Жучки много щенят, давай их посчитаем. Ребенок считает щенят (по щелчку мыши постепенно появляется 5 щенков).

- А теперь послушай про Жучку стихотворение и выполняй движение вместе со мной:

У собачки Жучки 5 малышей, руки на поясе, повороты тела влево и вправо.
А ну - ка, давай, сосчитай их скорей! хлопки в ладоши
Этот щеночек сердитый всегда, шаг вперед
Этот щенок не спешит никуда, шаг назад.
Этот щенок веселится, играет, прыжки на месте
Этот тихонько в углу засыпает, имитация сна
Ну а последний щеночек не спит, руки на поясе, повороты тела влево и вправо,
Он на ребят удивленно глядит изобразить удивление.

7. Дидактическая игра "Покорми собак".

Педагог:

- Наши гости проголодались, покорми их. Я приготовила для собак мисочки - раздай их всем собакам. Ребенок должен соотнести по цвету миску и ошейник собаки. Во время выполнения задания педагог спрашивает:

- Почему ты дал этой собаке такую миску? Какой это цвет? Что делают собаки? (Собаки едят).

8. Формирование простой фразы с предлогом "В" с использованием презентации "Где прячется собака?"

Педагог:

- Собачки наелись, говорят "спасибо", а теперь хотят поиграть в прятки. Сейчас мы с тобой посмотрим, где прячется собака. По щелчку мыши собака передвигается в разные объекты:

Слайд № 2 - собака в конуре (будке).

Слайд № 3 - собака в чемодане.

Слайд № 4 - собака в шкафу.

Слайд №5 - собака в ящике.

Слайд №6 - собака в машине.

Слайд № 7 - собака в палатке (домике).

Слайд № 8 - поощрительный.

9. Итог занятия.

Педагог:

- С кем мы играли? Собачка хочет подарить тебе на память свой портрет, выбери тот, который тебе понравится. Педагог предлагает ребенку изображение веселой и грустной собачки, ребенок выбирает. А еще, если захочешь, дома можешь нарисовать для собаки Жучки - конуру и на следующем занятии ей подарить.

Использованная литература, интернет-ресурсы.

  1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии М., Просвещение, 1973
  2. Дошкольное воспитание аномальных детей, под. ред. Носковой Л.П. М., 1993
  3. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии М., Просвещение, 1992
  4. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет) - СПб.: Детство-Пресс, 2007 - 344 с. (п)
  5. http://www.kuzspa.ru/science-work/konsultacii/zdorov-doshkoln/1992-zrit-gimnastika