Цели:
- Дидактические:
- познакомить с особенностями склонения имён прилагательных во множественном числе;
- формировать умение склонять имена прилагательные во множественном числе и употреблять их в речи;
- Развивающие:
- развивать умение сравнивать, анализировать грамматические категории.
- развивать коммуникативные умения.
- Воспитательные:
- воспитывать интерес к русскому языку;
- формировать навыки сотрудничества.
Демонстрационный и раздаточный материал:
1) карточка №1 с заданием для самостоятельной работы:
Прочитайте словосочетания, вставьте
пропущенные окончания, определите грамматические признаки (число, род, падеж) имён прилагательных: 1 вариант 2 вариант на лесн… опушке – в зимн… денёк – |
2) образец письма для чистописания
ЫЕИЕ |
3) карточка №2
Соотнесите словосочетание и падеж: На
тихих
улочках
И.п. |
4) план для обсуждения
Как изменяются имена
прилагательные во множественном числе? Изменяются ли по родам имена прилагательные во множественном числе? Как узнать падеж имени прилагательного во множественном числе? |
ХОД УРОКА
1. Повторение
– Над окончанием какой части речи мы работаем
на последних уроках?
– Что такое имя прилагательное?
– Как определить падеж имени прилагательного в
ед. числе?
Работа по вариантам (карточка №1)
Прочитайте словосочетания, вставьте пропущенные окончания, определите грамматические признаки (число, род, падеж,) имён прилагательных:
1 вариант 2 вариант
на лесн… опушке – в зимн… денёк –
Проверка с комментированием. Самооценка.
– Так как же изменяются имена прилагательные в единственном числе?
Доска: Ед. ч.
П. (окончания зависят от Р.)
– Поставьте словосочетания в И.п.
множественного числа. Запишите получившееся
словосочетание на доске. Лесные опушки.
Зимние деньки.
– Назовите окончания прилагательных.
– Когда пишется окончание – ые? – ие? Объясняют…
2. Чистописание
– На минутке чистописания напишем эти сочетания этих букв ЫЕИЕ. Постарайтесь писать ровно, сохраняя высоту букв. При письме спины держите ровно, голову не опускайте.
3. Постановка темы урока
– В единственном числе прилагательные изменяются по родам и падежам, а во множественном числе?
Ед. ч. Мн. ч.
Р. П. ?
– Кто догадался, над чем мы будем работать сегодня на уроке? Отвечают…
Слайд 1. Тема урока: «Склонение прилагательных множественного числа»
4. Изучение нового материала
Просклоняйте словосочетания, выделяя окончания прилагательных.
1 вариант 2 вариант
лесные опушки зимние деньки
И. какие?
Р. каких?
Д. каким?
В. какие?
Т. какими?
П. о каких?
– Сравните падежные окончания прилагательных. Что вы заметили? (Окончания у 1 варианта и 2 варианта одинаковые)
– Определите, в каких падежах окончания совпадают.
Доска:
И.= В. Р. = П.
-ые -ых
-ие -их
– Как можно определить падеж
прилагательного во множественном числе?
Отвечают….
– Вспомните, как мы определяли падеж
прилагательного в единственном числе. (По
падежу существительного, к которому оно
относится – по контексту или подстановкой)
Вывод: Имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам, или склоняются.
Тренировочное упражнение. Соотнесите словосочетание и падеж (карточка № 2)
Слайд 2
На тихих улочках И.п.
От бессонных ночей Д.п.
Зимние парки П.п.
К сочным фруктам Р.п.
Проверка (по слайду поочередно)
– Назовите словосочетание И.п.
– К какому падежу вы отнесли первое
словосочетание?
– Назовите словосочетание Д.п.
– Последнее словосочетание….
– Обобщите наши рассуждения по плану:
– Как изменяются имена прилагательные во
множественном числе?
– Изменяются ли по родам имена прилагательные во
множественном числе?
– Как узнать падеж имени прилагательного во
множественном числе? (Табличка)
5. Физкультминутка
– Я буду называть словосочетания с прилагательными в единственном и множественном числе. Если назову словосочетание, в котором имя прилагательное стоит в единственном числе, вы делаете наклон вправо. Если в словосочетании будет прилагательное во множественном числе, делаете наклон влево. Сосчитайте, сколько будет названо прилагательных во множественном числе?
6. Закрепление
– Для закрепления выполните задания на карточках, которые лежат у вас на партах.
Прочитайте предложения. Пронумеруйте их, ориентируясь на таблицу. Выделите окончания прилагательных.
Слайд 3
Далеко за горизонтом отсвечивали чёрн…
вершины скалист… гор.
Н.очн… светила приветливо смотрели на землю.
В зелён… зарослях путники встретили весел…
голоса перелётн… птиц.
Ослепительн… потоки солнечн… лучей зажигают
живописн… массы деревьев.
№ | Имена прилагательные во множественном числе | |||||
И.п. | Р.п. | Д. п. | В.п. | Т.п. | П.п. | |
1 | 1 | – | – | – | – | – |
2 | 1 | 1 | – | – | – | – |
3 | 1 | 1 | – | 1 | – | – |
4 | 1 | 1 | – | – | – | 1 |
Проверка.
7. Домашнее задание: стр.34 упр. 343 по заданию учебника.
8. Словарно-орфографическая работа
– Запишите слова: автомобиль, вокзал,
пассажир.
– Выделите орфограммы.
– Обменяйтесь тетрадями, проверьте слова,
выпишите количество ошибок на полях.
– Составьте одно предложение, используя все
слова.
– Дополните предложение именами
прилагательными.
9. Итог урока
– Как изменяются имена прилагательные во множественном числе?