Сказкотерапия как средство профилактики и коррекции состояния психоэмоционального напряжения у дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Нам выпало жить в непростое время. Стрессы, неблагоприятная экологическая обстановка привели к тому, что в последние годы заметно увеличилось число детей – дошкольников с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе и психического. В усложненных условиях реальности возникает состояние психоэмоционального напряжения (далее - ПЭН), которое вызывает резкое усиление деятельности гормональной системы, сбои в работе внутренних органов, в психической сфере – ухудшение памяти, снижение внимания, волнение, тревогу, отклонения в поведении. А поскольку дошкольный возраст - период эмоционально-практического освоения мира, проблема профилактики и коррекции ПЭН стала наиболее актуальной в работе по здоровьесбережению наших воспитанников. В целях поиска эффективных методов решения этой проблемы под руководством И.В. Сушковой, доктора педагогических наук, зав. кафедрой дошкольной и коррекционной педагогики ЕГУ, объединились несколько МДОУ г. Старый Оскол, в их числе и наш детский сад.

В нашем МДОУ педагогами совместно с педагогом- психологом была разработана программа профилактики и коррекции ПЭН посредством арт-терапии.

Арт-терапия (лечение искусством) включает в себя несколько направлений: музыкотерапию, куклотерапию, игротерапию, сказкотерапию.

В своей практике я использую метод сказкотерапии, так как сказка не только позволяет лучше понять детей, обучать и воспитывать их, но и лечит, став эффективным, полезным и очень приятным лекарством. Сказка даёт нам, воспитателям, возможность найти общий язык с ребенком, помочь ему преодолеть первые трудности. Часто бывает сложно выяснить, что конкретно тревожит ребенка, ведь многие дети стесняются своих страхов, а некоторые даже чувствуют себя виновными в них, поэтому им трудно рассказывать о своих проблемах. А когда воспитатель заводит с ними разговор на эту тему, дети замыкаются. Вот тут и приходит на помощь сказкотерапия, ведь ребенку легче рассказать о том, что беспокоит не его, а далекого сказочного героя.

И, самое главное, в результате сказкотерапии ребенок чувствует поддержку и неравнодушие взрослых, которые находятся рядом с ним. А это ему так необходимо в наш век научно-технического прогресса и тотального одиночества.

Сказку, как лекарство, можно применять с 4-х летнего возраста, потому, что результативным средством воздействия сказкотерапия становится только тогда, когда человек четко осознает отличие сказки и выдумки от жизни и реальности. А у ребенка это осознание начинается как раз на рубеже 4-х лет.

В своей практике использую художественные, авторские и психокоррекционные сказки. Все они помогают решить главную задачу - профилактики и коррекции состояния ПЭН у дошкольников.

Методы сказкотерапии можно разделить две группы: рассказывание сказки взрослым и рассказывание сказки ребенком. Игры со сказками встречаются в той и в другой группе.

При выборе из богатейшей фольклорно-литературной сокровищницы подходящей сказочной истории, руководствуюсь индивидуально-личностным подходом к каждому своему воспитаннику. Это помогает выбрать сказку, наиболее понятную ребенку и близкую ему по проблематике, будь то русские народные "Кривая уточка", "Волк и семеро козлят", "Хаврошечка ", "Всё золотое" или мудрые притчи Л.Н. Толстого и пронизанные понятным детям юмором сказки в стихах К.И. Чуковского.

Слушая правильно подобранную сказку, ребенок проводит параллель между собой и сказочным героем, сравнивает себя с ним. Он начинает понимать, что такие же переживания, как у него, бывают и у других, А пример сказочного героя подсказывает ему выход из сложившейся ситуации и то, как именно нужно бороться со своими страхами и проблемами.

Кстати, очень интересные выводы можно сделать, просто зная, какая сказка у ребенка самая любимая. Если ребенку нравится сказка, значит, она затрагивает именно те проблемы, которые на данном этапе развития являются важнейшими для него, отражая его способности, черты характера и восприятие действительности. По сути, любимая сказка – это модель жизни человека, вернее, то, какой бы он хотел ее видеть в идеале. Поэтому я обязательно выясняю, что привлекает ребенка в сюжете его любимой сказки.

Авторские психологические (или терапевтические) сказки – это особые сказки. Обычно их пишут психологи, но могут придумывать и рассказывать и воспитатели, и мама с папой специально для своего ребенка. Авторские сказки, несмотря на присутствующее в них волшебство, по сути, являются рассказами о тех жизненных ситуациях, в которых может оказаться человек, и о чувствах, связанных с ними. Они ориентированы на решение определенной проблемы или избавление от конкретного страха, поэтому лишь правильно подобранные истории нужным образом действуют на личность ребенка.

Наиболее эффективной стала работа по коррекции ПЭН на основе авторских сказок Л.Б. Коротковой. В книгу "Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста" автор включила 13 сказок,

позволяющих охватить весь спектр проблем, связанных с состоянием ПЭН у детей, а также помогающих нам, воспитателям, поговорить с детьми об их проблемах в непринужденной форме.

Названия сказок Л.Б. Коротковой говорят сами за себя: "Может, в сердце боль закралась?", "Ждешь короны золотой, а там лишь хвост с чешуей", "Катюшкина краюшка", "А то бы так обормотом и жил". После чтения сказки проводим беседу по её содержанию и анализ, включающий нравственный урок и воспитание добрых чувств, на втором этапе - собственно психокоррекционную работу. Психокоррекция происходит через проигрывание эпизодов сказки, ответы детей на предлагаемые вопросы и этюды по психогимнастике, основанные на упражнении детей в изображении чувств с помощью мимики, движений, собственной речи. Но сначала распределяются роли, причем, не только одушевленных персонажей, таких, как Ванятка, Мамушка, Трезорка, но и неодушевленных, например, шкатулочки, письма, березки. Происходит децентрирование, то есть ребенок не как обычно, ставит себя в центр сказочного мира, а органично встраивает своего персонажа, а, значит и себя самого в сказочный мир, туда, где остальные персонажи являются не безликим дополнением к герою, а равноценными участниками действия. Наши воспитанники быстро и органично включаются в этот сложный процесс, что позволило им научиться смотреть на ситуацию глазами другого и ставить себя на его место. Постепенно выработалось умение слышать других детей, чувствовать их состояние и понимать причины их поступков.

Еще одним источником авторской сказки для нас стала копилка сказочных историй членов Педагогического Интернет-клуба и Родительской академии, размещенных в Интернете. Они тем более ценны, что позволяют взглянуть на проблему состояния ПЭН у ребенка глазами мам и пап, содержат собственный родительский опыт, написаны простым и доступным языком. Перечислю только некоторые из них: "История про девочку, которая боялась заходить в лифт", "История про мальчика, которого не слушались руки и ноги", "Сказка про маленькую маму и большую дочку".

При работе над авторской психокоррекционной сказкой мы руководствуемся рядом правил, сформулированных О.Н. Капшук:

- Вначале нужно обдумать проблему.

- Затем сформулировать основную идею сказки.

- Не стоит пользоваться вычурным или чересчур сложным языком.

- В сказке можно сочетать реальных и вымышленных персонажей

- Рассказывая о проблемах и недостатках героя, не забывать подчеркивать его достоинства.

- Помнить о юморе. Лучше, если сказка будет пронизана им насквозь.

- У сказки должен быть счастливый конец.

- Рассказывая сказку, необходимо внимательно наблюдать за реакцией ребенка.

- Не оставлять без внимания вопросы, касающиеся данной истории.

- Рассказывая сказку, не забывать время от времени спрашивать у ребенка, что, по его мнению, тревожит или пугает сказочного героя в тот или иной момент.

- По ходу сказки можно предложить ребенку проиллюстрировать её.

Напомню, что ко второй группе методов сказкотерапии относятся сказки, рассказываемые самим ребенком. Наши дети сочиняют и рассказывают сказки по следующим методикам:

1. Рассказ о сказочных героях.

Приношу в группу шкатулку, в которой находятся изображения сказочных героев, и предлагаю детям выбрать своих любимых. Дети рассказывают, почему они выбрали того или иного персонажа, описывают его характер, рассказывают, что в нем нравится и что у них общего.

2. Пересказ сказки.

Обращаю особое внимание на то, как перескажет сказку ребенок: что окажется в ней для него важным, а что – нет, на чем он заострит свое внимание, какие подробности добавит, а от каких, наоборот, предпочтет избавиться. Это важно потому, что рассказчик расставляет акценты именно на те детали, которые значимы лично для него.

3. Рассказ сказки по кругу.

Каждый из детей рассказывает небольшой отрывок хорошо известной сказки,

При этом следующий рассказчик начинает повествование с того места, на котором остановился предыдущий.

4. Рассказ сказки от лица различных персонажей.

Здесь нужно обращать внимание детей на чувства, которые испытывают герои в той или иной ситуации. В результате работы по этой методике у нас появилось много новых сказок, ведь сказка, рассказанная от лица Ивана Царевича совсем не похожа на сказку, рассказанную от лица Серого волка.

5. Переписывание или перевирание сказки.

Благодаря этой сказкотерапевтической методике у ребенка есть возможность закончить любую сказку так, как пожелает он сам. То развитие событий, которое предпочтет ребенок, будет соответствовать его внутреннему состоянию, а значит, позволит ему избавиться от внутреннего психоэмоционального напряжения.

Можно не только переписывать конец сказки, но и "перевирать" её полностью. Например, почему бы не переделать отрицательных персонажей?

Наши дети по мотивам сказки Ш.Перро "Золушка" сочинили свою сказку, в которой мачеха и ее дочери перевоспитываются, становятся добрыми и трудолюбивыми. И сразу же в их сказке дочери нашли замечательных женихов и удачно вышли замуж.

В сказкотерапии существует ещё множество замечательных методов, которые мы применяем в своей практике. Среди них:

- Калькирование – переписывание старой сказки на новый лад в совершенно ином жанре. Например, мы с детьми переделали сказку К.Чуковского "Мойдодыр" в детективную историю.

- Сказка "наизнанку" – придание сказочным героям противоположных черт характера. Так, девочка Элли превращалась у нас в трусишку, злая Бастинда становилась доброй, а "трусливый" лев ничего не боялся.

- Инсценирование сказки - наша любимая драматизация.

- Иллюстрирование сказки, когда, рисование и изготовление поделок по мотивам сказки объединяет в совместной деятельности детей и взрослых.

Хочу подробнее остановиться на приеме сказкотерапии, который стал у наших детей одним из самых любимых - решение сказочных задач. Главное достоинство этого приёма - возможность рассмотреть любую проблему с разных сторон, ведь на вопросы сказочных задач нет единственно правильного ответа. Любое решение верно, поэтому сказочные задачи служат нам прекрасным средством для решения внутренних проблем воспитанников.

Предлагаю вашему вниманию несколько вариантов сказочных задач и ответы детей.

1.1. Почему в сказке “Царевна-Несмеяна” царевна всё время плакала и никак не хотела смеяться?

1.2. Что нужно сделать, чтобы она перестала плакать и улыбнулась?

Вот как отвечали на первый вопрос дети:

Плохой сон приснился.

Скучно было.

Потому, что её родители развелись.

Поссорилась с друзьями, и ей было не с кем играть.

Потому, что её мама умерла.

Погода была плохая, шёл дождь.

Хотелось, чтобы у неё была семья – сестра, мама.

Хотелось детей.

Потому, что не умела читать, писать.

Как дети предложили решить эту задачу:

Позвать кого-то в гости, чтобы от шуток она засмеялась.

Сводить её в зоопарк.

Увидит, что хорошая погода, и засмеётся.

Подарить цветы.

Придёт принц, влюбится в неё, и она опять станет весёлой.

Научить её читать, писать.

Родить детей.

Сказать добрые слова, пожалеть.

2. Подъехал Иван-Царевич к распутью трёх дорог и увидел огромный камень. На камне было написано: “Направо пойдёшь – коня потеряешь. Налево пойдёшь – сам погибнешь. Прямо пойдёшь – ничего не найдёшь”. Какую из трёх дорог выбрал Иван-Царевич и почему?

Ответы детей:

Прямую, чтобы с ним всё было нормально и с конём.

Правую. Пешком идти не страшно, а дальше ему поможет волшебник.

Поедет прямо. Лучше ничего не найти, но и ничего не потерять.

Поедет налево, потому, что он сильный, и с ним ничего не случится.

Прямо, а жену в городе найдёт.

3. Жил да был в далёкой сказочной стране царь-государь, и была у него дочка-царевна. Царь любимой дочке всё разрешал, кроме одного - подниматься в маленькую башенку на самой вершине замка.

3.1. Как вы думаете, почему царевне не разрешалось подниматься в эту башенку?

3.2. Однажды царь уехал далеко по своим царским делам. А как поступила царевна в отсутствие папы – царя?

Ответы детей на первый вопрос:

Потому, что она могла упасть на старых ступеньках и разбиться.

Там нет огня и очень-очень темно.

Там очень холодно, и она может заболеть.

В башне жило привидение, и она очень испугалась бы, если бы его увидела.

Чтобы она раньше времени не увидела сюрприз, который её там ожидал.

Ответы детей на второй вопрос:

Поднялась наверх. (Это ответ подавляющего большинства детей).

Послушалась папу и никуда не пошла.

Попробовала подняться, но упала (провалилась) и никуда не пошла.

4. С неба упала волшебная звёздочка, её подобрала Крошечка-Хаврошечка и отпустила в небо. За это звёздочка исполнила одно, самое главное, её желание.

Что, по-вашему, попросила Крошечка-Хаврошечка?

Ответы детей:

Вернуть маму.

Вернуть корову, чтобы у неё было молоко, и Хаврошечка не голодала.

Чтобы у неё была семья.

Чтобы у неё появилось много денег.

Попросила принца.

Чтобы у неё родился сын.

Чтобы её все-все-все любили!

Надеюсь, что все мы любим и понимаем наших детей так же сильно, как они этого хотят!

Начав использовать в своей работе методы сказкотерапии, нужно помнить - результатов от лечения сказкой не стоит ждать сразу, но что они будут – несомненно. Ведь труд, терпение и доброта, как и в любой сказке, обязательно будут вознаграждены.

Литература

  1. Большова Т.В. Учимся по сказке / Т.В. Большова – СПб, Детство-Пресс, 2011.
  2. Капшук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваем, играя – Ростов-на-Дону, Феникс, 2009. Серия “ Школа развития”.
  3. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы – Москва, ЦГЛ, 2004 / Серия  “Воспитание человека”.
  4. Микляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикина Н.П. Сказкотерапия в ДОУ и семье – Москва, ТЦ Сфера, 2010 / Серия “Библиотека воспитателя”.