Объективной потребностью современного общества, особенно в условиях перестройки всех его звеньев, в том числе и образования, является поиск оптимальных путей организации учебно- воспитательного процесса. При этом центральными проблемами перестройки преподавания иностранного языка в средней школе являются вопросы определения целей, а также содержания обучения.
Практический опыт убеждает нас в том, что самое главное в обучении иностранному языку – это мотивация учащихся. Учащихся без мотивации к обучению просто не существует. Любая познавательная деятельность учащихся наряду с операционными компонентами (знания, умения, навыки) включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение). Мотивация является источником активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность, Для достижения поставленной цели кроме желания необходим объект, который, отвечая потребности, являлся бы побудителем деятельности, придал бы ей определенную конкретную направленность, т.е. необходим мотив.
Иначе говоря, мотив - это определенная потребность, но предметы этой потребности могут быть разные. Например, у одного ученика в качестве предмета потребности выступают иноязычные знания, а у другого обещанная за хорошие оценки награда.
В зависимости от связи мотивов с содержанием выполняемой деятельности различаются внешние и внутренние мотивы. В первом случае мотив, который побуждает ученика к деятельности, внутренний и по отношению к своей личности и по отношению к учёбе. Во втором случае, когда ученик учится за награды, по отношению к личности мотив внутренний. А по отношению к учебной деятельности он внешний. Внешние мотивы могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительные мотивы обусловлены чувством долга перед своими близкими, представлении об обучении как о дороге к освоению больших ценностей культуры. К получению образования.
Отрицательные мотивы вызываются угрозой, наказанием, порицанием, плохой оценкой.
В настоящее время формирование познавательной мотивации необходимо, так как это придаёт деятельности учащихся особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для него самостоятельную ценность. В основе познавательной мотивации лежит стремление познать всё новое и новое.
Цель исследования: рассмотреть различные виды методов мотивации обучения иностранному языку учащихся и выявить педагогические условия, обеспечивающие эту эффективность.
Объект исследования: мотивация обучения иностранному языку.
Предмет исследования: использование методов, стимулирующих мотивацию обучения иностранному языку в школе.
Задачи.
- Изучить теоретическую литературу по данной теме.
- Выявить факторы, влияющие на мотивацию успеха.
Примером положительного фактора, влияющим на усиление мотивации личность учителя. Учитель создаёт мотивацию у учащихся своим примером, своей заинтересованностью, своей яркостью. Серость и посредственность вряд ли заинтересует школьников, а отношение к учителю автоматически переходит в отношение к предмету. На мой взгляд, пришло время учителей, которые близки со своими учениками, если надо говорят на их языке, имеют сходные с ними интересы, современны, открыты душой для людей, честные и справедливые, но держащие дистанцию. Учитель должен быть лидером в процессе познания, а для этого он должен стать авторитетом во всех сферах общения со своими учениками.
Нет более сильного мотивирующего средства, чем собственный положительный пример, интерес учителя к иностранному языку, к культуре страны изучаемого языка, но и этим средством надо пользоваться умело, даже капля неискренности может привести к противоположному результату.
Одним из самых сильных общих мотивов является необходимость речевого реагирования в стандартных ситуациях. Поэтому на уроках можно создавать такие ситуации и учить учащихся выходу из них. Практика показала жизненную актуальность данного метода. Создать в наших условиях языковую среду невозможно, но ситуативный метод работает и здесь. Конечно же, ситуации, применяемые на уроках должны быть вариативны и учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Эффективным в обучающих и мотивирующих планах является погружение учащихся в реальную ситуацию и предоставление им возможности самостоятельно и достойно выйти из неё. Данный приём имеет огромную, мотивационную роль.
На мотивацию учебной деятельности положительно влияет чередование разнообразных видов интересной деятельности, разнообразных уроков: уроки-фантазии, уроки-поэзии, уроки-тесты.
У каждого из этих видов уроков своя доминирующая мотивация. Мотивирующее значение имеет и проведение различных мероприятий по предмету: вечера на иностранном языке, конкурсы песен на языке и другие. Здесь обычно раскрываются все таланты школьников.
Основой успеха мотивации является преемственность программ, методов и приёмов работы в классе по мере его взросления. Изучение иностранного языка на последней стадии школьного образования играет огромную, если не главную развивающую роль в процессе совершенствования всего комплекса умственных способностей человека.
Так же, благодаря наблюдениям, можно сказать, что повышение мотивации идёт через:
- вовлечение учащихся в самостоятельную работу на уроке;
- проблемность заданий и ситуаций;
- своевременный контроль знаний, умений, навыков.
Диагностика мотивации в школьной практике может успешно осуществляться методом анкетирования.
Например:
Анкета
1. С желанием и интересом ты приступил к изучению иностранного языка? Подчеркни нужное: да, нет.
2. Как обстоят дела теперь? Обведи кружочком вариант, который тебе подходит:
- учиться не хочу, не интересно;
- учиться хочу, но стало неинтересно;
- учиться хочу и учусь с прежним интересом.
3. Что побуждает тебя изучать иностранный язык:
- родители хотят, чтобы я знал иностранный язык
- считаю, что каждый образованный человек должен знать хотя бы один иностранный язык
- иностранный язык необходим для дальнейшей учёбы и будущей профессии
- изучаю иностранный язык, потому что он стоит в программе.
Анализ анкет даёт повод учителю для размышления.
Пути повышения мотивации учащихся при изучении иностранного языка:
- Личность учителя.
- Вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения.
- Характер педагогических воздействий учителя, в частности наличие стимулов и подкреплений.
- Использование инновационных технологий.
- Личностно-ориентированный подход к учащимся.
- Система внеклассных мероприятий, усиливающих мотивационную сторону изучения языка.
Литература
1. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. Проблемы и перспективы. Просвещение. 1988 г.
2. Гез Н.И. Ляховицкий М.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник. Высшая школа. 1982.
3. Леонтьев А.А. Потребности, мотивы, эмоции. Конспект лекций: Издательство МГУ. 1971 г.
4. Теоретические основы обучения иностранному языку в средней школе. Под редакцией Климентенко А.Д. Миролюбова Л.А. Педагогика, 1981 г.
5. Мотивация в изучении иностранного языка. Интернет-конференция.
6.Зарубина И.А. Оценивание как средство мотивации к изучению иностранного языка.
7. Софонов М.И. Стратегия изучения иностранного языка. 2009 г. www sofonov biz. 2009.