Игра "Поле чудес" к 300-летию М.В. Ломоносова

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Цели:

  • познакомить учащихся с некоторыми фактами из биографии ученого–физика М.В.Ломоносова при помощи красочной презентации (Приложение 1);
  • развитие логического мышления и внимания, формирование потребности в приобретении знаний;
  • воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной работой.

Задачи мероприятия:

  • способствовать возникновению интереса у большинства учеников к предмету, привлечение некоторых из них в ряды “любителей физики”;
  • повысить уровень интеллектуального мышления;
  • воспитание ответственности, умения принимать самостоятельные решения.

Игра “Поле чудес” проводилась с учащимися 7 классов.

Оборудование:

  • мультимедийная установка;
  • выставка книг по физике, портреты Ломоносова;
  • призы в шкатулках;
  • грамоты.

Ход игры

Ломоносов — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик. Великий ученый, ставший гордостью своей Родины, родился в семье помора 19 ноября 1711 г. в деревне Мишанинской, расположенной на острове в устье Северной Двины, против города Холмогоры.

Ломоносов ввел в русский язык слова: физика, атмосфера, микроскоп, минус, полюс, формула, горизонт, диаметр, радиус, пропорция, барометр, оптика, периферия, градусник, зажигательное (стекло), огнедышащие (горы), преломление (лучей), равновесие, горизонтальный, вертикальный, квадрат и тому подобных, затем издал первый в России учебник физики. В этом году страна отмечает 300-летие М.В.Ломоносова. Этому юбилею мы посвятим нашу игру.

Отборочный тур. По правильности решения и по скорости выполнения задания выбрать участников игры.

Самостоятельная работа

Выполните задания:

1 вариант 2 вариант
90 км/ч = ? м/с 108 км/ч = ? м/с
580 г = ? кг 680 г = ? кг
60 Н = ? кН 70 Н = ? кН
85 см = ? м 97 см = ? м
4,3 кН = ? Н 5,2 кН = ? Н

Ведущий: Итак, мы начинаем игру “Поле чудес”.

Приглашается первая тройка. (Ведущий представляет учащихся).

Учащиеся отгадывают отдельные буквы на табло и слово в целом, по аналогии с телеигрой “Поле чудес”. Три отгаданные буквы дают право на две шкатулки, где в одной находится приз.

Вопрос первой тройке.

Михаил Васильевич Ломоносов создал проект универсального барометра - первый статический газовый гравиметр. Изобрел аэродинамическую машину, способную подниматься на небольшую высоту (прототип современного вертолета), телескоп-рефрактор для изучения планет, прибор для определения силы ветра.

Как называется прибор для определения силы ветра? (Анемометр)

Ведущий: Еще раз поприветствуем всех участников первой тройки и особенно победителя. (Вручаются призы)

Краткая справка. В 1754-м году, изучая верхние слои атмосферы, Ломоносов создал небольшой аппарат, который назвал “аэродинамической машиной”. Это был прообраз современного вертолёта. Кроме того, он изобрёл прибор для определения силы ветра – анемометр. Ломоносов поставил вопрос об организации службы погоды, широкой сети метеорологических станций и обсерваторий, оснащённых нужными приборами

Ведущий приглашает вторую тройку.

Вопрос второй тройке.

Как в годы жизни М.В.Ломоносова называли мельчайшую частицу вещества – молекулу? (Корпускула)

Ведущий: Еще раз поприветствуем всех участников второй тройки и особенно победителя. (Вручаются призы)

Беседа со зрителями.

  • Что больше, молекула или атом?
  • Какие основные положения о молекуле сформулировал Ломоносов?
  • Одинаковы ли молекулы у всех веществ?
  • В каком состоянии вещества молекулы образуют кристаллическую решетку?

Игра со зрителями.

М. В. Ломоносов изучал природу комет, планет и других небесных тел. 26 мая 1761 года, наблюдая прохождение одной из планет по солнечному диску, обнаружил наличие у неё атмосферы. Какая это планета? (Венера)

Краткая справка.

8 июня 2004 года Венера проходила через диск Солнца. Это космическое явление было заранее вычислено и с нетерпением ожидаемо было астрономами мира. Исследование его требовалось для уточнения расстояния от Земли до Солнца, что требовало организации наблюдений из разных географических точек на поверхности земного шара — совместных усилий учёных многих стран. Они производились в 40 пунктах при участии 112 человек. На территории России организатором их был М. В. Ломоносов, обратившийся 27 марта в Сенат с донесением, обосновывавшим необходимость снаряжения с этой целью астрономических экспедиций в Сибирь, ходатайствовал о выделении денежных средств на это дорогостоящее мероприятие, он составил руководства для наблюдателей и т.д. М. В. Ломоносов. более всего интересовавшийся физической стороной явления, ведя самостоятельные наблюдения в своей домашней обсерватории, обнаружил световой ободок вокруг Венеры.

Ведущий приглашает третью тройку.

Ведущий предлагает вопрос третьей тройке игроков.

Михаил Васильевич в своей химической лаборатории проводил много опытов, разрабатывал состав стекла, фарфора. Чем занимался в это время М.В.Ломоносов? (Мозаика)

Ведущий: Еще раз поприветствуем всех участников третьей тройки и особенно победителя. (Вручаются призы)

Краткая справка.

М.В. Ломоносов построил в Усть-Рудицах стекольный завод. Он был поражен невиданным доселе  искусством складывания картины из множества кусочков цветного непрозрачного стекла – смальты.

Творчество М.В. Ломоносова: Известные портреты Петра I и П.И. Шувалова, “Полтавская баталия”, “Апостол Пётр”, св. Александр Невский, погрудный профиль Екатерины II портрет великого князя Петра Фёдоровича, портрет великой княгини Елизаветы Петровны, портрет графа М.И. Воронцова и т.д.

Финал. Ведущий приглашает финалистов.

Вопрос финалистам.

М.В.Ломоносов изучал молнию. В результате своих исследований он пришел к заключению, что человек может отвлечь молнию от своих жилищ с помощью молниеотводов. Назовите фамилию ученого, который помогал Ломоносову в изучении молнии? (Рихман)

Краткая справка.

6 августа 1753 года во время грозы, когда Рихман стоял на расстоянии около 30 см от прибора, от последнего направился к его лбу бледно-синеватый огненный шар. Раздался удар, подобный пушечному выстрелу, и Рихман упал мёртвый, а находившийся тут же гравер Соколов был повален на пол и временно оглушён.

Ломоносов, пишет: “Рихман умер прекрасной смертью, исполняя по своей профессии должность. Память его никогда не умолкнет”, но в то же время беспокоится, “чтобы сей случай не был истолкован противу приращений наук”.

Беседа со зрителями.

Какие правила безопасности поведения человека во время молнии вы знаете?

Игра со зрителями. Поставь дату!

В свои лет… (1722 г.) он начал постигать грамоту. Учился у местного служителя в православной церкви, прочитал все церковные книги. Самостоятельно прочитал и выучил “Грамматику” М.Смотрицкого и “Арифметику” Л.Магницкого.

Через 8 лет, в … году  он ушел из дома с рыбным обозом своих земляков, направлявшихся в Москву. Ему тогда исполнилось … лет. В следующем году в Москве стал студентом. Учился около 5 лет. В … году как самый лучший ученик был отправлен в Петербург в Академический университет.

Через год был отправлен за границу учиться у лучших профессоров. За 3 года он выучил языки, освоил много наук, стал образованным человеком. Спустя еще 6 лет, в … году стал профессором Петербургской Академии Наук.

Ведущий: Поприветствуем финалистов и особенно победителя. (Вручаются призы)

Суперигра.

Пушкин назвал М.В.Ломоносова великим человеком. Вам предстоит угадать слово, которым Пушкин назвал Ломоносова, восхищаясь его трудолюбием, мировоззрением, умом, талантом. (Университет)

Ведущий: Разрешается назвать четыре буквы.

Краткая справка.

А.С. Пушкин писал: “Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом”.

Познакомьтесь с высказываниями Ломоносова о знакомых вам науках:

  • Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.
  • Слеп физик без математики.
  • Химия - правая рука физики, математика – её глаз.

Домашнее задание.

Составить кроссворд по теме: к 300-летию М.В.Ломоносова (не менее 15 слов и к ним вопросы).

Подведение итогов.

Рефлексия.