Цели:
познакомить учащихся с некоторыми фактами из
биографии ученого–физика М.В.Ломоносова при
помощи красочной презентации (Приложение
1);
Задачи мероприятия:
- способствовать возникновению интереса у большинства учеников к предмету, привлечение некоторых из них в ряды “любителей физики”;
- повысить уровень интеллектуального мышления;
- воспитание ответственности, умения принимать самостоятельные решения.
Игра “Поле чудес” проводилась с учащимися 7 классов.
Оборудование:
- мультимедийная установка;
- выставка книг по физике, портреты Ломоносова;
- призы в шкатулках;
- грамоты.
Ход игры
Ломоносов — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик. Великий ученый, ставший гордостью своей Родины, родился в семье помора 19 ноября 1711 г. в деревне Мишанинской, расположенной на острове в устье Северной Двины, против города Холмогоры.
Ломоносов ввел в русский язык слова: физика, атмосфера, микроскоп, минус, полюс, формула, горизонт, диаметр, радиус, пропорция, барометр, оптика, периферия, градусник, зажигательное (стекло), огнедышащие (горы), преломление (лучей), равновесие, горизонтальный, вертикальный, квадрат и тому подобных, затем издал первый в России учебник физики. В этом году страна отмечает 300-летие М.В.Ломоносова. Этому юбилею мы посвятим нашу игру.
Отборочный тур. По правильности решения и по скорости выполнения задания выбрать участников игры.
Самостоятельная работа
Выполните задания:
1 вариант | 2 вариант |
90 км/ч = ? м/с | 108 км/ч = ? м/с |
580 г = ? кг | 680 г = ? кг |
60 Н = ? кН | 70 Н = ? кН |
85 см = ? м | 97 см = ? м |
4,3 кН = ? Н | 5,2 кН = ? Н |
Ведущий: Итак, мы начинаем игру “Поле чудес”.
Приглашается первая тройка. (Ведущий представляет учащихся).
Учащиеся отгадывают отдельные буквы на табло и слово в целом, по аналогии с телеигрой “Поле чудес”. Три отгаданные буквы дают право на две шкатулки, где в одной находится приз.
Вопрос первой тройке.
Михаил Васильевич Ломоносов создал проект универсального барометра - первый статический газовый гравиметр. Изобрел аэродинамическую машину, способную подниматься на небольшую высоту (прототип современного вертолета), телескоп-рефрактор для изучения планет, прибор для определения силы ветра.
Как называется прибор для определения силы ветра? (Анемометр)
Ведущий: Еще раз поприветствуем всех участников первой тройки и особенно победителя. (Вручаются призы)
Краткая справка. В 1754-м году, изучая верхние слои атмосферы, Ломоносов создал небольшой аппарат, который назвал “аэродинамической машиной”. Это был прообраз современного вертолёта. Кроме того, он изобрёл прибор для определения силы ветра – анемометр. Ломоносов поставил вопрос об организации службы погоды, широкой сети метеорологических станций и обсерваторий, оснащённых нужными приборами
Ведущий приглашает вторую тройку.
Вопрос второй тройке.
Как в годы жизни М.В.Ломоносова называли мельчайшую частицу вещества – молекулу? (Корпускула)
Ведущий: Еще раз поприветствуем всех участников второй тройки и особенно победителя. (Вручаются призы)
Беседа со зрителями.
- Что больше, молекула или атом?
- Какие основные положения о молекуле сформулировал Ломоносов?
- Одинаковы ли молекулы у всех веществ?
- В каком состоянии вещества молекулы образуют кристаллическую решетку?
Игра со зрителями.
М. В. Ломоносов изучал природу комет, планет и других небесных тел. 26 мая 1761 года, наблюдая прохождение одной из планет по солнечному диску, обнаружил наличие у неё атмосферы. Какая это планета? (Венера)
Краткая справка.
8 июня 2004 года Венера проходила через диск Солнца. Это космическое явление было заранее вычислено и с нетерпением ожидаемо было астрономами мира. Исследование его требовалось для уточнения расстояния от Земли до Солнца, что требовало организации наблюдений из разных географических точек на поверхности земного шара — совместных усилий учёных многих стран. Они производились в 40 пунктах при участии 112 человек. На территории России организатором их был М. В. Ломоносов, обратившийся 27 марта в Сенат с донесением, обосновывавшим необходимость снаряжения с этой целью астрономических экспедиций в Сибирь, ходатайствовал о выделении денежных средств на это дорогостоящее мероприятие, он составил руководства для наблюдателей и т.д. М. В. Ломоносов. более всего интересовавшийся физической стороной явления, ведя самостоятельные наблюдения в своей домашней обсерватории, обнаружил световой ободок вокруг Венеры.
Ведущий приглашает третью тройку.
Ведущий предлагает вопрос третьей тройке игроков.
Михаил Васильевич в своей химической лаборатории проводил много опытов, разрабатывал состав стекла, фарфора. Чем занимался в это время М.В.Ломоносов? (Мозаика)
Ведущий: Еще раз поприветствуем всех участников третьей тройки и особенно победителя. (Вручаются призы)
Краткая справка.
М.В. Ломоносов построил в Усть-Рудицах стекольный завод. Он был поражен невиданным доселе искусством складывания картины из множества кусочков цветного непрозрачного стекла – смальты.
Творчество М.В. Ломоносова: Известные портреты Петра I и П.И. Шувалова, “Полтавская баталия”, “Апостол Пётр”, св. Александр Невский, погрудный профиль Екатерины II портрет великого князя Петра Фёдоровича, портрет великой княгини Елизаветы Петровны, портрет графа М.И. Воронцова и т.д.
Финал. Ведущий приглашает финалистов.
Вопрос финалистам.
М.В.Ломоносов изучал молнию. В результате своих исследований он пришел к заключению, что человек может отвлечь молнию от своих жилищ с помощью молниеотводов. Назовите фамилию ученого, который помогал Ломоносову в изучении молнии? (Рихман)
Краткая справка.
6 августа 1753 года во время грозы, когда Рихман стоял на расстоянии около 30 см от прибора, от последнего направился к его лбу бледно-синеватый огненный шар. Раздался удар, подобный пушечному выстрелу, и Рихман упал мёртвый, а находившийся тут же гравер Соколов был повален на пол и временно оглушён.
Ломоносов, пишет: “Рихман умер прекрасной смертью, исполняя по своей профессии должность. Память его никогда не умолкнет”, но в то же время беспокоится, “чтобы сей случай не был истолкован противу приращений наук”.
Беседа со зрителями.
Какие правила безопасности поведения человека во время молнии вы знаете?
Игра со зрителями. Поставь дату!
В свои лет… (1722 г.) он начал постигать грамоту. Учился у местного служителя в православной церкви, прочитал все церковные книги. Самостоятельно прочитал и выучил “Грамматику” М.Смотрицкого и “Арифметику” Л.Магницкого.
Через 8 лет, в … году он ушел из дома с рыбным обозом своих земляков, направлявшихся в Москву. Ему тогда исполнилось … лет. В следующем году в Москве стал студентом. Учился около 5 лет. В … году как самый лучший ученик был отправлен в Петербург в Академический университет.
Через год был отправлен за границу учиться у лучших профессоров. За 3 года он выучил языки, освоил много наук, стал образованным человеком. Спустя еще 6 лет, в … году стал профессором Петербургской Академии Наук.
Ведущий: Поприветствуем финалистов и особенно победителя. (Вручаются призы)
Суперигра.
Пушкин назвал М.В.Ломоносова великим человеком. Вам предстоит угадать слово, которым Пушкин назвал Ломоносова, восхищаясь его трудолюбием, мировоззрением, умом, талантом. (Университет)
Ведущий: Разрешается назвать четыре буквы.
Краткая справка.
А.С. Пушкин писал: “Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом”.
Познакомьтесь с высказываниями Ломоносова о знакомых вам науках:
- Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.
- Слеп физик без математики.
- Химия - правая рука физики, математика – её глаз.
Домашнее задание.
Составить кроссворд по теме: к 300-летию М.В.Ломоносова (не менее 15 слов и к ним вопросы).
Подведение итогов.
Рефлексия.