Пособие "Звуки и буквы "Ч–Щ""

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


На школьный логопункт поступают учащиеся с различными недостатками речи: нарушение звукопроизношения, общее недоразвитие речи, нарушения чтения и письма, заикание и т. д.

Большинство детей с билингвизмом (двуязычием) также испытывают трудности на начальном этапе обучения. Нарушения в звуковом оформлении речи, лексико-грамматическом строе, фонематическом восприятии препятствуют усвоению учебного материала и требуют логопедической помощи. Основная задача работы логопеда с такими учениками – предупреждение и устранение ошибок, обусловленных интерференцией (переносом особенностей фонетики, лексики и грамматики родного языка в русский язык), и, в конечном итоге, обеспечение возможности успешного обучения по русскому языку и литературному чтению.

Коррекционная работа по дифференциации звуков [Ч] - [Щ] требует особого внимания в работе с детьми, страдающими билингвизмом. В условиях обучения на неродном языке (русском), учащимся – татарам приходится перестраивать слуховое восприятие, артикуляционное воспроизведение и свое представление о языковых явлениях.

Согласные Ч - Щ являются сложными звуками, это аффрикаты. Звук [Ч] образуется с помощью [т’ш’], а звук [Щ] с помощью [ш’ш’]. В данных звуках много общего – это согласные, глухие, мягкие, имеют общий компонент [ш’]. Особенностью произношения звука [ч] в татарском языке является ярко выраженная мягкость и отсутствие начальной смычки [т’]. Это приводит к тому, что дети-татары произносят его как «русский» [щ] (щипсы вместо чипсы, щайник вместо чайник).

Предлагаемые материалы мультимедийного пособия могут использоваться как выборочно при планировании занятий по дифференциации, так и в данной последовательности. С первых занятий логопед привлекает внимание к работе органов артикуляции при дифференциации звуков, к развитию фонематического слуха и восприятия, к дифференциации понятий звук и буква. С этой целью разработаны слайды «Введение в тему», «Отличия. Общее», «Акустико-артикуляционная характеристика звука Ч», «Акустико-артикуляционная характеристика звука Щ».

Слайд 3 «Введение в тему» демонстрирует изображения «дежурных» букв и чистоговорки.

Слайд 4 «Общее. Отличия». Чтобы правильно писать буквы Ч и Щ, надо прежде всего научиться различать звуки. Перед зеркалом произносятся звуки [Ч] и [Щ]. Сравнивается артикуляция оппозиционных шипящих звуков, отмечаются различия звуков и их сходство.

Слайды 5, 6. Акустико-артикуляционная характеристика звуков представлена в виде таблицы, где отражены артикуляционные характеристики (положение губ, языка, характер воздушной струи) и акустические характеристики (согласные, глухие, мягкие). Устанавливается связь с буквой (на что похожа буква), предлагается материал, насыщенный оппозиционными звуками (буквами).

Слайд 7. Составление и чтение прямых и обратных слогов, звукосочетаний (ача, ущо) проводится с целью закрепления произносительных навыков. При составлении слов из слогов внимание детей фиксируется на правописании ча – ща, чу – щу.

Слайд 8 «Разгадывание рисунков». С целью слуховой дифференциации оппозиционных звуков в словах предлагается задание по развитию зрительного восприятия.

Задание на слайде 9 «Распределение картинок по вагонам» закрепляет умение определять, какой звук [Ч] или [Щ] в словах-картинках.

Задание на слайде 10 «Нахождение букв Ч-Щ» совершенствует зрительное восприятие, умение соотнести букву с произносимым звуком.

Слайд 11 «Составление слов из букв «рассыпушек». Подобные задания направлены на развитие функции фонематического анализа и синтеза, что способствует звукопроизносительной дифференциации смешиваемых звуков.

Задание на слайде 12 направлено на закрепление дифференциации смешиваемых букв через чтение составленных слов.

Задания на слайдах 13, 14 по составлению слов из слогов с опорой на геометрические фигуры и цветовую гамму способствуют развитию функции слогового анализа и синтеза. Одновременно проводится работа по уточнению лексического значения незнакомых слов.

Слайд 15 «Восстановление букв». В процессе работы по дифференциации звуков и букв Ч-Щ предлагаются задания по совершенствованию буквенного гнозиса.

Использование разнообразных заданий на занятиях создает благоприятные условия для работы по дифференциации фонем. Для этого предлагаются всевозможные ребусы, кроссворды (слайды 16, 17, 18, 19).

Слайды 20, 21. Слова-паронимы сравниваются по звучанию, по написанию и по смыслу. Составление предложений с данными словами – важный этап в работе по различению звуков [Ч] - [Щ] на слух и соответствующих букв на письме.

Задание на слайде 22 «Составление словосочетаний» направлено на закрепление норм согласования имен существительных с именами прилагательными, что не менее важно для детей с двуязычием.

Слайд 23. Конструирование предложений – необходимый этап при работе по дифференциации шипящих. Одновременно фиксируется внимание на значениях суффиксов.

Слайд 24. На заключительном этапе работы эффективным методом является определение фонетической правильности слова. Для этого предлагаются задания с неотредактированным текстом. Логопаты должны сами найти и исправить ошибки.

Представленная работа построена, по замыслу автора, с учетом степени усложнения материала и включает в себя задания по дифференциации в слогах, словах, предложениях. На любом этапе работы логопеды работают над всеми компонентами речи, поэтому на занятиях по дифференциации идет коррекция звуковой и лексико-грамматической сторон речи, совершенствование связной речи. Логопеды из предложенных материалов могут выбирать те, которые являются наиболее приемлемыми для данного занятия и данного ученика. Любое составленное слово или словосочетание должно включаться в предложение, только так идет закрепление правильного произношения и написания, актуализация слов.

Таким образом, все задания направлены на то, чтобы ученики-логопаты выработали четкую дифференциацию смешиваемых звуков и правильно обозначали их на письме соответствующими буквами. Данное пособие может быть использовано учителями-логопедами как школьных общеобразовательных и коррекционных учреждений, так и логопедами дошкольных учреждений в качестве наглядного материала при планировании и проведении занятий. Например, при конструировании предложений (слайд «Составление предложений по картинке»), дошкольные логопеды основное внимание уделяют формированию устной речи. Школьные же логопеды, опираясь на схему предложения, фиксируя внимание на орфограммах (в частности, правописание суффиксов), записывают полученные предложения в тетрадь.

Основной формой коррекции речевых нарушений являются как групповые, подгрупповые, так и индивидуальные занятия. Применение игровых методов, которые предлагает пособие, позволяет решить основную коррекционную задачу, а именно, быстрее усвоить изучаемое с тем, чтобы восполнить пробелы в освоении языка. Использование предметных, сюжетных картинок, различных таблиц, схем способствуют устранению речевых нарушений. Работая над дифференциацией звуков и букв Ч- Щ, ученики упражняются в звуко-буквенном анализе и синтезе слов, закрепляют способы словообразования, уточняют значения многих слов, составляют предложения.

Литература:

  1. Козырева Л.М. Тетради для логопедических занятий. – Ярославль, 1999.
  2. Логопедия в школе: Практический опыт /Под ред. В.С. Кукушкина – М.:ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д., 2004.
  3. Лопухина И.С. логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. – М., 1995.
  4. Новоторцева Н.В. Комлект тетрадей по развитию речи. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  5. Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушений письма. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. – ООО «Аквариум Бук, 2004.

Приложение.