Данный урок проводится при итоговом повторении курса алгебры 7 класса. В ходе урока обучающиеся повторяют и систематизируют теоретические сведения по данной теме, повторяют основные приёмы решения задач. Данную презентацию можно также использовать во время итогового повторения в 9 и 11 классах при подготовке к итоговой аттестации (ГИА и ЕГЭ). Кроме того, в Приложении 2 содержится самостоятельная работа, которая проводится в начале следующего урока для фронтальной проверки знаний (теории и практики).
Девиз урока: Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя. Петроний.
Тип урока: урок повторения пройденного материала, обобщения и систематизации знаний.
Цели урока:
Образовательные:
- повторение основных понятий статистики: среднее арифметическое ряда, мода, медиана, размах;
- повторение основных методов решения задач по статистике;
- контроль уровня усвоения основных знаний, умений и навыков по данной теме.
Развивающие:
- развитие умений в применении знаний в конкретной ситуации;
- развитие логического мышления;
- обогащение математического словарного запаса обучающихся;
- развитие самостоятельной деятельности обучающихся.
Воспитательные:
- воспитание познавательного интереса у обучающихся к математике;
- трудолюбия, аккуратности;
- умения работать в коллективе;
- воспитание навыков самоконтроля.
Оборудование:
- карточки с заданиями для самостоятельной работы – Приложение 1;
- компьютер, экран, проектор.
Средства обучения: мультимедийная презентация к уроку.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Организационный момент. | |
На экране слайд 1: | Успокаиваются после перемены, настраиваются на работу. |
Учителем ставится цель урока: повторить понятия статистики: ряд чисел, упорядоченный ряд, среднее арифметическое ряда, размах, медиана и мода ряда, повторить основные приёмы решения задач по теме. Слайд 2 (смена слайдов – по щелчку). Сегодняшним девизом урока будут слова древнеримского писателя Петрония: «Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя». Учитель сообщает план урока: 1. повторение теоретических вопросов темы; 2. решение основных типов задач в парах; 3. самостоятельная работа обучающихся в парах. |
Ученики слушают учителя. |
2. Опрос обучающихся по заданному на дом материалу. | |
Вам необходимо было дома повторить п. 9,10 учебника. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: - какой ряд называется упорядоченным? - что называется средним арифметическим ряда чисел? - что такое размах ряда? - дайте определение моды. - дайте определение медианы ряда. |
Ученики отвечают на поставленные вопросы. |
3. Практическая часть. | |
1. А теперь вспомним основные приёмы решения задач на нахождение статистических характеристик. Слайды 3–9 (смена слайдов – по щелчку). Учитель вместе с обучающимися просматривает слайды, акцентируя внимание на основных определениях. Формулах, методах решения задач. Формулы записываются в тетрадь. |
Обучающиеся вместе с учителем разбирают решение задач. Формулы записывают в тетради. |
2. Решаем задачи, которые заданы на экране. Вам можно советоваться друг с другом, соблюдая при этом все правила групповой работы! Слайд 10 (смена слайдов – по щелчку). |
Обучающиеся решают примеры, при этом они могут советоваться друг с другом или, вообще, решать вместе. |
3. Во время работы обучающихся, учителю необходимо уделить внимание, все ли обучающиеся упорядочили ряд во втором задании, для этого и используется слайд 13. Проверим ваши ответы. Слайды 11–14 (смена слайдов – по щелчку). |
Вместе с учителем сверяют ответы. |
4. А теперь решаем задачи, которые у вас написаны в карточках (см. приложение 1). Если у вас возникает вопрос, вы можете обратиться ко мне или соседу по парте. Постепенно, по мере выполнения вами заданий, мы будем их сверять с ответами на экране. Во время работы учитель контролирует обучающихся, особое внимание уделяя более слабым обучающимся и парам, помогает справиться с заданиями. Учитель контролирует объём выполнения заданий обучающихся. По мере выполнения заданий показывается слайд 15 (ответы на каждое задание выплывают по щелчку). |
Начинается самостоятельная работа в парах. |
4. Итоги урока. | |
Заканчивая урок, я хотела бы вас спросить: «Какие основные характеристики мы сегодня повторили? Какие формулы? Вы довольны уроком?» |
Ученики отвечают. |
Пока вы решали задачи, я проверяла вашу работу: объём, качество, количество. И на основании этого, а также с учётом устной работы, мною поставлены следующие оценки… После урока подайте дневники для выставления оценок. |
|
5. Домашнее задание. | |
Из учебника: повт. п. 9, 10, №№ 168(б), 172, 193, 176. В начале следующего урока будет самостоятельная работа, обращаю ваше внимание, что в ней будут содержаться кроме задач и теоретические вопросы. Слайд 16. Всего вам доброго! Спасибо за урок! |
Литература:
- Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др. Алгебра. 7 класс, учебник, 2009.
- Ткачёва М.В., Фёдорова Н.Е. Элементы статистики и вероятность. Учебное пособие для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2004.
- Мордкович А.Г., Семёнов П.В. События. Вероятности. Статистическая обработка данных. Дополнительные параграфы к курсу алгебры 7-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2004.
- Виленкин Н.Я. Комбинаторика. – М.: издательство «Наука», 1969.
- Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Элементы статистики и теории вероятностей. Учебное пособие для учащихся 7-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.:Просвещение, 2003.