Цель: обогащение, уточнение и активизация словарного запаса по теме “Осень”.
Задачи.
1. Обогатить и активизировать словарный запас по теме “Осень” (предметный словарь, словарь признаков, глагольный словарь).
2. Развивать грамматический строй речи (подбор родственных слов, работа с относительными прилагательными).
3. Активизировать знания по темам: деревья, перелетные птицы, дикие животные.
4. Развивать умение отвечать на вопрос развернутым предложением.
5. Совершенствовать слуховое внимание и умение выполнять инструкции.
6. Развивать общую моторику.
7. Воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование: проектор и экран, ноутбук с презентацией, осенние листочки с: березы, клёна, дуба, рябины, липы.
Ход занятия
I. Оргмомент.
Дети заходят в кабинет, стоят полукругом.
Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в сказку, чтобы туда попасть, нам нужно поиграть в волшебную игру. Я буду говорить и показывать разные действия, но вы должны делать только то, что я говорю.
Ход игры: логопед показывает – руки в стороны и делает руки в стороны, показывает руки вверх – говорит руки вниз и т.д.
Дети выполняют задание и садятся на стулья.
II. Изучение нового материала.
Дети сидят на стульях перед экраном.
(Слайд №2). Презентация
Логопед: Мы с вами попали в сказочную страну. Нас встречают 4 подружки, как вы думаете кто это?
Дети: Это времена года.
Логопед: Правильно. Как вы догадались?
Дети высказывают свои предположения.
Логопед: Какие времена года бывают?
Дети отвечают по очереди, называя по одному времени года, потом один ребёнок обобщает сказанное.
Логопед: Что идет после лета?
Аналогичные вопросы: какое время года между зимой и летом, что идет после зимы и т.п.
Дети отвечают.
(Слайд № 3)
Логопед: Какое сейчас время года?
Дети: Сейчас время года - осень.
(Слайд № 4)
Логопед: Нас в свою сказочную страну пригласила осень. Она приготовила картинки из своей страны для того, чтобы вы всегда могли узнать её, когда она придет к нам в город. Посмотрите на первую картинку, как вы поймете, что пришла осень?
Аня: Осенью солнце светит, но не греет. Дни становятся короче.
(Сайд № 5)
Логопед: Посмотрите на следующую картинку, как ещё можно понять, что пришла осень?
Антон: Я понял, что пришла осень, потому что за окном часто идут дожди.
Логопед: Что может делать дождь?
Предполагаемые детские ответы: Дождь может идти, моросить…
Логопед: Какие слова родственники, вы знаете у слова дождь?
Предполагаемые детские ответы: дождик, дождевик, дождливый…
(Слайд № 6)
Логопед: Смотрим на следующую картинку.
Диана: Я поняла, что пришла осень, потому что листочки желтеют и краснеют.
(Слайд № 7)
Логопед: Давайте посмотрим, какую ещё картинку нам приготовила осень.
Даша: Я поняла, что пришла осень, потому что с деревьев опадают листья.
Логопед: Как называется явление, когда опадают листья?
Саша: Явление, когда опадают листья с деревьев, называется листопад.
Логопед: Какие слова родственники у слова лист вы знаете?
Предполагаемые детские ответы: листок, листик, листочек, листва, лиственный, лиственница.
Логопед: Аня, расскажи, как ребята поняли, что пришла осень?
Аня: Мы поняли, что пришла осень, потому что солнце светит, но не греет. Часто идут дожди. Листочки на деревьях желтеют и краснеют. С деревьев опадают листья.
IV. Физминутка.
Дети встают со своих мест и выбирают заранее подготовленные листочки.
Логопед: Осень принесла вам листочки и предлагает с ними поиграть. Олег, ты какой листок?
Олег:
Я кленовый листок.
Все дети отвечают по очереди.
Логопед: Представим, что мы с вами листочки.
Мы, листики осенние, (показывают друг другу листочки)
На веточках сидели. (потрясли свои листочки)
Ветер дунул, полетели. Мы летели, мы летели. (идут по кругу, взмахивая листочками)
И на землю тихо сели. (дети присаживаются)
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял. (побежали по кругу)
Повертел их, покружил. (кружатся вокруг себя)
И на землю опустил. (дети присаживаются)
Дети повторяют слова и действия за логопедом.
Логопед: Теперь устроим листопад. Положите на ладонь свои листочки и сдуйте их с ладошки.
Дети выполняют задание.
III. Изучение нового материала.
Дети садятся на свои места перед экраном.
(Cлайд № 8)
Логопед: Посмотрите, какой следующий признак у осени?
Аня: Птицы улетают на юг.
Логопед: Все птицы улетают на юг?
Дети: Нет, только перелетные.
Логопед: Каких перелётных птиц, вы помните?
Дети по очереди называют птиц.
(Cлайд № 9)
Логопед: Что дикие животные делают осенью?
Предполагаемые детские ответы: Животные готовятся к зиме. Белочки делают запасы на зиму. Медведи впадают в спячку. Зайчики меняют шкурки с серой на белую. И т.п.
(Слайды № 10,11,12)
Логопед: Чем люди занимаются осенью?
Предполагаемые детские ответы: Собирают урожай (выкапывают картошку, собирают яблоки и т.п.), надевают теплую одежду.
(Cлайд № 13)
Логопед: Какая осень бывает?
Предполагаемые детские ответы: Золотая, дождливая и т.п.
Логопед: Какие отличия у ранней и поздней осени?
Дети высказывают свои предположения.
(Слайды № 14, 15, 16)
Логопед: Какие осенние месяцы вы помните?
Детские ответы: Сентябрь, когда ребята идут в школу, октябрь - в это время часто идут дожди и опадают листья с деревьев, ноябрь – наступает поздняя осень, деревья стоят голые, на улице становится ещё холоднее.
Хоровое проговаривание всех осенних месяцев. Логопед обобщает все сказанное детьми.
IV. Подведение итога. Оценка деятельности детей.
(Слайд № 17)
Логопед: Осень прощается с вами. Она надеется, что вы теперь сможете всегда узнать, когда она придет к вам погостить. Про что мы разговаривали на занятии?
Олег: Про приметы осени.
Логопед: Какие приметы осени вы запомнили?
Дети отвечают на вопрос.
Логопед: Какие месяцы называются осенними?
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Логопед: Все молодцы. Сейчас сможет пойти в группу только тот, кто скажет, какая осень.
Дети отвечают на вопрос и выходят из кабинета.