«… мир устроен грозно и прекрасно.
Но легче там , где поле и цветы.»
Н.Рубцов
Давайте любить и охранять нашу природу и стараться узнавать о ней как можно больше. (плакаты на доске)
Цели урока: отработка навыков умножения и деления обыкновенных дробей, расширение знаний учении ков об окружающей их природе, воспитание бережного отношения к ней.
Оборудование :компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями, плакаты.
Ход урока
I. Логическое упражнение.
Назовите лишнее слово: сумма, разность, множитель, частное. Повторить названия компонентов при делении и умножении. (слайд 3)
II. Сообщение темы урока.
III. Устно.
Найдите ошибку :
- 2 *5 = * .
- 6 * (2 + ) =6 + .
- : 5 = * .
- 24 : = .
- 2 : 5 = : = .(слайд 4)
Повторить правила умножения и деления обыкновенных дробей.
IV. Задание на смекалку.
(слайд 5)
Из трех чисел 4, 0,3 и выберите одно, которое можно вставить в пустой кружок.
V. Повторение формул, которые потребуются при решении задач.
V =a*b*c, s = v t, S =a b , S =а², P =2 ( a + b ), v= , P= 4 a.
Формулы – на лепестках ромашки.(слайд 6 )
Музыкальная минутка.
(Звучит мелодия Чайковского «Июль. Песнь косаря»)
VI. Работа в группах по отработке навыков умножения и деления обыкновенных дробей.
В какое время года мы попали? Давайте мысленно пройдем по лугу, на котором можно встретить множество дикорастущих растений. А наш Озерский край – уголок разнообразной природы Подмосковья. Она истинно русская, с живописными, очень красивыми местами на берегах и в долинах реки Оки . К северу в 7 км от г. Озеры, между селами Горы, Белые Колодези д. Каменка расположен государственный природный заказник – Нагорная Дубрава. В ней на площади 90 га, из них 27 га – луга, сохранился реликтовый дубовый лес(скальные деревья)южного характера, с 841 элементами различных деревьев: вяз, ясень, терн, костер, дикие яблони и груши, бересклет, крушина, ракитник. В травяном покрове представители степной флоры: будяк, степной ковыль ,тимофеевка; редкие : любка двулистная, козелец, ветреница, горечавка, ластовен и другие. Это феномен Окской флоры, изучаемой до сих пор учеными. С древнейших времен человек употреблял дико растущие растения в пищу наряду с культурными.(слайд 7)
Выполнив задания к карточкам 1–6, ребята узнают названия этих растений.
Карточка 1
Номер задания | ц | с | и | а | к | л | е |
1 | 7 | 7 | |||||
2 | 2 | 4 | 4 | ¼ | |||
3 | 15 | 17 | 1 | 3/15 | 10 | 8/17 | 19 |
4 | 2 | 8/9 | 7/9 | 7/2 | 15 | 2 | 16 |
5 | 2 | 7/8 | 1 | 1/9 | 10/21 | 17/18 | 9 |
6 | 1/15 | 1/5 | 3/5 | 15/3 | 4/3 | 3/4 | 2 |
7 | 50 | 50 | 40 | 45 | 45 | 60 | 70 |
Задания к карточке 1:
- 7 * 1 =
- 5/21 *42 *1/5 =
- 7( 3/7 + 2) =
- Найдите площадь квадрата, если длина его стороны 1 м.
- Решите уравнение: 3/7 x = 3/7
- 22/65 : 5 =
- Расстояние между двумя городами 420 км. Поезд прошел это расстояние за 9 ч. Какова скорость поезда?
Карточка 2
Номер задания | К | и | ц | о | р | а | й |
1 | 3/4 | 1/2 | 3/4 | 1/4 | 1/2 | 3 | 4 |
2 | 2 | 2 | 1/4 | 9/5 | 8 | 4/5 | 7 |
3 | 1/5 | 1/4 | 1/3 | 3/4 | 4/5 | 8 | 9 |
4 | 12 | 15 | 30 | 20 | 50 | 80 | 90 |
5 | 1 | 1/5 | 5 | 6 | 1 | 3/4 | 9/5 |
6 | 1 | 5/3 | 2/3 | 1/3 | 3/2 | 4/3 | 5/8 |
7 | 10 | 20 | 1 | 15 | 1/8 | 1/10 | 8 |
Задания к карточке 2:
- 2*1/2 *3/4 =
- 20 *9/80 =
- 3/4 *4/7 *7/15 =
- Какое расстояние проедет автомобиль за 5/12 ч, если его скорость 48 км/ч?
- Решите уравнение : x : 6/17 = 3.
- 3 : 2 =
- На сколько кусков можно разрезать лист фанеры площадью 2 м² , если площадь одного из кусков должна быть 3/10 м² ?
Карточка 3
Номер задания | а | к | п | л | ч | е | т | и |
1 | 1/5 | 2/5 | 2 | 3/5 | 5 | 1/3 | 5 | 4 |
2 | 5/3 | 1/3 | 2/3 | 1 | 7/3 | 11/3 | 9/2 | 9 |
3 | 1 | 16/5 | 0 | 32/15 | 2/3 | 4 | 3 | 2/15 |
4 | 3 | 3/4 | 13/3 | 9 | 2 | 11 | 2/3 | 3/2 |
5 | 3/2 | 1/2 | 2 | 2/3 | 1/5 | 5 | 7/3 | 11/3 |
6 | 25 | 24 | 10/9 | 9 | 24 | 27 | 25 | 20 |
7 | 10 | 9 | 1 | 0 | 15 | 20 | 9/14 | 21 |
8 | 32 | 10 | 15 | 20 | 15 | 18 | 4 | 0 |
Задания к карточке 3 :
- 3 * 18/100 =
- 2 * 5/6 =
- 3 * 0 *2/3 =
- Скорость пешехода 3 км /ч. Какое расстояние пройдет пешеход за 3/5 ч ?
- Решите уравнение : ½ x=3/4.
- 2 : 1/10 + 9/10 =
- 3/5 : 1 * 25 =
- В классе 12 мальчиков. Это составляет 3/8 всех учащихся класса. Сколько учащихся в классе?
Карточка 4.
Номер задания | р | и | п | е | к | й |
1 | 1/9 | 1 | 1/10 | 9/10 | 1 | 8 |
2 | 20 | 19 | 21/2 | 13/4 | 4 | 19 |
3 | 24/31 | 1/5 | 2/5 | 1/2 | 2 | 5 |
4 | 3/7 | 4/7 | 7 | 4 | 4 | 7 |
5 | 10 | 4 | 70 | 1 | 20 | ½ |
6 | 40 | 39 | 1 | 100 | 18 | 52 |
Задания к карточке 4 :
- 3/5 * 1 =
- 4 ( 5 – ) =
- Вычислите объем прямоугольного параллелепипеда, если его измерения ¾, 4/5,и 2/3 м.
- (1/2 + 2 ) : 7 =
- 5 : 2 * =
- Витя начертил два угла. Один из них 130°, а другой – в 2 раза меньше. Чему равен второй угол ?
Карточка 5
Номер задания | ч | в | о | к | а | д | и | у | н |
1 | 6 | 1/8 | 1/6 | 7/5 | 8 | 22 | 1/21 | 9/22 | 2/15 |
2 | 1/10 | 2/5 | 3/2 | 3 | 9/2 | 10 | 7/12 | 1/7 | 5 |
3 | 1/7 | 2/9 | 7/15 | 9 | 21 | 1/21 | 15/2 | 7 | 15 |
4 | 7/2 | 3, 38 | 1/2 | 3 | 9 | 12/31 | 10 | 12 | 5 |
5 | 1/2 | 1 | 9/12 | 3 | 3/14 | 2/9 | 1/4 | 2 | 1/21 |
6 | 30 | 40 | 1/20 | 5/9 | 25 | 1/5 | 70 | 81 | 5 |
7 | 1/5 | 5 | 3/2 | 7/8 | 10 | 9/10 | 60 | 1/25 | 1/10 |
8 | 1/7 | 7 | 27/10 | 19/2 | 10 | 7/10 | 2/7 | 15/26 | 15 |
9 | 10 | 1/10 | 60 | 40 | 90 | 100 | 120 | 1/20 | 1/80 |
Задания к карточке 5 :
- 11/21 * 7/22 =
- 5/21 * 42 =
- 18 * 1 6 10 * 2 =
- Ширина прямоугольника 1 см, что в два раза меньше длины. Найдите площадь прямоугольника.
- 1 : 5 =
- 30 – 1 : 1/25 =
- 2 : 11 =
- Решите уравнение : 7/8 x + 1/3= 7/12.
- Объем одной комнаты 60 м³, а другой – в 1 раза меньше. Вычислите объем другой комнаты.
Карточка 6
Номер задания | ь | н | о | л | п | Ы |
1 | 5 | 1/5 | 7/5 | 10 | 3/5 | 2/9 |
2 | 1/9 | 2/5 | 1 | 15 | 2/3 | 4/7 |
3 | 10 | 20 | 1/10 | 4/9 | 30 | 9/4 |
4 | 30 | 0 | 1/7 | 1/2 | 1/4 | 12 |
5 | 2 | 15 | 1/3 | 2/5 | 100 | 1/5 |
6 | 1 | 1/3 | 30 | 90 | 1/20 | 50/3 |
Задания к карточке 6 :
- 1.Вычислите : (2/3+7/3) : 5
- Решите уравнение : 1/4 x = ¼
- Найдите площадь квадрата со стороной 2/3 м.
- 3/22 * 88 =
- 20 – 1 : 1/5 =
- 10/23 * 46/20
В результате работы с карточками у детей должны появиться следующие названия: Кислица, цикорий, лапчатка, кипрей, одуванчик, полынь.
А теперь узнаем, что это за растения и каковы их свойства. Посмотрим на экран. (слайды 8-21)
VII. Итоги урока. Рефлексия.
VIII. Домашнее задание.
Составьте для лото 12 (6+6) примеров на умножение и деление обыкновенных дробей.
Литература:
- Математика .Учебник для 6 класса/под редакцией Н.П. Матвеева. – СПб.: Специальная Литература, 1999.
- Приложение к газете «Первое сентября». Математика, 1998.
- А.П. Доронина.Энциклопедия сел и деревень Озерского района, 2002.