Цели:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о существительном как части речи, его морфологических признаках, синтаксической роли.
- Расширить знания учащихся о роли существительных в речи.
- Способствовать развитию у школьников речи, мышления, памяти.
Ход урока
Слово учителя.
Сегодня у нас заключительный урок по теме « Имя существительное». Мы проведём его в форме игры-путешествия. Вот наша карта (на доске).
Страна Морфология очень большая, и мы будем путешествовать по ней в течение всего учебного года. А сегодня мы посетим только одну область. Как вы думаете, какую? (Область Имени Существительного).
Но прежде чем отправиться, мы должны получить билеты на поезд. Для этого нужно ответить на вопросы:
- Почему область Существительных расположена в стране Морфологии?
- От одного ученика из страны Морфологии я услышала определение имени существительного, но этот ученик не совсем верно знает правило. Найдите ошибки. (Читаю правило: имя существительное- это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? и что? Имена существительные бывают собственными и нарицательными. Изменяются по родам, числам и падежам.)
- А одна девочка из той же страны сказала, что все существительные относятся к 1, 2 и 3 склонению. Так ли это?
- На столе учеников той же страны я нашла вот эти 2 пакета (показываю)
Нет ли здесь ошибки?
Выводы: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданиями, получите билеты.
Раздаю билеты. На них – 2 задания.
- Кроссворд, который разгадывается в течение всего урока, и в нём содержится словесная оценка за урок.
- Задание по ст. Синтаксической.
КАРТОЧКА-БИЛЕТ.
- Сущ. 1 скл., обозначающее водоплавающую птицу.
- Сущ. 3 скл., живёт в доме, враг – кот.
- Сущ. 3 скл., обозначающее время суток.
- Деревянный крестьянский дом, сущ. 1 скл.
- Место, где выступают клоуны, дрессировщики, сущ. 2 скл.
- Сущ. 2 скл., слово, являющееся противоположным синониму.
Ребята, разгадав кроссворд, прочитают по вертикали слово УМНИЦА (оно заранее не написано).
Задания к кроссворду на карточке не записаны, они диктуются устно, и ученик определяет ответ на слух. Но в карточке даётся задание для синтаксического разбора.
Делаем записи в тетради. Тетрадь- наш путевой дневник.
– Отправляемся в путешествие Ст. ЛЕКСИЧЕСКАЯ.
– Когда вы шли в школу, вы, конечно, заметили, как красиво на улице.
Какие очень красивые существительные вам встретились? Запишите их в тетрадь. (Выбираем самые красивые: БЕЛИЗНА, СИНЕВА, КРАСОТА, ОБЛАЧНОСТЬ, СУГРОБЫ, МОРОЗ и др.).
– Я тоже нашла интересное слово. Но ещё раньше (осенью) я нашла похожее слово. Скажите, которое из них я нашла сегодня, а которое – осенью?
Показываю карточки
(Ребята объясняют, составляем предложения с данными словами).
– Молодцы! А теперь заполните первую строчку в кроссворде. (Читаю задание).
– А в это время мы уже подъехали к ст. СКЛОНЕНИЙ и ПАДЕЖЕЙ.
Ответьте на вопросы:
- А зачем нужно знать падежи и склонения?
- Какие склонения вы знаете? Что нового о склонении мы узнали в 6 классе?
- На станции мне дали лист со словами. Допишите в них окончания существительных, обозначьте условия выбора орфограмм. Проверка с помощью сигнальных карточек.
На выставк…, в ине…, в крепост…, в тетрад…, у знамен…, в алле…, на лекци…, в санатори…, по имен…, в расписани….
– А какие ещё орфограммы вы нашли в этих словах? (Объясняют подчёркнутые орфограммы).
– Обратите внимание на плакат, который находится на здании этой станции. Видимо, дождём смыло окончания. Допишите их, объясните правописание.
Солнечн… Сочи встречает гостей. |
Красив… Ингури приглашает гостей на свои берега. |
– В чём особенность этих существительных? Как определить у них род?
– А сейчас заполните вторую строчку кроссворда.
– А мы уже на станции ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНОЙ. Сейчас мы отправим на станцию «разведчиков». Они узнают, какие там живут суффиксы и приставки.
(Выходит по 1 человеку с каждого ряда, вставляют пропущенные буквы).
копиров…ик | ореш…к | петуш…к |
буфет…ица | сыноч…к | овраж…к |
объезд…к | гвозд…к | старич…к |
перенос…ик | карандаш…к | зайч…нок |
воз…ик | кусоч…к | точ…чка |
– А мы в это время выйдем на перрон и посмотрим, что там происходит.
Наблюдения запишем в путевой дневник.
Читаю.
- На перроне появились железнодорожники, обслуживающие прицеп вагонов, и к нашему поезду прицепили ещё один вагон. Кто эти люди?
- Ещё один железнодорожник в форме начал проверять цельность колёс и смазал их. Кто это?
- В конце перрона засверкала сварка. Это работают ...?
- В ста метрах от перрона приземлился вертолет. Из кабины вышел ...?
- Группа рабочих стала выгружать из вертолёта груз и грузить в прицепленный вагон. Кто эти люди?
- А вот подошёл встречный поезд с иностранной делегацией, которую сопровождает специалист по переводу с одного языка на другой. Кто это?
(Зачитывают слова, объясняют написание суффиксов.)
Проверяем "разведчиков". "Саперы" "разминируют"- объясняют правило.
– Заполняем 3-ю и 4-ю строки кроссворда.
– А мы уже на следующей станции, но её название стерлось. 3ато на перроне я нашла вот этот огромный пакет. Я заглянула в него и испугалась. Может быть, не надо открывать?
(Ребята просят открыть).
Вынимаю из конверта карточки со словами:
ГРЯЗНУЛЯ, 3АДИРА, 3А3НАЙКА, ЗАБИЯКА, ОБЖОPА, РАСТРЁПА, НЕРЯХА, РАСТЯПА, НЕВЕЖА, ПЛАКСА.
– На какой же мы станции?
(Ребята называют ст. Общего рода.)
– Составьте 2 предложения с любыми из этих существительных, показывающие род существительных. (Составляют).
– А в конверте ещё 2 карточки. Достать их? (Да) (Достаю)
ДОКТОР
ВРАЧ
Почему они оказались в этом же конверте? (Ребята отвечают, составляют предложения с одним из этих слов).
– Заполняем 5-ю и 6-ю строки кроссворда (заполняют).
– Какое слово у вас получилось?
УМНИЦА
– Это ваша оценка за урок. Поднимите руки, кто её получил?
– А сейчас заполните ваш билет и сдайте.
(Выполняют синтаксический разбор).
Выводы.