Урок русского языка по теме "Имя существительное". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о существительном как части речи, его морфологических признаках, синтаксической роли.
  2. Расширить знания учащихся о роли существительных в речи.
  3. Способствовать развитию у школьников речи, мышления, памяти.

Ход урока

Слово учителя.

Сегодня у нас заключительный урок по теме « Имя существительное». Мы проведём его в форме игры-путешествия. Вот наша карта (на доске).

Страна Морфология очень большая, и мы будем путешествовать по ней в течение всего учебного года. А сегодня мы посетим только одну область. Как вы думаете, какую? (Область Имени Существительного).

Но прежде чем отправиться, мы должны получить билеты на поезд. Для этого нужно ответить на вопросы:

  1. Почему область Существительных расположена в стране Морфологии?
  2. От одного ученика из страны Морфологии я услышала определение имени существительного, но этот ученик не совсем верно знает правило. Найдите ошибки. (Читаю правило: имя существительное- это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? и что? Имена существительные бывают собственными и нарицательными. Изменяются по родам, числам и падежам.)
  3. А одна девочка из той же страны сказала, что все существительные относятся к 1, 2 и 3 склонению. Так ли это?
  4. На столе учеников той же страны я нашла вот эти 2 пакета (показываю)

Нет ли здесь ошибки?

Выводы: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданиями, получите билеты.

Раздаю билеты. На них – 2 задания.

  1. Кроссворд, который разгадывается в течение всего урока, и в нём содержится словесная оценка за урок.
  2. Задание по ст. Синтаксической.

КАРТОЧКА-БИЛЕТ.

  1. Сущ. 1 скл., обозначающее водоплавающую птицу.
  2. Сущ. 3 скл., живёт в доме, враг – кот.
  3. Сущ. 3 скл., обозначающее время суток.
  4. Деревянный крестьянский дом, сущ. 1 скл.
  5. Место, где выступают клоуны, дрессировщики, сущ. 2 скл.
  6. Сущ. 2 скл., слово, являющееся противоположным синониму.

Ребята, разгадав кроссворд, прочитают по вертикали слово УМНИЦА (оно заранее не написано).

Задания к кроссворду на карточке не записаны, они диктуются устно, и ученик определяет ответ на слух. Но в карточке даётся задание для синтаксического разбора.

Делаем записи в тетради. Тетрадь- наш путевой дневник.

– Отправляемся в путешествие Ст. ЛЕКСИЧЕСКАЯ.

– Когда вы шли в школу, вы, конечно, заметили, как красиво на улице.

Какие очень красивые существительные вам встретились? Запишите их в тетрадь. (Выбираем самые красивые: БЕЛИЗНА, СИНЕВА, КРАСОТА, ОБЛАЧНОСТЬ, СУГРОБЫ, МОРОЗ и др.).

– Я тоже нашла интересное слово. Но ещё раньше (осенью) я нашла похожее слово. Скажите, которое из них я нашла сегодня, а которое – осенью?

Показываю карточки

(Ребята объясняют, составляем предложения с данными словами).

– Молодцы! А теперь заполните первую строчку в кроссворде. (Читаю задание).

– А в это время мы уже подъехали к ст. СКЛОНЕНИЙ и ПАДЕЖЕЙ.

Ответьте на вопросы:

  1. А зачем нужно знать падежи и склонения?
  2. Какие склонения вы знаете? Что нового о склонении мы узнали в 6 классе?
  3. На станции мне дали лист со словами. Допишите в них окончания существительных, обозначьте условия выбора орфограмм. Проверка с помощью сигнальных карточек.

На выставк…, в ине…, в крепост…, в тетрад…, у знамен…, в алле…, на лекци…, в санатори…, по имен…, в расписани….

– А какие ещё орфограммы вы нашли в этих словах? (Объясняют подчёркнутые орфограммы).

– Обратите внимание на плакат, который находится на здании этой станции. Видимо, дождём смыло окончания. Допишите их, объясните правописание.

Солнечн… Сочи встречает гостей.
Красив… Ингури приглашает гостей на свои берега.

– В чём особенность этих существительных? Как определить у них род?

– А сейчас заполните вторую строчку кроссворда.

– А мы уже на станции ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНОЙ. Сейчас мы отправим на станцию «разведчиков». Они узнают, какие там живут суффиксы и приставки.

(Выходит по 1 человеку с каждого ряда, вставляют пропущенные буквы).

копиров…ик ореш…к петуш…к
буфет…ица сыноч…к овраж…к
объезд…к гвозд…к старич…к
перенос…ик карандаш…к зайч…нок
воз…ик кусоч…к точ…чка

– А мы в это время выйдем на перрон и посмотрим, что там происходит.

Наблюдения запишем в путевой дневник.

Читаю.

  1. На перроне появились железнодорожники, обслуживающие прицеп вагонов, и к нашему поезду прицепили ещё один вагон. Кто эти люди?
  2. Ещё один железнодорожник в форме начал проверять цельность колёс и смазал их. Кто это?
  3. В конце перрона засверкала сварка. Это работают ...?
  4. В ста метрах от перрона приземлился вертолет. Из кабины вышел ...?
  5. Группа рабочих стала выгружать из вертолёта груз и грузить в прицепленный вагон. Кто эти люди?
  6. А вот подошёл встречный поезд с иностранной делегацией, которую сопровождает специалист по переводу с одного языка на другой. Кто это?

(Зачитывают слова, объясняют написание суффиксов.)

Проверяем "разведчиков". "Саперы" "разминируют"- объясняют правило.

– Заполняем 3-ю и 4-ю строки кроссворда.

– А мы уже на следующей станции, но её название стерлось. 3ато на перроне я нашла вот этот огромный пакет. Я заглянула в него и испугалась. Может быть, не надо открывать?

(Ребята просят открыть).

Вынимаю из конверта карточки со словами:

ГРЯЗНУЛЯ, 3АДИРА, 3А3НАЙКА, ЗАБИЯКА, ОБЖОPА, РАСТРЁПА, НЕРЯХА, РАСТЯПА, НЕВЕЖА, ПЛАКСА.

– На какой же мы станции?

(Ребята называют ст. Общего рода.)

– Составьте 2 предложения с любыми из этих существительных, показывающие род существительных. (Составляют).

– А в конверте ещё 2 карточки. Достать их? (Да) (Достаю)

ДОКТОР

ВРАЧ

Почему они оказались в этом же конверте? (Ребята отвечают, составляют предложения с одним из этих слов).

– Заполняем 5-ю и 6-ю строки кроссворда (заполняют).

– Какое слово у вас получилось?

УМНИЦА       

– Это ваша оценка за урок. Поднимите руки, кто её получил?

– А сейчас заполните ваш билет и сдайте.

(Выполняют синтаксический разбор).

Выводы.