Основная цель занятия:
- создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации;
- применение знаний, умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассовую, групповую и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.
Цели занятия:
- развивать технику чтения;
- продолжить обучение нахождению поэтических образов в природе;
- учить детей бережному отношению к природным объектам;
- закрепить знания о признаках времени года в неживой природе и изменения живого в природе;
- обучать эмоциональному восприятию от общения с поэзией великих поэтов.
Продолжительность занятия: 2 урока.
Предметные области: окружающий мир, внеклассное чтение.
Оборудование и материалы:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- презентация к уроку;
- учебник. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 2 кл.- М.: Просвещение, 2008.
- карточки с названиями профессий и их формулировкой;
- рисунки о зиме, выполненные учениками;
- отзывы на стихи о зиме, написанные учениками;
Организация деятельности: групповая, коллективная, индивидуальная работа.
Система оценивания, подведение итогов: вербальная оценка, эмоциональное восприятие одноклассников.
План работы:
- организационный момент;
- актуализация знаний детей;
- введение в тему урока, проблемная ситуация;
- работа над новым материалом:
- первичное усвоение нового материала;
- осознание и осмысление учебной информации;
- подведение итогов.
Планируемые результаты начального общего образования.
Программа формирования универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты)
Раздел «Личностные универсальные учебные действия»
У ученика будут формироваться:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной литературой.
Раздел «Регулятивные универсальные учебные действия»
Ученик развивает навыки:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Раздел «Познавательные универсальные действия»
Ученик учится:
- строить речевое высказывание в устной форме;
- Раздел «Коммуникативные универсальные учебные действия»
Ученик учится:
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое, владеть высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ход урока
I. Настрой
Игра-ледокол «Здравствуйте» (ученики – гостям и друг другу хлопают в ладоши и говорят «Здравствуйте») [1].
Учитель: С каким настроением начинаете урок?
II. Проверка домашнего задания
Учитель: Какую тему изучали на прошлом уроке? («Все профессии важны»)
Игра «Доскажи словечко»
Трактор водит… (тракторист),
Электричку – … (машинист),
Стены выкрасил… (маляр),
Доску выстругал… (столяр),
В доме свет провел… (монтер),
В шахте трудится… (шахтер),
В жаркой кузнице… (кузнец),
Кто все знает – молодец!
Учитель: Какое домашнее задание вы выполняли в тетради? (при помощи дополнительной литературы найти определение профессиям).
Работа у доски с карточками: найди правильный ответ (Приложение 1).
Взаимопроверка тетрадей: стр. 50 №3.
Учитель: Можно ли назвать самую главную профессию? Что является началом пути к любой профессии? (школа, учеба).
Обобщение учителя: Каждый день мы с вами учимся учиться, все время пополняя свои знания. И сегодня на нашем уроке мы узнаем много интересного.
III. Введение в тему урока. Проблема
Учитель: Ребята, сегодня у нас в гостях очень красивое время года. А какое, вы узнаете, отгадав загадку (Слайд 1).
Учитель: Какие сезонные изменения в природе помогли вам определить это время года? Подумайте, как может называться тема нашего урока? Давайте откроем учебник и прочитаем.
IV. Сообщение темы урока
Учитель: Сегодня мы отправляемся в гости к Волшебнице Зиме (Слайд 2).
Учитель: Сегодня мы будем говорить об изменениях в живой и неживой природе с наступлением зимы. А помогать нам будут в этом стихи о зиме, которые вы учили к уроку внеклассного чтения.
Ученик читает стихотворение Н. Некрасова «Не ветер бушует над бором…».
Ученик читает стихотворение А. Блока «Вечер тихий и морозный».
V. Изучение нового материала
Учитель: Вспомните, какая бывает природа? Что относится к живой и неживой природе? Какие зимние месяцы вы знаете?
1. Зимние месяцы
Работа в тетради: стр. 51 №2.
Учитель: Как месяцы называли в старину? (Слайды 3,4)
2. Неживая природа
Ученик читает стихотворение А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»
Учитель: О какой вате нам поведал поэт? Послушайте текст и ответьте на вопрос: как образуется снег? (Слайд 5)
Психологический текст «Снежная фантазия» Дж. Лингельбах [2] (Приложение 2)
Работа в тетради: стр. 51 №3.
3. Зимние явления
Работа в тетради: стр. 52 №4.
Ученики читают слайды и записывают в тетради зимние явления (Слайды 6–8).
Учитель: А сейчас я проверю, как вы хорошо знаете зимние явления. Отгадайте кроссворд (работа в парах).
Кроссворд. «Как изменяется неживая природа» (Приложение 3).
Проверка кроссворда (Слайд 9).
4. Живая природа. Растения зимой
Учитель читает стихотворение В. Берестова «Семена на снегу» (Слайды 10–11).
Учитель: Что зима копит в снегу (семена)? Подберите синоним к слову семена (плоды). Как вы понимаете последнюю строчку стихотворения? Как изменился вид деревьев по сравнению с осенью?
Работа в тетради: стр. 52 №5. Взаимопроверка.
Учитель: Какую роль играет снег в жизни растений и животных? (Для растений снег – одеяло, звери спасаются от мороза).
Учитель: Чтобы ярче представить картину, как выглядят деревья зимой, послушайте стихотворение.
Ученик читает стихотворение С. Есенина «Береза».
Учитель: О каком серебре говорит нам поэт?
5. Животные зимой
Учитель: На какие группы делятся животные? Сейчас мы поговорим о зверях, но сначала их нужно отгадать (Слайды 12–27).
Обобщение учителя (Слайд 28).
Игра «Рассели животных» (Слайд 29)
Учитель читает стихотворение «Снежок рассказы стал писать…» (Слайд 30)
Работа с учебником: стр. 109. (Слайд 31)
Работа в тетради: стр. 53 №6.
Учитель обобщает: Да, ребята, белая и холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. Трудно стало животным прокормиться. Поэтому люди подкармливают их. Для этого в лесу развешивают заготовленные с лета пучки лиственных растений, раскладывают овощи, насыпают зерно.
6. Птицы
Учитель: Как называются птицы, которые улетают в теплые края? Почему они улетают (нет корма)? Как называются птицы, которые остаются зимовать? Назовите их. Чем мы можем помочь им? А чем особенна птица клест? (Слайд 32)
Учитель читает стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой».
Ученик читает стихотворение С. Есенина «Поет зима – аукает…»
Учитель: С кем автор сравнивает воробьев? Какую пользу приносят нам птицы?
7. Рыбы
Учитель: Чем покрываются водоемы зимой? Какая опасность грозит рыбам зимой (через лед не проходит воздух, рыбы могут погибнуть, поэтому надо делать проруби)? (Слайд 33)
8. Насекомые
Учитель: Можно ли встретить зимой насекомых (нет, спят)?
VI. Региональный компонент
Учитель: Зима в крае – короткая, холодная, но солнечная и сухая. Она приходит в начале декабря на юге, в конце октября – на севере, часто бесснежная и сопровождается промерзанием почвы. Замерзают водоемы. Средняя температура воздуха достигает -120°С. С трудом добывают себе корм зимующие птицы и животные. В берлоге у медведицы рождаются маленькие медвежата. Люди занимаются подледным ловом корюшки и наваги (Слайд 34).
VII. Народные мудрости
Учитель: Много народ сложил пословиц, поговорок и примет о зиме. А какие подготовили вы? (Слайд 35)
Ученик читает стихотворение И. Сурикова «Зима».
VIII. Выставка рисунков к стихам о зиме, выполненных учениками
Учитель: Яркими словами нарисовали поэты зиму. Вот и вы к уроку подготовили свои иллюстрации к стихам о зиме. Чья работа понравилась?
Чтение отзывов на стихи поэтов о зиме, подготовленных учениками.
IX. Подведение итогов урока. Обобщение материала
Учитель: Чтобы вспомнить какие изменения произошли в живой и неживой природе читаем стихотворение Е. Трутневой «В лес прилетели, запели метели».
Учитель: Назовите зимние явления, описанные в стихотворении. Как человек может зимой помочь природе? Стихи каких поэтов о зиме вы сегодня слушали и выучили?
X. Выставление оценок за урок. Домашнее задание
Учитель: С каким настроением заканчиваем урок? Были ли трудности? Что понравилось? Мне хочется вам сказать «спасибо» за сотрудничество на уроке. Кто хочет сказать доброе слово о выступлении своих товарищей (Слайд 36).
Список литературы:
- Т.В. Шпотова. «Игровая экология».
- Дж. Лингельбах. «Психологические тесты».