Цели урока: систематизировать полученные знания о местоимении, уметь опознавать местоимение, определять его разряд, совершенствовать умение отличать местоимение от других частей речи, определять синтаксическую функцию местоимения в предложении, уместно употреблять его в речи, безошибочно писать.
Ход урока
I. Мобилизирующий этап.
На доске написаны предложения: Возьми себя в руки. Держи себя в руках. Ты не владеешь собой.
Учитель. Прочитайте предложения в том порядке, который показывает последовательность действий.
(Ты не владеешь собой. Возьми себя в руки. Держи себя в руках).
Учитель. Сгруппируйте все слова этих предложений по частям речи. Ответ обоснуйте.
II. Формулирование темы и цели урока.
Учитель. Определите, слова какой части речи есть в каждом предложении, в одном их даже два. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
В каждом предложении есть местоимения. А в предложении Ты не владеешь собой их два: ты и с собой. Значит, тема сегодняшнего урока – «Местоимения».
Учитель пишет тему на доске.
Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте фразы на доске. Учтите, что это последний урок по теме.
- Систематизировать…
- Совершенствовать, умение отличать.. и правильно…
ЦЕЛЬ урока: систематизировать полученные знания о местоимении, уметь опознавать местоимение, определять его разряд, совершенствовать умение отличать местоимение от других частей речи, определять синтаксическую функцию местоимения в предложении, уместно употреблять его в речи, безошибочно писать.
III. Систематизация знаний участия.
Учитель. Ответьте на следующие вопросы.
Чем отличается местоимение от существительного, числительного, прилагательного?
Назовите постоянные грамматические признаки местоимения.
Упражнение 1.
- Лучше свое отдать, чем чужое взять.
- Доплясались, что без хлеба остались.
- К кому (то) принесли от мастера ларец.
- Что посеешь, то и пожнешь.
- На всякое хотенье есть терпенье.
- Здоровье не уродит – ни(кто) не наградит.
- Не суди по себе.
- Я за Фому, а он за Ярему.
- – Собака, что лаешь?
– Волков пугаю.
– Собака, что хвост поджала?
– Волков боюсь.
Таблица
Название разрядов местоимения | Примеры местоимений |
Учитель. Прочитайте предложения. Рассмотрите таблицу. Сформулируйте задание к упражнению.
В левую графу таблицы надо написать названия изученных разрядов местоимения. В правую – примеры местоимения каждого разряда. Их надо взять из предыдущих предложений, записать правильно.
Учитель. Задание сформулировано правильно. Вношу небольшое уточнение: названия разрядов местоимений внесите в левую графу таблицы в порядке их значений.
Ученики выполняют задания в парах. Вместе с учителем проверяют его.
Учитель. Назовите местоимения из таблицы, в которых звуков больше, чем букв. Ответ обоснуйте.
Свое, всякое.
Учитель. Продолжим разговор о местоимениях. Для этого вам надо разделиться на три группы. Каждой группе надо подготовить небольшое сообщение об указанных в карточке разрядах местоимений по следующему плану.
- Значение местоимений.
- Грамматические признаки:
а) общие;
б) различие. - Особенности правописания.
Карточка 1. Возвратные, вопросительные, относительные местоимения.
Карточка 2. Отрицательные и притяжательные местоимения.
Карточка 3. Личные, указательные, определительные, неопределенные местоимения.
Учитель дает детям время на подготовку сообщения. Заслушивает ответы учеников.
Упражнение 2
Сам (не) научишься, (ни) кто (не) научит.
Что (у) кого болит, тот (о) том и говорит.
Тот (не) ошибается, кто (ни)чего (не) делает.
Худо тому, кто добра (не) делает (ни) кому.
Сын (у) меня мой, а ум (у) него свой.
Храни себя от бед, пока их нет.
(Ни) чего я (не) боюсь, но (ни) (с) кем и (не) бранюсь.
На каждый роток (не) накинешь платок.
2 | 4 мест |
3, 4, 5, 6 | 3 мест |
1, 7 | 2 мест |
8 | 1 мест |
Учитель. А теперь используйте теоретический материал при выполнении очередного упражнения. Прочитайте пословицы. Внимательно рассмотрите дополнительную схему к ним. Сформулируйте задание к упражнению. Укажите принцип записи предложений.
Надо написать пословицы, ориентируясь на количество местоимений. Принцип записи предложений: от большего количества местоимений к меньшему. Раскрыть скобки.
Ученики выполняют задания сначала коллективно, затем индивидуально. Проверяют порядок записи пословиц, обсуждают вопросы орфографии.
Учитель. Какие два предложения вы могли бы выделить и почему?
Можно выделить предложения:
(На каждый роток не накинешь платок и Ничего я не боюсь, но ни с кем и не бранюсь.)
Эти предложения простые, а остальные – сложные.
Второе – простое предложение с однородными членами.
Учитель. Назовите устаревшее слово, которое встретилось вам в пословицах, что оно обозначает.
(Коли)
Упражнение 3.
Могучий и (не) обыкновенный дуб рос на высокой горе. (Н…) у кого (не) было сил покорить его. Однажды налетел (на) него ветер. Дунул с одой стороны, с другой, стараясь пригнуть его к земле. А дуб стоит и смеется каждым своим листочком. Кто (то) подсказал ветру, что погубить дуб может молния. Побежал ветер звать ее на помощь.
Раскололось небо, грянул гром, блеснула молния. Загорелась вершина дуба, но пошел дождь и залил огонь. А дуб продолжал расти, даже крепче стал.
Спросил тогда ветер у величественного дуба почему я (не) могу погубить тебя? Дуб ответил что (не) ствол его держит. Сила его в том, …..
Учитель. Приступим к работе над текстом. Прочитайте две его части и начало третье. Скажите, какое задание надо выполнить?
Надо составить третью часть текста, написать ответ дуба ветру и озаглавить текст.
Учитель. Поработайте над этим заданием группами с тем же составом, который у вас был во время подготовки сообщения о местоимении.
Сила его в том, что он глубоко и прочно врос в родную землю, корнями за нее держится.
Учитель. Какое заглавие вы могли бы предложить к данному тексту?
«Дуб и ветер».
«Сила дуба»…
Учитель. Напишите третью часть полностью. Первую и вторую части – в сокращенном виде. Какая часть необходимой работы с данными текстом не указана в моем задании?
Поставить необходимые знаки препинания.
Учитель. Можно приступить к выполнению совместно сформулированного задания.
Расскажите о написании слов с частицами не и ни, которые имеются в тексте. Начните с группы слов, которые в нем преобладают.
Расскажите, как вы раскрыли остальные скобки.
Разберите как часть речи местоимение, в котором две буквы, но четыре звука. Назовите это местоимение.
(Её)
Учитель. Проведите морфологический разбор местоимения, которое в одном из предложений первой части является подлежащим. Какое это местоимение?
(Кто-то)
IV. Рефлексия.
- Что сегодня на уроке вам показалось сложным?
- Что было интересным, неожиданным?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?(даётся лист самооценки)
V. Домашнее задание.
Учитель объясняет домашнее задание.