Практическое занятие по профессии 100701.01 Продавец, контролер-кассир.
Методическая идея: реализация деятельностно-компетентностного подхода к обучению.
Цели: создать условия
- для отработки умений обучающихся при подготовке к/м «АМС-100» к работе;
- для отработки умений обучающихся при получении чеков на к/м «АМС-100» в различных режимах;
- для развития умений формулировать цель своей деятельности при работе на к/м «АМС-100» в различных режимах;
- для развития наблюдательности, умения работать в команде, слушать друг друга и формулировать собственное суждение
- для понимания значимости выбранной профессии.
Место проведения: лаборатория торгово-технологического оборудования КГБОУ НПО «ПУ №35».
Оснащение: кассовые машины «АМС-100Ф», компьютер, мультимедиатехника, модули метапланов, мультимедийная презентация, видеосюжет, оценочные листы, инструкционные карты «Режимы работы к/м», рефлексивный тест, расходные материалы для ККМ.
Ход занятия
| Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Примечание |
| 1. Организационный момент. | ||
| «Здравствуйте ребята…сегодня на нашем уроке присутствуют гости..», «Здравствуйте уважаемые гости…» | Старший подгруппы докладывает о готовности обучающихся к уроку | Урок проводится в лаборатории торгово-технологического оборудования с подгруппой № I, группы № 226 (количество обучающихся – 12) |
| «Я предлагаю вам разделиться на три подгруппы, выбрать координатора работы в каждой подгруппе и занять свои рабочие места» | Обучающиеся разделившись, занимают свои места, подписывают оценочные листы. | Мастер п/о выдает координаторам подгрупп оценочные листы, объясняет значение оценочных листов. |
| Вводный инструктаж. | ||
| 2. Актуализация темы. | ||
| «Кто помнит тему предыдущего урока? Какие основные вопросы рассматривались на уроке? | Тема прошлого урока: «Организация рабочего места к/к, подготовка к/м к работе». «Мы изучили обязанности к/к, правила эксплуатации к/м». | Записать на доске тему прошлого урока. |
| «Тему вы назвали верно, содержание урока помните». «Исходя из темы прошлого урока, как вы думаете какова тема сегодняшнего урока?» Итак, наша тема «Работа на контрольно-кассовой машине АМС-100Ф». Запишите тему урока в дневники. | Озвучивают варианты формулировки темы: – работа на к/м «АМС-100Ф»; эксплуатация к/м «АМС-100Ф»; получение чеков на к/м «АМС-100Ф». Записывают тему урока в дневники. | На доске записывать темы предложенные обучающимися, конкретизировать их; На слайде «Тема урока». |
| 3. Постановка учебных целей. | ||
| «Исходя из темы урока, сформулируйте цель, которую вы хотели и могли бы достигнуть на уроке». | Каждая подгруппа формулирует цели: - подготовить к/м к работе; - работать на к/м в разных режимах; - получить документы… |
Преподаватель записывает предложенные подгруппами цели на доске. |
| Итак, наши цели: - учиться готовить к/м к работе; - работать на к/м в различных режимах, с получением документов. |
Обучающиеся записывают цели урока в дневники. | На слайде «Цели урока». Координаторы отмечают работу каждого в оценочных листах |
| 4. Планирование. | ||
| «У нас определена тема и цели занятия, для их выполнения необходимо спланировать вашу деятельность для достижения поставленных целей,,,»; давайте составим план работы. | Каждая подгруппа составляет план работы и представители озвучивают предложенные варианты. Обучающиеся записывают план достижения целей в дневники. | На слайде «План достижения целей». 1. Повторение материала прошлого урока; 2. Подготовка к/м к работе; 3. Получение чеков на к/м в различных режимах. 4. Подведение итогов. |
| 5. Реализация плана. | ||
| «По плану достижения целей урока – первое задание – повторение материала прошлого урока, а на прошлом уроке вы изучали Организацию рабочего места к/к, подготовка к/м к работе; Кто знает, что включает в себя понятие обязанности к/к? Я предлагаю вам просмотреть видеосюжет, в подгруппах обсудить его и определить нарушения в работе продавца, к/к.» | Обучающиеся отвечают на вопрос. Обучающиеся в подгруппах анализируют и обсуждают видеоролик, записывая нарушения. Представители подгрупп озвучивают их, дополняя ответы друг друга. |
Видеоролик. Координаторы отмечают работу каждого в оценочных листах |
| «Спасибо всем, нарушения в работе продавца, к/к. определены, верно, и полностью». Запишите нарушения в дневники. | Обучающиеся записывают нарушении в дневники. | На сладе «нарушения в работе продавца, контролера-кассира». |
| «Давайте повторим особенности эксплуатации к/м «АМС – 100Ф» …,представители подгрупп получите вопросы. | Каждая подгруппа обсуждает ответы на вопросы, и представители озвучивают их. В случае несогласия с ответами подгруппы дополняют и (или) исправляют ответы. | Перечень вопросов выдан каждой подгруппе и представлен на слайде (цветовое деление вопросов). |
| «Молодцы…отлично справились с поставленной задачей» | Координаторы отмечают работу каждого в оценочных листах | |
| «Мы продолжаем работать по нашему плану: подгруппы методом логического конструирования (метопланы) составьте алгоритм подготовки к/м к работе. | Групповая работа обучающихся с метопланами по составлению алгоритма, с представлением результатов на интерактивной доске. Представители подгрупп сверяют работы друг друга с эталоном на слайде. | Подготовленные модули метопланов; работа на интерактивной доске. На слайде эталон алгоритма «Подготовка к/м к работе». |
| «Отлично, все подгруппы справились с поставленной задачей» Запишите в дневники алгоритм. | Записывают алгоритм в дневники. | Координаторы отмечают работу каждого в оценочных листах. |
| Текущий инструктаж. | ||
| 5.1. Выполнение работ по инструкционным картам | ||
| «Прежде чем приступить ко второму пункту нашего плана, нам необходимо вспомнить о чем…?» | «…О правилах техники безопасности» | |
| «Верно, предлагаю каждой подгруппе назвать по одному правилу ТБ». | Представители каждой подгруппы называют правила ТБ. | Координаторы отмечают работу каждого в оценочных листах. |
| «Далее проследуйте, пожалуйста на рабочие места, предварительно разбившись на пары, получите инструкционные карты и приступайте к работе». «Сначала включите к/м с учетом правил электробезопасности и т.д.» | Обучающиеся делятся на пары, проходят на рабочие места, знакомятся с заданиями в инструкционных картах и самостоятельно выполняют работу по подготовке к/м к работе. | Раздаточный материал (инструкционные карты, журналы кассира-операциониста). |
| «Заключительным этапом подготовки к/м к работе является что…?»; «Совершенно верно… – выполняйте, после чего в оценочных листах осуществите само- и взаимооценку» |
«…заполнение журнала кассира-операциониста на начало смены». Обучающиеся заполняют журнал на начало рабочей смены. | Осуществляется само- и взаимооценка. Целевые обходы рабочих мест педагогами. |
| «И вот мы приблизились к последнему пункту нашего плана; вам необходимо согласно инструкционных карт получить чеки в различных режимах». «..не забывайте оценить свою деятельность и работу вашего коллеги» | Обучающиеся выполняют работу, подписывают чеки, осуществляется само- и взаимооценка. |
Целевые обходы рабочих мест педагогами |
| «Я предлагаю вам выполнить практическое задание – Работа на слух, после проведения каждой операции вы должны сбросить ее, т.е. не печатать документ » | Выполняют задание «на слух», развивают скорость работы. | Оценка действий обучающихся педагогами. Примеры заданий: 200 гр. 2 кг. 20 руб. 2 гр. 2 руб. 20 коп. 2 коп. |
| «Сдайте полученные документы(ленты), в случае невыполнения задания попытайтесь выполнить задание по алгоритму на слайде» | Обучающиеся сдают полученные результаты; в случае невыполнения задания выполняют его согласно алгоритма на слайде. | Педагоги просматривают и анализируют ленты. На слайде «Получение чека в режиме сдача с повтором суммы и подсчетом количества товара». |
| При необходимости педагоги осуществляют повторный просмотр документов. | ||
| Заключительный инструктаж. | ||
| 6. Обобщение. | ||
| «Напомните мне -какую тему изучаем? каковы наши цели? Что мы наметили в плане работы…, выполнили?». «Достигли поставленных целей?» | Отвечают на вопросы. | |
| 7. Подведение итогов. | ||
| Преподаватель предлагает обучающимся ответить на вопросы рефлексивного теста. | Обучающиеся письменно выполняют тест, осуществляя самооценку. Эксперты сдают оценочные ведомости. | Рефлексивный тест. |
| Педагоги проверяют оценочные листы, выставляют оценки и озвучивают результаты. | ||
| 8. Ознакомление с темой следующего занятия и задание на дом. | ||
| Итак, каким может быть домашнее задание? Домашнее задание: на полученных документах указать режимы работы к/м. Составить и записать в дневники проблемные ситуации по расчетам с покупателями. Мастер п/о знакомит с темой следующего занятия. |
||
Рефлексивный тест – Приложение.