Межпредметные связи по химии

Разделы: Химия


ПУТИ ИНТЕГРАЦИИ

1 2 3 4
Внеклассная работа по предмету:
  • Предметные недели (возможно интегрированные)
  • Уроки-экскурсии
  • Участие в интеллектуальном марафоне;
  • Участие в межпредметных конкурсах;
  • Проектная деятельность (интеграционные проекты).
Разработка и проведение интегрированных уроков. Пролонгация учебного материала из одного предмета в другой (изучение конкретного явления, понятия одновременно с точки зрения нескольких предметов). Изучение нового материала с опорой на полученные знания по другим предметам.

1. Внеклассная работа.

Предметные недели. Разнообразие мероприятий позволяет каждому учителю выбрать ту форму и вид деятельности, какие ему по душе, при этом всегда происходит развитие творческих способностей учащихся.

2. Разработка и проведение интегрированных уроков. Примером интегрированных уроков могут быть следующие:

№ п/п Интеграция предметов Класс Тип урока Тема
1. Химия, физика. 8. Получение новых знаний. “Строение атома”.
2. Экология, биология, химия. 8. Комбинированный. “Влияние человека на гидросферу”.
3. Химия, биология. 9. Семинар. “Нитраты”.
4. Математика, биология, экология. 9. Применение знаний. “Применение арифметической и геометрической прогрессии при решении экологических задач”.
5. Химия, экология, биология. 9. Конференция. “Металлы I группы. Антропогенные источники поступления металлов в окружающую среду. Биологическая роль в живых организмах. Токсическое действие металлов”.
6. География, история. 9. Комбинированный. “ Историко – географические особенности Северного Кавказа”.
7. Биология, химия. 10. Ролевая игра. “Здоровый образ жизни. Проблемы пьянства и алкоголизма”.

3. Пролонгация учебного материала из одного предмета в другой.

Чтобы использовать это направление интеграции я вместе с учителями естественнонаучного цикла проанализировала учебные программы в 8-11 кл. по физике, химии, биологии, географии с позиции соответствия тем друг другу. Оказалось, что наиболее благоприятными в этом плане являются программы 8 класса, меньше “точек соприкосновения” в 9,10 классе (см. приложение).

В 11 классе интеграцию можно проводить, опираясь на полученные знания по другим предметам в предыдущие годы обучения.

4. Изучение нового материала с опорой на полученные знания по другим предметам.

Например:

№ п.п. Тема урока по химии Класс Вопрос который повторяем Предмет
1. Химическое равновесие. 9 Экологическое равновесие. Экология, биология.
2. Коррозия металлов. 9 Коррозия металлов как источник загрязнения влияние на живые организмы. Экология.
3. Минеральные удобрения. 9 Минеральное питание растений. Проблемы истощения и загрязнения почв. Биология.
4. Металлы побочных подгрупп. 9 Загрязнение окружающей среды тяжелыми металлами. Экология, география.
5. Многоатомные спирты. 10 Антифризы, воздействие на организм человека. Экология.
6. Углеводы. 10 Биологические функции углеводов в организме. Фотосинтез как биохимический процесс. Биология.
7. Жиры. 10 Биологические функции жиров. Правильное питание. Биология.

ВЫВОД:

На наш взгляд, при интегрированном подходе к обучению процесс восприятия и усвоения материала учащимися облегчается, интерес к предмету повышается. Учащиеся приобретают навыки выявления общего в частном, умения устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и процессами, аргументировать научными знаниями.

Таким образом, использование межпредметных связей в учебном процессе является важным средством повышения качества преподавания в школе.