ПУТИ ИНТЕГРАЦИИ
1 | 2 | 3 | 4 |
Внеклассная работа по предмету:
|
Разработка и проведение интегрированных уроков. | Пролонгация учебного материала из одного предмета в другой (изучение конкретного явления, понятия одновременно с точки зрения нескольких предметов). | Изучение нового материала с опорой на полученные знания по другим предметам. |
1. Внеклассная работа.
Предметные недели. Разнообразие мероприятий позволяет каждому учителю выбрать ту форму и вид деятельности, какие ему по душе, при этом всегда происходит развитие творческих способностей учащихся.
2. Разработка и проведение интегрированных уроков. Примером интегрированных уроков могут быть следующие:
№ п/п | Интеграция предметов | Класс | Тип урока | Тема |
1. | Химия, физика. | 8. | Получение новых знаний. | “Строение атома”. |
2. | Экология, биология, химия. | 8. | Комбинированный. | “Влияние человека на гидросферу”. |
3. | Химия, биология. | 9. | Семинар. | “Нитраты”. |
4. | Математика, биология, экология. | 9. | Применение знаний. | “Применение арифметической и геометрической прогрессии при решении экологических задач”. |
5. | Химия, экология, биология. | 9. | Конференция. | “Металлы I группы. Антропогенные источники поступления металлов в окружающую среду. Биологическая роль в живых организмах. Токсическое действие металлов”. |
6. | География, история. | 9. | Комбинированный. | “ Историко – географические особенности Северного Кавказа”. |
7. | Биология, химия. | 10. | Ролевая игра. | “Здоровый образ жизни. Проблемы пьянства и алкоголизма”. |
3. Пролонгация учебного материала из одного предмета в другой.
Чтобы использовать это направление интеграции я вместе с учителями естественнонаучного цикла проанализировала учебные программы в 8-11 кл. по физике, химии, биологии, географии с позиции соответствия тем друг другу. Оказалось, что наиболее благоприятными в этом плане являются программы 8 класса, меньше “точек соприкосновения” в 9,10 классе (см. приложение).
В 11 классе интеграцию можно проводить, опираясь на полученные знания по другим предметам в предыдущие годы обучения.
4. Изучение нового материала с опорой на полученные знания по другим предметам.
Например:
№ п.п. | Тема урока по химии | Класс | Вопрос который повторяем | Предмет |
1. | Химическое равновесие. | 9 | Экологическое равновесие. | Экология, биология. |
2. | Коррозия металлов. | 9 | Коррозия металлов как источник загрязнения влияние на живые организмы. | Экология. |
3. | Минеральные удобрения. | 9 | Минеральное питание растений. Проблемы истощения и загрязнения почв. | Биология. |
4. | Металлы побочных подгрупп. | 9 | Загрязнение окружающей среды тяжелыми металлами. | Экология, география. |
5. | Многоатомные спирты. | 10 | Антифризы, воздействие на организм человека. | Экология. |
6. | Углеводы. | 10 | Биологические функции углеводов в организме. Фотосинтез как биохимический процесс. | Биология. |
7. | Жиры. | 10 | Биологические функции жиров. Правильное питание. | Биология. |
ВЫВОД:
На наш взгляд, при интегрированном подходе к обучению процесс восприятия и усвоения материала учащимися облегчается, интерес к предмету повышается. Учащиеся приобретают навыки выявления общего в частном, умения устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и процессами, аргументировать научными знаниями.
Таким образом, использование межпредметных связей в учебном процессе является важным средством повышения качества преподавания в школе.