Урок математики по программе "Школа России", посвященный 30-летию города Бийска. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Данный урок основан на материале регионального компонента, а именно, историческом материале города Бийска.

Уровень образования: начальное общее образование.

Класс: 4.

Тип урока: повторение изученного в четвёртом классе.

Цель: создание условий для повторения изученного материала в 4 классе, расширения и углубления знаний учащихся о городе Бийске.

Учащихся в классе: 20 человек.

Используемое оборудование: раздаточный материал в виде карточек, демонстрационный материал: слайды с фотографиями родного города, для рефлексии: жёлтый круг – солнце, маленькие синие тучки.

Краткое описание: данный урок построен на историческом материале города Бийска, взятого из летописи города Бийска, периодической печати, документальных источников. Ценность данного урока заключается в мотивировании учащихся самостоятельно расширять свои знания о родном городе, воспитывать познавательный интерес к истории малой родины через уроки математики.

Ход урока

I. Орг. момент.

(Под лирическую музыку учитель читает стихотворение.)

У высоких гор Алтая
Там, где Чуйский тракт стеной,
В уголке земного рая
Бийск стоит, любимый мой.

– Как вы считаете, почему мы так много уделяем внимания теме родного города? (Наш город готовится отметить своё трёхсотлетие.)

II. Вступительная беседа с учащимися.

– А какой вклад можете внести вы для того, чтобы наш город стал ещё краше и богаче?

(Мы можем посадить много цветов и деревьев.

Мы должны хорошо учиться, чтобы получить профессию и быть полезными городу. Получив хорошее образование, мы своими достижениями поможем прославить свой город.)

– Вы уже на пороге выпуска из начальной школы и имеете определённый запас знаний, которые помогут вам успешно учиться в 5 классе.

III. Сообщение темы урока.

Тема сегодняшнего урока «Повторение изученного за год. Решение задач».

IV. Формулировка задач урока.

Как вы считаете, какие задачи встанут перед сегодняшним уроком.

(Мы будем решать задачи по город Бийск, а для этого вспомним изученный материал. Мы, наверное, на этом уроке пополним свои знания о родном городе.)

V. Устный счёт.

1. Работа по карточкам. (См. приложение 1).

2. Фронтальная работа с классом.

– Вычислив значение первого выражения, вы узнаете дату подписания Указа Петра I о возведении острога на реках Бии и Катуни.

– Вычислив значение второго выражения, вы узнаете дату окончания строительства Бикатунского острога. (Эта дата считается днём основания Бийска.)

– Узнав, чему равно значение третьего числового выражения, вы получите информацию о том, в каком году подданные джунгарского хана Цэван-Рабдана сожгли Бикатунский острог.

– Вычислив значение четвёртого числового выражения, вы будете наверняка знать о том, в каком году острог был построен вновь на новом месте – на правом берегу Бии в районе современной площади имени Фомченко.

Запись на доске:

7500:3-792 1709 18 июня
15*100+(1000-791) 1710  
8000:40+3020:2 1718  
80*20+360:20+100 1708 29 февраля
   2009  

– А кто догадался, какое знаменательное событие произойдет в год, которому не хватило числового выражения? (Трёхсотлетие Бийска).

VI. Минутка чистописания с заданием.

(В тетради запись красной пастой: 1732 1745…)

– Проследите закономерность. Дайте задание классу.

Дети: «Продолжите числовой ряд в порядке возрастания так, чтобы каждое следующёё число было на 13 больше предыдущего».

– Проверим правильность продолжения числового ряда. (Проверка.)

А знаете ли вы, что первое число числового ряда – это год переименования Бикатунского острога в Бийский. А второе число- это год, в котором Бийская крепость вошла Колыванскую (Бийскую) военную линию укреплений. Линия в сторону Кузнецка имела протяжённость около 300вёрст.

– Много это или мало? Этот вопрос мы адресуем нашим юным исследователям. Кто желает поискать в справочной литературе, что такое верста и перевести её в километры?

(Дети по желанию берут себе это задание на дом, чтобы сообщить одноклассникам результат поиска и решения задачи по переводу 300вёрст в километры.)

VII. Физминутка.

В город наш всех приглашаем. Дети разводят руки в стороны и делают поклон-приглашение.
Мы со всеми погуляем. Маршируют.
Поведём в музей мы вас.
И о городе рассказ мы начнём…
Поворот направо и показ вправо рукой.
Вот театр, приходите
На спектакли посмотрите.
Поворот налево и показ левой рукой.
Дальше путь у нас лежит. Дети маршируют.
Вечный здесь огонь горит. Останавливаются.
Здесь мы тихо постоим.  
Память воинам почтим. Склонили головы.
Скромные свои цветы Наклон, имитирующий возложение цветов.
Возложим и я, и ты.
Впереди ласкает взор Шагают.
Белокаменный Собор.  
Купола взметнулись в небо. Резкий взмах руками вверх.
Помни: где б ты только не был, Наказ пальцем.
Город свой не забывай  
И делами прославляй!!!  

VIII. Работа по теме урока «Решение задач».

На партах у детей листы с заданиями. Дети самостоятельно выбирают вид работы: самостоятельная работа с заданиями или фронтальная работа (для детей, испытывающих затруднения в решении задач.) См. приложение.

– Да, сейчас наш город большой и красивый, он насчитывает около 220тысяч человек населения. А вот каким он был сто и более лет назад, вы, возможно, не знаете. Есть у вас желание узнать о Бийске больше? Тогда предлагаю решить несколько задач.

Задача 1. По переписи 1923 года в городе проживало 40208 жителей. Через 15 лет численность населения города возросла до 80000 человек. Узнай, на сколько человек увеличилось население города Бийска? И в каком году она достигла данного числа?

– Проверьте, правильность своих вычислений. Каким способом это можно сделать?

– Сопоставьте данные по численности населения 1938года с современными данными. Произведите расчёты. Сделайте выводы.

– Представьте результаты работы своим одноклассникам.

Задача 2. В 1928 году в Бийске издавались газеты «Звезда Алтая» и «Алтайская деревня». Тираж газеты «Звезда Алтая» – 5300 экземпляров, тираж газеты «Алтайская деревня» – 12000 экземпляров. У какой газеты тираж больше и на сколько экземпляров?

– Знаете ли вы, какая популярная газета в городе в наше время?

Сравните газету «Бийский рабочий», которая выходит тиражом 13017 экземпляров с тиражом каждой из выше упомянутых газет.

Произведите расчёты, которые дадут точную картину: как по сравнению с прошлым веком изменился тираж газет.

Подумайте, от чего зависит тираж газеты?

IX. Физминутка.

Город Бийск мне родной,
Сияй всюду чистотой!
На субботник мы пойдём
И порядок наведём!
Поднимают руки вверх, поворачивают туловище вправо, влево
Если нужно подметём. Импровизация подметания
Везде мусор уберём. Наклоны
Чтобы город стал зелёным,  
Мы посадим липы, клёны! Импровизация копания ямок
Они скоро подрастут:
И аллея будет тут!
Встают на носочки, потягиваются

X. Продолжение темы урока.

– Какими деревьями и кустарниками украсили бы вы свой город?

Задание.

– Дополните содержание текста вопросом, чтобы получилась задача, и решите её.

«Зелёное хозяйство» вырастило 1460 саженцев, чтобы украсить город. Из них 1/4 были ели, 1/5 от оставшихся деревьев были берёзы.

(Дети выполняют задание. После чего представляют свои варианты задач. Выполнение правильности решения задач проверяется индивидуально, по возможности на уроке. Если работа по каким-либо причинам не проверена на уроке, то поверяется после сдачи тетради.)

XI. Подведение итога урока.

– В самом начале урока вы сформулировали задачи урока. Давайте вспомним их.

– Смогли мы реализовать поставленные задачи? Как?

– Какую информацию вам удалось получить путём решения задач?

– Скажите, захотелось ли вам поработать в библиотеке с литературой на тему «Мой город». Зачем?

– Где ещё можно почерпнуть данную информацию?

XII. Домашнее задание.

– Выберите для себя работу на дом: решение задания по карточке или составление и оформление своей задачи для одноклассников по теме «Мой город».

– Те, кто выбрал второе задание, могут прибегнуть за помощью выбора литературы к учителю, школьному библиотекарю, работникам библиотеки №6,других городских библиотек, которые ждут вас и с удовольствием помогут.

– Желающие поискать информацию о «версте», как единице измерения длины, не забудьте обратиться к справочной литературе. Это поможет вам ответить на вопрос, заданный в начале урока.

XIII.Рефлексия.

На доске наклеен жёлтый круг (солнце) и синяя тучка.

– Нарисуйте жёлтый луч те, кого заинтересовал материал урока, кому захотелось продолжать работу по изучению истории, культуры города.

– Нарисуёте капельку дождя те, кто остался равнодушным к прошедшему уроку.

(Дети рисуют.)

– Хорошо, что над городом нашим засветило яркое солнышко! Но и дождинки, хотя их совсем мало, тоже нужны, потому, что они умоют травку, листики на деревьях, и зацветут цветы. А наш город станет ещё краше и свежее. Спасибо за урок.

Приложение.