Цель программы: Повышение качества образовательного процесса.
Основные задачи Программы:
- анализ состояния технического оснащения МПК;
- анализ уровня ИКТ-компетентности обучающихся;
- организация мониторинга и анализ результативности работы педагогического коллектива в области применения информационных технологий;
- определение перспектив развития МПК;
- определение потребностей колледжа в техническом оснащении, программном обеспечении и обучении сотрудников;
- автоматизация делопроизводства и документооборота во внутренней среде колледжа;
- обеспечение автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, тестирования и психодиагностики;
- развитие сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями.
Сроки реализации Программы: 2010–2013 годы.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
- Разработано нормативное обеспечение процесса информатизации образовательной среды колледжа;
- осуществлен переход на качественно новый уровень использования компьютерной техники и цифровых образовательных ресурсов;
- созданы условия для воспитания у обучающихся информационной культуры, адекватной современному уровню развития информационных технологий; повышен уровень ИКТ-компетентности обучающихся и преподавателей;
- динамично развивается единое информационное пространство колледжа,
- осуществляется мониторинг процесса информатизации образования;
- наблюдается положительная динамика качества образования в колледже.
1. Цель и задачи программы
В условиях перехода к информационному обществу внедрение информационных технологий в образовательный процесс становится одним из приоритетных направлений развития ВОГОУ СПО ВО «Муромский педагогический колледж». Современному выпускнику предстоит жить в мире, в котором умение использовать информационно-коммуникационные технологии будут во многом определять его жизненный успех. По настоящему научиться использовать эти технологии, можно только активно применяя их во всем учебном процессе, а не только на уроках информатики. Для этого в колледже должна быть создана целостная система активного использования информационно-коммуникационных технологий всеми участниками образовательного процесса (Студент – Преподаватель – Администрация – Родители).
Целью информатизации образовательной среды колледжа является переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и цифровых образовательных ресурсов; создание условий для воспитания у обучающихся информационной культуры, адекватной современному уровню развития информационных технологий; повышение уровня ИКТ-компетентности студентов и преподавателей; формирование и развитие единого информационного пространства колледжа, что по замыслу позволит повысить качество образовательного процесса в рамках подготовки специалиста.
Поставленная цель обуславливает следующие задачи:
- анализ состояния технического оснащения МПК;
- анализ уровня ИКТ-компетентности обучающихся;
- организация мониторинга и анализ результативности работы педагогического коллектива в области применения информационных технологий;
- определение перспектив развития МПК;
- определение потребностей колледжа в техническом оснащении, программном обеспечении и обучении сотрудников;
- автоматизация делопроизводства и документооборота во внутренней среде колледжа;
- обеспечение автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, тестирования и психодиагностики;
- развитие сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями.
2. Нормативная база.
- Стратегия развития направления информатизации образования ФЦПРО на 2008-2010 годы», одобренная решением Научно-координационного совета Минобрнауки (протокол №7 от 30 июля 2007 г.)
- Решение коллегии Рособразования «О развитии информатизации образования в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» и федеральных целевых программ» (от 29 мая 2008 г.).
- Проект Государственной программы «Обоснование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы»
- Результаты, полученные в 2006-2007 гг. в рамках проектов ПНПО, ФЦП «Электронная Россия» и «Информатизация системы образования»
- Федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы»
- Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы
- Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 – 2012 годы»
- Постановление Губернатора Владимирской области от 17 ноября 2009г№ 953 «О долгосрочной целевой программе «Информатизация Владимирской области на 2010-2012 годы»
3. Сведения об уровне информатизации в колледже.
Показатель количества обучающихся на 1 компьютер из расчета очно обучающихся составил 13 человек на 1 ПК.
Основные виды деятельности с использованием ИКТ, осуществляемые в колледже:
- краткосрочные курсы «Пользователь ЭВМ»;
- ведение бухгалтерского учета на платформе «1С:Образование»;
- обновление базы данных «Кадры»;
- ведение делопроизводства и документооборот;
- консультационная, техническая и программная поддержка учебных дисциплин;
- использование различных программных продуктов в рамках учебного процесса;
- научно-методическая;
- практикум по использованию интернет-ресурсов для повышения квалификации преподавателей колледжа;
- функционирование сайта МПК, обновление разделов и электронных страниц.
4. Сведения о состоянии технического оснащения
В колледже создана Единая Информационная База (ЕИБ) с выходом в Интернет на основе оптоволоконного канала связи (провайдер «Информтек»).
Расстановка компьютерной техники и технических средств обучения производится с учетом обеспечения всех направлений информатизации колледжа.
Подбор программного обеспечения производится с учетом обеспечения всех направлений информатизации колледжа: учебно-методического, дополнительного образования, административной деятельности.
5. Компьютерная грамотность педагогического коллектива
Преподаватели и администрация колледжа используют информационные технологии в учебной и воспитательной работе, ежегодно повышают свою квалификацию на курсах ВИПКРО, обмениваются опытом в рамках практических занятий.
Уровень ИКТ компетентности определен в результате самоанализа работников школы. 71% преподавателей колледжа владеют пользовательскими навыками работы на компьютере, из них 13% вполне профессионально. 49% педагогов используют элементы ИКТ в своей практической деятельности, 6,5% – желают освоить базовый уровень пользовательских навыков. 22% преподавателей состоят в различных профессиональных сетевых сообществах с целью обмена опыта и получения компетентной консультативной помощи по учебным дисциплинам
Наличие современных информационно-коммуникационных технологий обеспечивает увеличение доли творческой деятельности обучающихся и преподавателей в учебном процессе. Однако, 29% преподавателей не владеют пользовательскими навыками, невысок уровень педагогов, использующих ИКТ в своей практической деятельности, недостаточно включены преподаватели в сетевое взаимодействие. (приложение 1)
6. Анализ результативности работы педагогического коллектива в области применения информационно-коммуникационных технологий
Процесс информатизации проводится по основным направлениям деятельности колледжа. Распределение компьютерной техники производится с учетом обеспечения всех направлений информатизации колледжа:
1. Учебно-методическая деятельность
- Проведение уроков информатики и информационных технологий. Компьютерная поддержка специальных дисциплин, использование цифровых учебных материалов. Работа по использованию ресурсов Интернета в учебно-методической и административной работе колледжа.
- Психодиагностика и профориентация (компьютерная поддержка психолого-социальной службы колледжа).
- Проектная и исследовательская деятельность с использованием ИКТ.
- Отработка системы дистанционного обучения.
- Презентации и Web-дизайн
- Работа прессцентра колледжа (цифровое видео- , мультимедийное сопровождение)
Преподаватели используют колледжную и домашнюю компьютерную технику для подготовки к урокам. ИКТ-технологии применяются в рамках учебных дисциплин: информатика, математика, иностранные языки, химия, история, география, физика, биология, литература, ОБЖ, ОМЗ, МХК, психология, методика ИЗО, музлитература, сольфеджио, теория музыки, хороведение, МХК, социология. В колледже разработана программа применения тестовых технологий, с помощью которой развивается данный метод в практике учебной деятельности. Наличие 1 компьютерного класса создает определенные трудности в применении технических средств на уроках. Информационно-комуникационные технологии используются и при подготовке различных внутриколледжных мероприятий, праздников, тематических вечеров.
2. Административная деятельность
В административном управлении колледжем активно используется программное обеспечение на базе «1С.Образование», позволяющее вести бухгалтерский учет и анализ данных, создана электронная база данных об обучающихся и сотрудниках. При планировании учебно-воспитательного процесса администрация активно использует возможности сети Интернет в управленческой деятельности. В электронном виде ведется база данных «ЕГЭ», сведения о преподавателях и сотрудниках, картотека тем ВКР и курсовых работ, создан каталог медиаресурсов. В интерактивном режиме развивается сайт Муромского педагогического колледжа.
Однако, созданное единое информационное пространство колледжа находится на начальном этапе развития. Необходимо внедрение программы «1С: Кадры», создание цифрового портфолио преподавателей и обучающихся, банка проектных заданий и дидактических материалов для работы в дистанционном режиме, базы данных « Библиотека» (электронные каталоги учебников, учет используемой литературы) и др.
3. Обеспечение открытости и прозрачности деятельности Муромского педагогического колледжа
Информационный сайт www.murpedcol.ru является визитной карточкой колледжа, информация которого доступна любому пользователю Интернета.
Целью создания сайта является обеспечение открытости и прозрачности деятельности колледжа. Содержательное пополнение сайта происходит при участии большого количества преподавателей и студентов. Задачей разработчиков сайта является координация всех усилий, обработка и упорядочивание собираемой информации.
Сайт содержит следующие страницы:
Главная; Нормативные документы; Приходите к нам учиться; Студенческая жизнь; Научная деятельность; Для родителей; Социально-психологическая служба; ЕГЭ; Форум; Поиск; Архив.
Материалы страниц постоянно обновляются и пополняются современной информацией.
Однако следует повышать интерактивность сайта через проведение интернет-конференций, викторин, конкурсов, олимпиад, что способствовало бы большей востребованности данного информационного канала среди преподавателей, студентов, активных пользователей Интернет.
Со временем, помимо перечисленных разделов и страниц, появятся разделы, позволяющие проводить дистанционное обучение непосредственно через сайт колледжа, так как современный уровень развития общества требует от образования внедрения новых современных форм обучения. Перспективным является создание web-сайтов преподавателей, студентов.
Сайт МПК дает возможность каждому получить подробную информацию о колледже и его работе. Сайт ориентирован на преподавателей, обучающихся и их родителей, выпускников колледжа и всех, кому интересна жизнь нашего колледжа.
7. Анализ уровня ИКТ-компетентности обучающихся.
Сферу образования можно назвать передним флангом, который принимает на себя основной удар наступления информационных технологий, подготавливая учащихся и студентов к реалиям информационного общества, которые выражаются в умении эффективно работать с информацией в профессиональной и личностно-значимой областях.
Принципиальным является то, что информационная компетентность носит “надпредметный”, общеучебный, общеинтеллектуальный характер. Информационная компетентность позволяет человеку быть успешным в современном информационном обществе, принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации. Использование информационных технологий универсальных (базовых), мультимедиа-технологий, сетевых технологий на уроках и во внеурочное время позволяют решать задачу формирования ИКТ-компетентности.
Анализ исследований А.М. Витт, А.Н. Завьялова, Е.К. Панюковой, М.Ю. Порхачева свидетельствует о том, что информационную компетентность целесообразно рассматривать не только как уровень знаний, умений и навыков, позволяющий оперативно ориентироваться в информационном пространстве, но и как опыт в поиске, оценке, использовании и хранении информации, полученной с помощью средств вычислительной техники, как готовность решения учебных и практических задач.
В связи с этим сегодня весьма остро стоит проблема повышения уровня информационной компетентности учащихся лицея и студентов колледжа в рамках развития информационного пространства колледжа.
В колледже проведена первичная диагностика с целью изучения уровня ИКТ-компетентности обучающихся, которая определила следующие показатели: 66% обучающихся имеют базовый уровень пользовательских навыков , 9% – повышенный; 79% – имеют домашний ПК, 57% – умеют работать в интернете, пользуются электронной почтой. На поиск учебной информации тратят 2-5ч – 49,4% обучающихся; 10,2% -5-10%; более 10 часов в неделю 5,4% обучающихся, что говорит о разных возможностях и мотивации опрошенных. 18,5% – являются участниками сетевых сообществ; 13,9% обучающихся желают стать участником интернет-клуба «Наука».
С целью повышения уровня ИКТ-компетентности обучающихся в колледже необходимо организовать сетевые студенческие сообщества, популяризировать сайт колледжа, образовательные порталы, телекоммуникационные проекты, проводить открытые обучающие семинары и практикумы.
8. Определение перспектив информатизации.
В связи с активным внедрением в учебный процесс Интернет-технологий изменились образовательные цели, которые в значительной степени теперь направлены на формирование и развитие способностей обучающихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации. Колледж сегодня и сегодняшний учебный процесс предполагают внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли: преподавателя, как консультанта и студента как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационно-коммуникационные технологии для получении необходимой информации. Возрастает роль компьютерных и Интернет-технологий, непрерывного, в том числе дистанционного образования, требующей постоянной работы участников педагогического процесса с мультимедиа и Интернет-ресурсами.
1. Укрепление материально-технической базы
Основные направления:
- Оснащение 2 компьютерного кабинета
- Приобретение интерактивной доски
- Преобразование библиотеки в медиатеку
- Приобретение компьютерного оборудования для административного аппарата
- Оснащение кабинетов спецдисциплин АРМ
- Приобретение программных продуктов
- Пополнение медиацентра СD- и DVD- учебными пособиями и электронными учебниками
2. Развитие единого информационного пространства колледжа.
Информационные технологии в управлении образовательными структурами будут способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса в колледже, развитию системы образовательного мониторинга, аттестации педагогических кадров, учета и отчетности в управленческой и финансово-хозяйственной деятельности колледжа, электронного документооборота, информационно-компьютерного производства, эффективному использованию компьютерного оборудования.
Совершенствование работы сайта, базы данных колледжа обеспечит доступность образовательных услуг для всех участников образовательного процесса. (Приложение 2)
3. Совершенствование методической работы.
Организация краткосрочного обучения сотрудников на базе колледжа для повышения их уровня ИКТ компетентности. Создание методической копилки использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе, обобщение опыта преподавателей, использующих ИКТ в учебном процессе, расширение дисциплин преподаваемых с использованием информационных и коммуникационных технологий на основе новых технологий обучения. Вовлечение всех участников учебного процесса в активное использование возможностей ИКТ (проведение открытых мероприятий по пропаганде передового опыта: мастер-классы, семинары-практикумы, научно-практические конференции студентов по защите проектов и т. д.).
Необходимо установить современные АРМ учителям, владеющим и активно использующим информационные технологии в учебном процессе. (Приложение 3)
4. Формирование у обучающихся навыков проектной и научно-исследовательской деятельности с использованием ресурсов Интернет.
Использование глобальной сети Интернет способствует развитию дистанционных форм обучения, профессиональной и дополнительной подготовки студентов, организации поисковой, творческой и научно-исследовательской деятельности, участию в телекоммуникационных проектах.
Основные направления деятельности: формирование творческих групп студентов и обучающихся для участия в телекоммуникационных проектах и интернет-конкурсах, консультирование по курсовым и выпускным квалификационным работам, создание студенческого интернет-клуба, реализация проекта « Студенческий сайт», проведение открытых очно-заочных научно-практических конференций, организация видеоконференций по всем видам практики для студентов-заочников, применение ИКТ в рамках написания курсовых и выпускных квалификационных работ, использование учебно-образовательной среды для дистанционного обучения «Модус» и др.
9. Оценка эффективности реализации программы
Оценка эффективности реализации программы будет осуществляться по следующим критериям:
- повышение качества образования;
- использование в работе возможностей единой информационной образовательной среды;
- создание системы формирования информационной культуры обучающихся;
- эффективное использование в образовательном процессе педагогическими работниками информационно- коммуникационных технологий;
- укрепление материально-технического оснащения колледжа по направлению – информатизация
10. Ожидаемые результаты реализации программы и целевые индикаторы решения поставленных задач.
Решение задач, поставленных в программе, должно привести к положительной динамике индикативных показателей. (приложение 4)