Родительское собрание "Бумеранг родительского гнева"

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Цель: формирование положительных установок во взаимоотношениях ребенка и взрослого.

Задачи: дать рекомендации родителям по вопросам позитивного общения с детьми; заострить их внимание на эмоциональном мире детей, ознакомить родителей с особенностями формирования личности, развить умения семейного воспитания.

Подготовительная работа: подбор литературы, подготовка и распечатка раздаточного материала для работы, выпуск рекомендаций, памяток.

Эпиграфы:

«Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае неудачи – горе несравнимо ни с каким другим». (Демокрит)

«Воспитывать – это, прежде всего, хорошо знать своего ребенка».

«Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий». (Козьма Прутков)

«Воспитание – это управление развитием ребенка». (Н.М. Амосов)

«Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное» Платон, греческий философ.

«Люди рождены, чтобы помогать друг другу» Марк Аврелий, римский император, философ.

«Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они стоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть, в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии… нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами…» (Антон Павлович Чехов).

Материал: писчая бумага, карандаши, авторучки, цветные ладошки, бланки с циферблатом.

Методы и формы работы:

  • лекция,
  • беседа,
  • игры-активаторы,
  • игры и упражнения межличностной коммуникации,
  • обратная связь.

Структура собрания 

Содержание Время Методы изучения

Вводная часть

Создание «рабочей атмосферы» на занятии, настрой на совместную работу

15 мин

Ритуал приветствия

Игра-активатор «Час общения»

Основная часть

Предъявление нового материала, расширение представлений и

формирование новых навыков, закрепление новых качеств

40 мин

Информационный блок (Лекция на тему «Мир детства»)

Практический блок (Упражнения: «Цветок», «Колобок и стрелы гнева», «Кулачки», «Ежики»)

Беседа «Конструктивные способы разрядки гнева и агрессии»

Заключительная часть

связать новый опыт с повседневной жизнью, обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся

20 мин

Упражнение «Дерево»

Итог

Члены группы дают позитивные или негативные комментарии событий, произошедших за время занятия. Это помогает освободиться от сдерживаемых эмоций и способствует сплочению группы.

15 мин

Итоговый круг «Дерево наших эмоций»

 Ход собрания

Вводная часть.

Ритуал приветствия. Цель – сплочение группы, выработка механизмов эмпатии.

«Встаньте в круг, возьмите друг друга за руки. Приветливо посмотрите друг на друга, улыбнитесь и поздоровайтесь»

Информирование учащихся о цели занятия. Сегодня мы с вами поговорим о воспитании детей, о том, как наши эмоции сказываются на их психологическом здоровье, уделим внимание вопросам регулирования собственного гнева.

Чтобы снять эмоциональное напряжение, предлагаю вам игру-активатор «Час общения».

Игра-активатор «Час общения»

Цель - снятие эмоционального напряжения при общении.

  1. У каждого из вас лист с нарисованным циферблатом (см. Приложение 1). Сейчас вам предстоит назначить друг другу встречи. Чтобы не забыть о встречах (во сколько и с кем вы встречаетесь) вы будете их записывать в бланк. На одно и тоже время можно назначить встречу только с одним человеком. Время назначения встреч ограничено, поэтому действуйте быстро и организованно. Ваша задача - назначить как можно больше встреч. Время пошло. (1 мин.)
  2. Всем спасибо. Сейчас вторая часть игры. Я буду называть час, вы встречаетесь с тем, с кем у вас назначена встреча и беседуете на предложенную мною тему. Например, я объявляю «час», вы встречаетесь, я говорю: «Тема - погода», вы беседуете. (см. Приложение 2)

Для беседы отводится 60 сек.

Рефлексия. Легко ли было справиться с 1 частью игры и смогли ли вы назначить 12 встреч? Как это происходило: вы сами назначали встречу или к вам подходили? Приходилось ли отказывать или назначать другое время? Смогли ли вы сразу начать беседу по заданной теме, и кто был инициатором? Что вызвало затруднения?

Основная часть.

Информационный блок (см. Приложение 3)

Практический блок.

Сегодня мы постараемся побыть нашими детьми, прочувствовать их чувства и эмоции, проанализировать свои действия и поступки.

Упражнение «Цветок». Цель – способствовать формированию позитивной позиции по отношению к имени ребенка, своему собственному.

Перед Вами лист бумаги. Нарисуйте в середине листа круг – это сердцевина цветка. Вспомните, как вы выбирали имя своему ребенку, как трепетно вы к этому относились.

Напишите имя своего ребенка в сердцевине. Напишите чувства, которые вы испытываете, когда читаете, слышите имя своего ребенка.

У каждого цветка есть лепестки и у нашего цветка тоже будут лепестки. Количество лепестков соответствует количеству имен-обращений к вашему ребенку. Постарайтесь вспомнить все имена обращения, не только те с которыми вы обращаетесь, но и другие члены семьи, друзья и знакомые вашего ребенка. Впишите в каждый лепесток имя-обращение. Напишите чувства, которые вы испытываете, когда слышите то или иное имя-обращение к своему ребенку. Если вам не нравится какое-либо имя-обращение, то заштрихуйте этот лепесток.

У цветка есть стебель. Вспомните, как вы обращаетесь к ребенку в порыве гнева, раздражения – подпишите это имя-обращение около стебля. Напишите, что вы чувствуете, когда вспоминаете свою интонацию при данном разговоре.

А сейчас задумайтесь, что нужно цветку, чтобы благоухать и радовать наш глаз? Конечно, ему необходимо питание, а получает он его через стебель.

А теперь посмотрите, какое питание получает ваш цветок, какие чувства его подкрепляют? Не зря говорят: «Ложка дегтя способна испортить бочку с медом». Так и мы порой своим обращением перечеркиваем все то, что для этого долго и упорно создавали. Даже если это имя, произнесенное с другой интонацией.

У цветка есть лист. Подпишите его тем именем-обращением, которое больше всего нравится вашему ребенку. Напишите свои чувства. Как вы думаете, совпадают ли ваши чувства с чувствами ребенка? Постарайтесь обращаться к нему так, как он любит.

Рефлексия.

Мини – беседа «Колобок и стрелы гнева». Цель – активизировать членов группы, отреагирование чувств.

Представьте себя в образе «колобка». Вспомните, как начинается ваше утро.

Звук будильника,
«уже вставать», легкое раздражение,
надо принять душ, все входит в свое русло;
пора будить ребенка,
в ответ: «не хочу, еще чуть-чуть»;

«Я опаздываю, а ты снова со своими капризами», снова появляется раздражение, и т.д. и т.п. (Даете описание всего дня, при этом заостряете внимание там, где появляется раздражение. Потом вы говорите, что раздражение – это стрелы гнева, сначала полученные извне, а потом обратно выпущенные). И вот наш милый колобок превратился уже в колючего ежика. (Обсуждение)

Упражнения: «Кулачки», «Ежики». Цель – осознавание неконструктивных способов выражения агрессии.

Сейчас мы разделимся на две команды – яблоки и груши. (Работа в парах) «Яблоки» сжимают правую руку в кулак. Сожмите очень сильно, а «груши» должны разжать кулак, при этом старайтесь не причинить физическую боль. (потом меняются)

Обсуждение: кому удалось разжать кулак? Какие приемы вы использовали? Трудно ли было выполнить задание?

Аналогично проводится упражнение «Ежики». Один в паре сворачивается в клубок (кладет голову на колени и закрывает ее руками), а другой должен развернуть клубок.

А сейчас все сожмите все правую руку в кулак, сожмите очень крепко, а я пройду посмотрю. Когда убедитесь, что все выполнили ваше задание, просите: «Уважаемые родители, разожмите, пожалуйста, кулачки. Посмотрите на свои прекрасные добрые руки». Родители непроизвольно разжимают кулаки. А вы подводите итог: «оказывается не надо применять силу, манипулирование, угрозы - порой достаточно доброго, ласкового слова и все поменяется вокруг».

Беседа «Конструктивные способы разрядки гнева и агрессии» Цель – расширение знаний родителей по сдерживанию нарастающей агрессии. (Приложение 4)

Рефлексия.

Заключительная часть

Упражнение «Дерево». Цель – закрепление основ правил воспитания.

Инструкция: «Нарисуйте дерево, таким каким вы его представляете». Обсуждение: (корни – питание, ствол – ребенок, солнце – любовь «любви не может быть много, но она не может быть слепой и не видящей проблем», дождь – проблемы, человек «привить к яблоне грушу»).

Рефлексия.

«Обратная связь»

Упражнение «Дерево эмоций». Перед вами ладошки разного цвета. С их помощью вы сможете дать позитивные или негативные комментарии событий, произошедших за время занятия (желтый – полезно, актуально; зеленый – все хорошо, но остались вопросы; красный – пустая трата времени и так все известно). Те, кто пожелают, могут прокомментировать свой выбор, это поможет освободиться от сдерживаемых эмоций. Ладошки мы прикрепляем к магнитной доске.

Рефлексия.

Ритуал завершения.

Литература

  1. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: учебное пособие для специалистов и дилетантов. - СПб.: Речь, 2006. – 144 с.
  2. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционнной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). М.: Книголюб, 2004. – 144 с. (Психологическая служба).
  3. Ермолаева М.В., Ерофеева И.Г. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников. - Москва – Воронеж, 2008.
  4. Житная И.В. Социальные эмоции как знак внутреннего мира ребенка. - Москва: Просвещение, 1996.
  5. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств дошкольника. - Москва: Просвещение, 1985.
  6. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 272 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
  7. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 96с. – (Библиотека школьного психолога).
  8. Стожарова М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 208 с. (Школа развития)

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7