Цель: формирование положительных установок во взаимоотношениях ребенка и взрослого.
Задачи: дать рекомендации родителям по вопросам позитивного общения с детьми; заострить их внимание на эмоциональном мире детей, ознакомить родителей с особенностями формирования личности, развить умения семейного воспитания.
Подготовительная работа: подбор литературы, подготовка и распечатка раздаточного материала для работы, выпуск рекомендаций, памяток.
Эпиграфы:
«Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае неудачи – горе несравнимо ни с каким другим». (Демокрит)
«Воспитывать – это, прежде всего, хорошо знать своего ребенка».
«Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий». (Козьма Прутков)
«Воспитание – это управление развитием ребенка». (Н.М. Амосов)
«Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное» Платон, греческий философ.
«Люди рождены, чтобы помогать друг другу» Марк Аврелий, римский император, философ.
«Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они стоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть, в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии… нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами…» (Антон Павлович Чехов).
Материал: писчая бумага, карандаши, авторучки, цветные ладошки, бланки с циферблатом.
Методы и формы работы:
- лекция,
- беседа,
- игры-активаторы,
- игры и упражнения межличностной коммуникации,
- обратная связь.
Структура собрания
Содержание | Время | Методы изучения |
Вводная часть Создание «рабочей атмосферы» на занятии, настрой на совместную работу |
15 мин |
Ритуал приветствия Игра-активатор «Час общения» |
Основная часть Предъявление нового материала, расширение представлений и формирование новых навыков, закрепление новых качеств |
40 мин |
Информационный блок (Лекция на тему «Мир детства») Практический блок (Упражнения: «Цветок», «Колобок и стрелы гнева», «Кулачки», «Ежики») Беседа «Конструктивные способы разрядки гнева и агрессии» |
Заключительная часть связать новый опыт с повседневной жизнью, обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся |
20 мин |
Упражнение «Дерево» |
Итог Члены группы дают позитивные или негативные комментарии событий, произошедших за время занятия. Это помогает освободиться от сдерживаемых эмоций и способствует сплочению группы. |
15 мин |
Итоговый круг «Дерево наших эмоций» |
Ход собрания
Вводная часть.
Ритуал приветствия. Цель – сплочение группы, выработка механизмов эмпатии.
«Встаньте в круг, возьмите друг друга за руки. Приветливо посмотрите друг на друга, улыбнитесь и поздоровайтесь»
Информирование учащихся о цели занятия. Сегодня мы с вами поговорим о воспитании детей, о том, как наши эмоции сказываются на их психологическом здоровье, уделим внимание вопросам регулирования собственного гнева.
Чтобы снять эмоциональное напряжение, предлагаю вам игру-активатор «Час общения».
Игра-активатор «Час общения»
Цель - снятие эмоционального напряжения при общении.
- У каждого из вас лист с нарисованным циферблатом (см. Приложение 1). Сейчас вам предстоит назначить друг другу встречи. Чтобы не забыть о встречах (во сколько и с кем вы встречаетесь) вы будете их записывать в бланк. На одно и тоже время можно назначить встречу только с одним человеком. Время назначения встреч ограничено, поэтому действуйте быстро и организованно. Ваша задача - назначить как можно больше встреч. Время пошло. (1 мин.)
- Всем спасибо. Сейчас вторая часть игры. Я буду называть час, вы встречаетесь с тем, с кем у вас назначена встреча и беседуете на предложенную мною тему. Например, я объявляю «час», вы встречаетесь, я говорю: «Тема - погода», вы беседуете. (см. Приложение 2)
Для беседы отводится 60 сек.
Рефлексия. Легко ли было справиться с 1 частью игры и смогли ли вы назначить 12 встреч? Как это происходило: вы сами назначали встречу или к вам подходили? Приходилось ли отказывать или назначать другое время? Смогли ли вы сразу начать беседу по заданной теме, и кто был инициатором? Что вызвало затруднения?
Основная часть.
Информационный блок (см. Приложение 3)
Практический блок.
Сегодня мы постараемся побыть нашими детьми, прочувствовать их чувства и эмоции, проанализировать свои действия и поступки.
Упражнение «Цветок». Цель – способствовать формированию позитивной позиции по отношению к имени ребенка, своему собственному.
Перед Вами лист бумаги. Нарисуйте в середине листа круг – это сердцевина цветка. Вспомните, как вы выбирали имя своему ребенку, как трепетно вы к этому относились.
Напишите имя своего ребенка в сердцевине. Напишите чувства, которые вы испытываете, когда читаете, слышите имя своего ребенка.
У каждого цветка есть лепестки и у нашего цветка тоже будут лепестки. Количество лепестков соответствует количеству имен-обращений к вашему ребенку. Постарайтесь вспомнить все имена обращения, не только те с которыми вы обращаетесь, но и другие члены семьи, друзья и знакомые вашего ребенка. Впишите в каждый лепесток имя-обращение. Напишите чувства, которые вы испытываете, когда слышите то или иное имя-обращение к своему ребенку. Если вам не нравится какое-либо имя-обращение, то заштрихуйте этот лепесток.
У цветка есть стебель. Вспомните, как вы обращаетесь к ребенку в порыве гнева, раздражения – подпишите это имя-обращение около стебля. Напишите, что вы чувствуете, когда вспоминаете свою интонацию при данном разговоре.
А сейчас задумайтесь, что нужно цветку, чтобы благоухать и радовать наш глаз? Конечно, ему необходимо питание, а получает он его через стебель.
А теперь посмотрите, какое питание получает ваш цветок, какие чувства его подкрепляют? Не зря говорят: «Ложка дегтя способна испортить бочку с медом». Так и мы порой своим обращением перечеркиваем все то, что для этого долго и упорно создавали. Даже если это имя, произнесенное с другой интонацией.
У цветка есть лист. Подпишите его тем именем-обращением, которое больше всего нравится вашему ребенку. Напишите свои чувства. Как вы думаете, совпадают ли ваши чувства с чувствами ребенка? Постарайтесь обращаться к нему так, как он любит.
Рефлексия.
Мини – беседа «Колобок и стрелы гнева». Цель – активизировать членов группы, отреагирование чувств.
Представьте себя в образе «колобка». Вспомните, как начинается ваше утро.
Звук будильника,
«уже вставать», легкое раздражение,
надо принять душ, все входит в свое русло;
пора будить ребенка,
в ответ: «не хочу, еще чуть-чуть»;
«Я опаздываю, а ты снова со своими капризами», снова появляется раздражение, и т.д. и т.п. (Даете описание всего дня, при этом заостряете внимание там, где появляется раздражение. Потом вы говорите, что раздражение – это стрелы гнева, сначала полученные извне, а потом обратно выпущенные). И вот наш милый колобок превратился уже в колючего ежика. (Обсуждение)
Упражнения: «Кулачки», «Ежики». Цель – осознавание неконструктивных способов выражения агрессии.
Сейчас мы разделимся на две команды – яблоки и груши. (Работа в парах) «Яблоки» сжимают правую руку в кулак. Сожмите очень сильно, а «груши» должны разжать кулак, при этом старайтесь не причинить физическую боль. (потом меняются)
Обсуждение: кому удалось разжать кулак? Какие приемы вы использовали? Трудно ли было выполнить задание?
Аналогично проводится упражнение «Ежики». Один в паре сворачивается в клубок (кладет голову на колени и закрывает ее руками), а другой должен развернуть клубок.
А сейчас все сожмите все правую руку в кулак, сожмите очень крепко, а я пройду посмотрю. Когда убедитесь, что все выполнили ваше задание, просите: «Уважаемые родители, разожмите, пожалуйста, кулачки. Посмотрите на свои прекрасные добрые руки». Родители непроизвольно разжимают кулаки. А вы подводите итог: «оказывается не надо применять силу, манипулирование, угрозы - порой достаточно доброго, ласкового слова и все поменяется вокруг».
Беседа «Конструктивные способы разрядки гнева и агрессии» Цель – расширение знаний родителей по сдерживанию нарастающей агрессии. (Приложение 4)
Рефлексия.
Заключительная часть
Упражнение «Дерево». Цель – закрепление основ правил воспитания.
Инструкция: «Нарисуйте дерево, таким каким вы его представляете». Обсуждение: (корни – питание, ствол – ребенок, солнце – любовь «любви не может быть много, но она не может быть слепой и не видящей проблем», дождь – проблемы, человек «привить к яблоне грушу»).
Рефлексия.
«Обратная связь»
Упражнение «Дерево эмоций». Перед вами ладошки разного цвета. С их помощью вы сможете дать позитивные или негативные комментарии событий, произошедших за время занятия (желтый – полезно, актуально; зеленый – все хорошо, но остались вопросы; красный – пустая трата времени и так все известно). Те, кто пожелают, могут прокомментировать свой выбор, это поможет освободиться от сдерживаемых эмоций. Ладошки мы прикрепляем к магнитной доске.
Рефлексия.
Ритуал завершения.
Литература
- Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: учебное пособие для специалистов и дилетантов. - СПб.: Речь, 2006. – 144 с.
- Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционнной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). М.: Книголюб, 2004. – 144 с. (Психологическая служба).
- Ермолаева М.В., Ерофеева И.Г. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников. - Москва – Воронеж, 2008.
- Житная И.В. Социальные эмоции как знак внутреннего мира ребенка. - Москва: Просвещение, 1996.
- Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств дошкольника. - Москва: Просвещение, 1985.
- Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 272 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
- Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 96с. – (Библиотека школьного психолога).
- Стожарова М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 208 с. (Школа развития)