Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цели урока:
- обобщить и систематизировать изученный материала, закрепить основные идеи темы;
- Развивать умения воспроизводить полученную информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Востока; сравнивать, сопоставлять, анализировать и делать выводы;
- воспитывать у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока.
Ход урока
Понятие «Древний Восток» – понятие относительное. Название это было дано людьми, живущими в Западной Европе, для них эти страны действительно были восточными.
Первый конкурс. Викторина.
- Назовите все страны Древнего Востока, с которыми вы познакомились?
- Как называлось государство, которое располагалось между морями: Чёрным, Эгейским и Средиземным?
- Что значит «просветлённый»?
- Кто называл Египет «Даром Нила»?
- Кто из жителей Древнего Востока основывал свои колонии в других странах и пользовался алфавитом, обозначающим только согласные буквы?
- Кто раскрыл тайну иероглифов?
- На чём писали древние египтяне?
- Назовите самые высокие горы в мире. Они защищают Индию с севера.
- Назовите страну, правителя которой называли «Сыном неба», а подчинённые ему земли – «Поднебесная».
Второй конкурс.
Вычеркни лишнее слово и объясни почему:
-
а) Нил, Тигр, Ганг, Вавилон;
б) алфавит, пурпурная краска, корабль, бумага;
в) чай, алфавит, компас, шелк. -
а) Брахман, шудры, фараон, неприкасаемые;
б) шахматы, хлопок, корабль, сахар;
в) пирамиды, иероглифы, папирус, клинопись.
Третий конкурс.
Во время путешествия были обнаружены древние свитки. Местами почерневшие от времени и сырости; чернила размылись и выцвели. Какую же тайну хранят свитки?
1 свиток
В верхнем и среднем течении реки ____начало развиваться производство. До IV в. до н.э. на _______Индии сформировались малые государства. В конце IV в. до н. э. правители ______создали крупное государство. Чандрагупта основал династию ___________. В середине III века до н.э. происходит ________ Индийского государства при царе Ашока. Жители Индии занимались _________ поливали поля при помощи ______. В городах развивалось _________. Индия установила торговые отношения со странами Средней Азии, Грецией и Египтом.
(слова: расцвет, север, земледелие, Ганг, плотины, Магадха, ремесло, Маурия)
2 свиток
В среднем и нижнем течении ____до III в. до н.э. существовало государство Чжоу.
В III в. до н.э. государство __________________________подчинило себе мелкие государства в долине рек Янцзы и Хуанхэ.
Первый властелин Цинь стал именоваться ________. Он разделил страну на ____________областей во главе с наместниками.
Жители Китая занимались_______в долинах рек, а в горных и степных районах было развито ______. Также было хорошо развито и _____, особенное внимание уделялось производству ______ . Это позже привело к открытию Великого Шелкового пути.
(слова: Цинь Шихуан-ди, ремесло, земледелие, Хуанхэ, скотоводство, шелковые ткани, 36)
Четвертый конкурс.
Определить достижения стран, которыми мы пользуемся до сих пор.
- Когда путешественники попробовали это, они удивились, по цвету, этот продукт отличался от меда, а по вкусу он был слаще его. (Сахар, Индия).
- Белая «шерсть» на кустах. (хлопок, Индия)
- Без него нельзя отправляться в дальний путь. Это есть и на корабле, и у геолога, и у туриста (Компас – из куска природного магнитного железняка выделывалась ложка с короткой ручкой. Ее ставили на отполированную каменную плиту. Ложка начинала вращаться до тех пор, пока ее ручка не указывала на юг, т.к. большая часть ложки притягивалась к северу. компас, Китай).
- Чтобы получить этот предмет, тонкие ленты коры варили в растворе извести. Затем полученную массу разбивали молотками, добавляли в нее клей, заливали водой и все это просеивали через тонкое сито. Массу, осевшую в сите, опрокидывали на доску и прессовали. Полученное изделие просушивали и использовали. (бумага, Китай).
- Кто-то называет это игрой, кто-то спортом. И заставляет ум работать. (шахматы, Индия).
- Жители считали этот напиток лекарством. (чай, Индия)
- Ими ткани превращали в сказку. (краски, Китай)
Пятый конкурс.
Исторический диктант. Учитель называет термины, факты, географические названия. Школьники определяют, с историей какой страны связаны названные учителем термины. Вписывают номер в одну из колонок. Всего 4 колонки: А – это Египет, Б – это Двуречье, В – это Финикия, Г – это Ассирия.
- клинопись
- ливанский кедр
- Сфинксы
- Цветное стекло
- книги из глины
- шадуфы
- богиня Иштар
- пурпурная краска
- кошка – священное животное
- дельта Нила
- мумия
- законы Хаммурапи
- бог солнца – Шамаш
- буквы алфавита
- библиотека Ашшурбанапала
- Тутанхамон
- морские разбойники похищали людей
- оружие из железа
- древнейшее из семи чудес света
- жестокость к побежденным
- походы в Ливию
- посуда из стекла
Шестой конкурс.
Нужно определить в какой стране появились литературные и фольклорные произведения:
- «Махабхарата»
- Миф об Осирисе
- Эпос о Гильгамеше
- «Повесть о Синухете»
- «Рамаяна»
Седьмой конкурс.
Знаменитые люди. Нужно назвать, где и когда жили:
- Ашока
- Дарий
- ТутмосIII
- Кир
- Цинь Шихуанди
- Хеопс
- Хаммурапи.
Итоги урока.
После проведения 7 конкурса подводим итоги и выставляем оценки учащимся.