Цели:
1. Создать условия для формирования представлений о разнообразии насекомых, обобщить, систематизировать и расширить знания учащихся об этой группе животных, показать их значение в природе и жизни человека.
2. Развивать логическое мышление, коммуникативные способности, умение работать в группе.
3. Способствовать воспитанию чувства ответственности перед одноклассниками в групповой работе.
Тип урока: обобщающее повторение.
Форма урока: групповая работа.
Ход урока
1. Вводное слово учителя.
Рядом с нами живет мир существ так мало похожих на нас своим строением, образом жизни, что их легко принять за жителей другой планеты. Эти удивительные существа насекомые. Их всех больше на Земле, около 10,3 млн видов, 75% всех животных . Современным систематикам известно до 25 отрядов, но самыми многочисленными являются жесткокрылые, перепончатокрылые, чешуекрылые, двукрылые. Вот сегодня о них и пойдёт речь.
Как вы думаете, какие задачи мы будем решать на уроке (формулируют учащиеся).
Проблемный вопрос: К каким последствиям привело бы полное внезапное исчезновение насекомых?
2. Проверка домашнего задания. (Из дополнительных источников учащиеся находили материал, расширяющий знания о классе “Насекомые”)
Выступление учащихся 1 группы.
Сообщение №1
Жесткокрылые (жуки) - отряд насекомых с особенно прочным покровом. Передние крылья, как броня закрывают брюшко сверху. Птицы нападают редко (за исключением соек и сорокопутов), поэтому жуки живут долго. Жуки имеют грызущий ротовой аппарат. По способу питания жесткокрылые делятся на 3 группы: хищные (жужелицы, скакуны); растительноядные (майские жуки, короеды); сапрофаги (жуки-могильщики).Жуки перемещаются не только при помощи крыльев, но и ног, которые приспособлены к различным движениям: бегу (жужелицы бегуны), прыжкам (жуки-скакуны), плаванию (плавунцы), лазанию (щелкуны). Развитие у жуков с полным превращением.
Сообщение №2
Изучая зрительные процессы жуков, ученые обнаружили их способность определять собственную скорость движения на основе восприятия перемещающегося в фасетках глаз изображения окружающих предметов. Усилиями ученых биоников удалось воспроизвести работу всего двух фасеток (из нескольких сот) глаза и создать на этой основе искусственный измеритель скорости движения (спидометр).
Сообщение №3
Среди многих жуков имеющих сверкающую окраску выделяются жуки златки. Они считаются самыми красивыми жуками. Древние египтяне украшали саркофаги не только драгоценными камнями, но и надкрыльями златок делали браслеты брошки. Поджаренные личинки зеленой златки считаются изысканным лакомством.
Сообщение №4
В штате Алабама США сооружен памятник жуку хлопковому долгоносику. Жители этого штата долгое время выращивали хлопчатник, который был единственным источником доходов. Но в 1915 г. на плантации случайно был завезен жук хлопковый долгоносик, который уничтожил значительную часть плантаций и принес фермерам большие убытки. Фермеры начали выращивать другие овощи. Это оказалось выгодным. Фермеры стали богаче, чем тогда когда выращивали хлопчатник. Вот тогда и поставили памятник хлопковому долгоносику, которого держит богиня плодородия Церра.
Сообщение №5
Жуки являются незаменимым звеном в цепи питания. Жуки трупоеды, могильщики, навозники способствуют очищению почвы от трупов, навоза, накоплению в ней перегноя. Хищные жуки: божьи коровки, жужелицы, красотелы уничтожают вредителей садов и огородов. Например, божья коровка ежедневно уничтожает 250 тысяч тлей. Жуки бронзовки, щелкуны, листоеды, хлебные жуки приносят вред огородным, полевым, лесным растениям.
Учитель:
“Спал цветок и вдруг проснулся, больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел”.
О ком идёт речь?
Вторая группа учащихся рассказывает о бабочках (с демонстрацией слайдов).
Сообщение №1
Богиня цветов флора решила сделать богу Зевсу подарок. Она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоухание всех земных растений и создала цветок, равного которому не было на всей земле. Бог Зевс увидел великолепный подарок и поцеловал нежные лепестки. И о чудо цветок оторвался и полетел. Так по древнегреческой легенде появились бабочки.
Сообщение №2
12 дней жизни бабочка шелкопряда ничего не ест. Большинство бабочек питается нектаром. Ротовой аппарат взрослых особей сосущий, личинок грызущий. Развитие с полным превращением.
Сообщение №3
Полет насекомых довольно сложный процесс, который тщательно изучили инженеры для усовершенствования летательных аппаратов. Основной формой полета является гребной полет, восьмиобразные взмахи, крыло попеременно работает то верхней, то нижней поверхностью. Взмах крыла послужил для инженеров-биоников моделью позволяющей им сконструировать ветряк, работающей, при слабом ветре, используя его энергию.
Сообщение №4
В Австралии стоит памятник бабочке огневке. Скотоводы Австралии вместо изгородей решили использовать кактус опунцию. Завезенные растения быстро прижились на новой родине и очень скоро стали заселять пастбища. Ничто не могло остановить нашествие кактусов (их рубили топорами, пытались жечь) и только привезенная бабочка огневка справилась с этой бедой. Она откладывала яйца в мякоть кактуса, личинки выедали мякоть опунции и растение складывалось как карточный домик, т.е. погибало. В честь такой победы над растением и был поставлен памятник бабочке.
Сообщение №5
Бабочки являются опылителями цветов. Среди бабочек есть вредители леса, плодово-ягодных и сельскохозяйственных культур (сибирский шелкопряд, капустница). Гусеницы моли совки нападают на других насекомых. Чешуекрылые имеют большое эстетическое значение.
Учитель: Четвертый по численности отряд - это двукрылые.
Третья группа учащихся рассказывает о двукрылых с демонстрацией слайдов.
Сообщение №1
Полёт двукрылых – вершина скорости и пилотажа. Жужжалицы, мухи (видоизменённая вторая пара крыльев) функционирует как стабилизатор. Принцип работы жужжальцев лёг в основу создания человеком нового навигатационного прибора для скоростных самолётов геротрона. Ротовой аппарат двукрылых колюще-сосущий - у комаров, лижущий – у мух. Никто не может справиться с трупами и помётом животных быстрее и качественнее, чем личинки мух. Развитие двукрылых с полным превращением.
Сообщение №2
Глаза мух оригинальны тем, что они очень точно определяют скорость движения на основании последовательного перемещения предмета в поле зрения отдельных глазков сложного глаза. По их образцу и подобию конструкторы создали прибор для мгновенного измерения скорости сверхзвуковых самолётов и назвали его “Глазом мухи”.
Сообщение №3
Для усовершенствования фотоаппаратуры было создано 1329 небольших линз, объединённых в один плоский диск. Это устройство даёт многократное изображение и предназначалось для репродукции микроскопических схем в электронных счётно-решающих машинах. По типу мушиного глаза была построена в США фотокамера, объектив которой дал возможность получать более 1300 изображений за 1 краткую выдержку.
Сообщение №4
Мухи обладают очень тонким обонянием. В США создан прибор, который состоит из вмонтированной живой мухи с электродами. Импульсы, возникающие при улавливание мухой запаха, усиливаются и передаются на звонок. Этот прибор может обнаружить появление в шахтах и забоях ядовитого рудничного газа задолго до того, как будет замечен людьми. Такой прибор может быть использован также на подводных лодках и космических кораблях. В случаи гибели мухи её всегда можно заменить другой. Органы вкуса мухи находятся на лапах (естественный датчик). Учёные-бионики работают над созданием аппарата (по подобию органа вкуса мухи), с помощью которого можно будет проводить химический состав веществ.
Сообщение №5
Двукрылые имеют большое значение в природе и жизни человека:
- долгоножки и ктыри относятся к почвообразователям;
- личинки жужелиц, саранчеедок, зубоножек, журчалок поедают вредных насекомых. Или паразитируют на них
- птицы, рыбы, земноводные , млекопитающие, насекомые питаются двукрылыми. Растени е росянка за 1 час ловит до 17 комаров;
- гнус (комары и мошки) – злостные кровососы;
- комары, мухи переносчики заболеваний человека
- колосовые мухи вредят сельскохозяйственным растениям.
Учитель: “Домовитая хозяйка, пролетела над лужайкой, похлопочет над цветком, он поделится медком”.
“В лесу у пня беготня, суетня, народ рабочий весь день хлопочет”.
О ком идёт речь? К какому отряду относятся насекомые?
Четвёртая группа рассказывает о перепончатокрылых (с демонстрацией слайдов).
Сообщение №1
Неоценима роль перепончатокрылых (ос, пчёл, шмелей) как незаменимых опылителей. За один день пчела опыляет до 7 тысяч цветов. Ротовой аппарат насекомых грызуще-лижущий, грызущий. Две пара перепончатых крыльев. Развитие с полным превращением.
Сообщение №2
Инженеры США сконструировали прибор для солнечной навигации, положив в основу его устройства модель “пчелиного глаза”. Такой прибор помогает морякам проводить суда в тех приполярных областях, где магнитный компас непригоден. Кроме того подобный небесный поляризатор оказался полезным для самолетов, при определении их положения в полете по отношению к солнцу в пасмурные дни а также для аппаратуры слежения полета ракет и других быстродвижущихся объектов находящихся в воздухе
Когда создавали первые самолеты, то при полете крылья начинали раскачиваться и приходили в негодность. Изучая насекомых (пчёл) учёные увидели на переднем крыле жилку с особым утолщением птеростигмой, которая устраняет вибрацию. Инженеры создали такую же конструкцию на самолётах противофлаттерное устройство.
Сообщение №3
Североамериканские медовые муравьи пьют и запасают на зиму сладкий сок сахарного дуба, который хранят в своём брюшке. Мексиканцы называют таких муравьёв земляным виноградом. Выжитый из них сок напоминает по вкусу хороший мёд.
Сообщение №4
Самым многочисленным из насекомых является муравей. Известно 15 тысяч видов муравьёв. В Новой Гвинеи используют гигантских муравьёв как примитивный хирургический зажим. Сближая края раны, прижимают к ней муравья, который хватает челюстями края раны, тельце насекомого отрывают, а зажимы оставляют на ране до тех пор пока не заживёт.
Сообщение №5
Значение перепончатокрылых огромно:
- производители полезных продуктов: в медицине используют пчелиное молочко, пергу, пчелиный яд, прополис. Мёд не только высококалорийный продукт питания, но и ценное лечебное средство. В одной из египетских пирамид обнаружили сосуды с мёдом, возраст которого 5 тыс. лет. Мёд не утратил своих качеств.
- наездников человек использует как биологический способ борьбы.
- муравьи уничтожают насекомых-вредителей и сдерживают рост их численности, служат почвообразователями, разносят семена некоторых видов растений.
3. Самостоятельная работа в группах.
Задание №1 “Выбери правильное суждение”
1) Насекомые важное звено в цепях питания природных сообществ.
2) Обыкновенные комары кусают человека днем и вечером.
3) Слепни и оводы наносят большой вред скоту.
4) Без насекомых опылителей огромное количество растений было бы обречено на вымирание.
5) Колорадский жук поедает листья картофеля, свеклы, капусты.
6) Насекомые, живущие в почве, также вносят немалый вклад в увеличении ее плодородия.
7) Среди зимующих мух самцы встречаются чаще самок.
8) Осы не выделяют воска.
9) Божьи коровки используются как биологический способ борьбы с насекомыми вредителями.
10) Комнатная муха разносит яйца аскарид.
Задание № 2 “Распредели насекомых по отрядам”
1 - колорадский жук, 2 - капустная белянка, 3 - божья коровка, 4 - тутовый шелкопряд, 5 - обыкновенный махаон, 6 - чесоточный зудень, 7 - комнатная муха, 8 - малярийный комар, 9 - пчела, 10 - белянковый наездник, 11 - оса, 12 - непарный шелкопряд, 13 - шмель земляной, 14 - слепень бычий, 15 - ковровая моль.
Задание № 3 “Найди ошибки и исправь”
1) На уроках биологии я много узнал о насекомых, например, о жуках, бабочках, клещах, пчелах.
2) Особенно мне понравился отряд жуков, которых называют чешуекрылые.
3) Я узнал, что майский жук приносит человеку пользу.
4) Но среди насекомых есть и вредные. Это листоеды, могильщики, мертвоеды.
5) Сейчас часто встречается заболевание людей чесотка возбудителем, которой является насекомое чесоточный клещ.
Задание № 4 “Третий лишний”
1) По родству: комар, овод, пчела; тутовый шелкопряд, крапивница, комнатная муха; муравей, пчела, овод; божья коровка, жужелица, лесной клоп.
2) По величине: колорадский жук, майский жук, лесной клоп; шмель, пчела, оса; комнатная муха, бычий слепень, малярийный комар.
3) По питанию: шмель, пчела, муравей; бычий слепень, кожный овод, малярийный комар; майский жук, колорадский жук, жук-плавунец; вредная черепашка, водомерка, тля.
Задание №5 “Найди место этих насекомых в круговороте”
Жужелица, божья коровка, жук мертвоед, бабочка белянка, рыжий муравей, комар, майский жук, наездник, гусеница капустницы, пчела. (Производители, растительноядные, хищники 1, хищники 2, паразиты, сапрофиты).
Учитель: В природе нет ничего лишнего все взаимосвязано. В наш бурный технический век растет влияние человека на насекомых. Как и другие виды животных и растений представители этого класса подвержены неблагоприятному воздействию хозяйственной деятельности. Их численность сокращается в связи с вырубкой лесов загрязнением водоемов. Многие редкие виды насекомых занесены в Красную книгу (демонстрация слайдов). Необходимо сделать все возможное, чтобы насекомые не исчезли с планеты Земля.
Учащиеся отвечают на проблемный вопрос, делают выводы, говорят о многообразии насекомых, значении для человека и в природе (слайд на доске).
4. Рефлексия: 1 - мое настроение, 2 - кому было трудно на уроке, 3 - кому было интересно.
5. Домашнее задание. Подготовить творческий отчет по уроку (на выбор) синквейн, загадки, кроссворд, эссе, сказку, рисунок.