В нашем центре существует «Группа раннего развития», куда приходят родители с детьми, от полугода до двух лет. Для детей мы проводим развивающие занятия, развлечения, даём родителям консультации о всестороннем развитии их малышей. Опыт пребывания в этой группе показал, что дети, посещающие её, впоследствии намного легче адаптируются к детскому саду, спокойнее расстаются с родителями, активно общаются между собой и со специалистами.
Наиболее продуктивный процесс воспитания, формирующий нравственно-этические установки по отношению к окружающему миру у ребёнка происходит через эмоциональное восприятие и игровую деятельность. Чем эмоциональней и ярче преподносить мир ребёнку в раннем возрасте, тем сильнее будет его восприимчивость к прекрасному впоследствии.
Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.
Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Музыкальное развитие оказывает так же ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте.
Актуальность интегрированных музыкальных занятий можно рассматривать в следующих аспектах:
– Усвоение знаний у детей раннего возраста
происходит на уровне эмоционального восприятия.
Если ребёнок принимает информацию с
положительными эмоциями – это облегчает
её усвоение.
– Музыка стимулирует зрительное, слуховое
восприятие, совершенствует общуюмоторику,
координацию движений, развивает ориентировку в
пространстве,устойчивое внимание, элементы
произвольной деятельности, речевую активность.
– Эмоциональная сфера малыша обогащается
положительными переживаниями, связанными с
музыкой.
– Музыкальные игры способствуют восприятию
музыки, появляются предпосылки к разным видам
музыкальной деятельности: пению, слушанию
музыки, движениям.
– Происходит стимуляция врождённых музыкальных
задатков: музыкального слуха, чувства ритма,
музыкальной памяти.
– Формируются элементарные представления о
связи музыки и движения.
– Музыкальные игры могут стать так же прекрасной
эмоциональной основой для взаимодействия малыша
со сверстниками.
– Совместное музицирование способствует
эмоциональному общению взрослого с
ребёнком, что является основой для формирования
речи младенца и познавательной
активности, а затем и предметной деятельности.
Ещё одна важная составляющая в воспитании ребёнка – необходимость живого, эмоционального непосредственного общения родителей со своими детьми. Именно накопление опыта эмоционального общения со своими детьми поможет воспитать в них отзывчивость, способность к сопереживанию, умение правильно жить среди других людей.
Маленький ребёнок непоседлив, очень трудно удерживать его внимание на длительное время, поэтому занятия проходят в постоянной смене деятельности, очень эмоционально и ярко, и именно такие занятия в группах раннего развития подсказывают родителям, как общаться с ребёнком, поддерживая его постоянный интерес к освоению новых навыков и познанию окружающего мира.
Цель и содержание интегрированных музыкальных занятий
Цель | Программное содержание |
Развитие кругозора | Учить детей замечать изменения в природе, способствовать развитию интереса к окружающему миру. Давать простейшие знания о живой и неживой природе. |
Обогащение опыта восприятия музыки | Воспитывать эмоциональную
отзывчивость на звучание детских музыкальных
инструментов, вызывать желание подпевать,
развивать музыкальный слух, чувство ритма. Формировать умение выполнять музыкально-ритмические движения в характере музыки. |
Развитие навыков изобразительной деятельности | Воспитывать любовь к окружающему миру, развивать творческое воображение. Учить детей рисовать красками, располагать изображение в ограниченном пространстве, используя разные техники рисования (рисование пальчиком - окунать в краску кончики пальцев и ставить на бумаге отпечатки. Рисование поролоном - нужен небольшой кусочек поролона, в основании которого будет квадрат. Окунать в краску один конец поролона и прикладывать к бумаге, методом промакивания на листе бумаги. Рисование кисточкой.) |
Развитие речевой практики ребёнка | Активизировать разговорную речь ребенка, даже если она не развита или отсутствует. Взрослый как бы отвечает за него, давая речевой образец построения фразы, побуждая ответить любыми доступными средствами. Развивать речь ребенка, используя его интерес («эмоциональный всплеск») в игре и показах с игрушками. Переводить сенсорную информацию в речевой план, давая образец хода мысли. Например: “Идёт дождь – сыро”, “снег холодный”, “шёрстка у киски мягкая” |
Сохранение и укрепление здоровья | Элементы дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз. |