«Учитель должен учить дитя наблюдать и обогащать его душу, возможно, полными, верными, яркими образами, которые потом становятся элементами его мыслительного процесса».
К.Д.Ушинский
Выпускник школы, который будет жить и трудиться в XXI веке, должен обладать многими качествами, в частности: уметь адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях; видеть возникающие в реальном мире трудности и искать рациональные пути их преодоления; критически и творчески мыслить; быть способным генерировать новые идеи; грамотно работать с информацией, уметь её собирать, обрабатывать; устанавливать закономерности, формировать гипотезы и аргументировано их обосновывать; быть коммуникабельным в различных социальных группах, уметь работать в коллективе, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них; работать над развитием собственной личности, над формированием гражданской позиции. [3]
Сегодня особенно актуально на фоне большого количества и географического разнообразия территорий нашей страны – это создать образ мира, в котором мы живём, малой Родины, единственной и неповторимой.
Географически наш край – это 140 тыс. км2 – от степи до тайги. На его территории могут разместиться несколько европейских государств, и не самых маленьких.
Исторически – это край аборигенов Сибири, сибирских татар, русских, украинских, польских, немецких и других первопроходцев и переселенцев. Край, который хранит память о Бухольце и Радищеве, Потанине, Ядринцеве и Валиханове, декабристах и участниках польского восстания середины XIX в., Колчаке и Тухачевском, Куйбышеве и Карбышеве, Королёве, о героях битв под Москвой, Сталинградом и Берлином, о строителях Транссиба и первых целинниках, о тех, кто создал омскую оборонку и нефтехимию. [2].
Работу по формированию положительного образа региона провожу на протяжении нескольких лет, через инновационный краеведческий подход при обучении географии, чтобы детям захотелось здесь жить, работать, созидать, чтобы не было агрессии, чтобы они гордились своей территорией. Уважали национальность, культуру и были толерантными – это и одно из главных направлений развития российского образования.
Структура образа региона состоит:
- Региональная символика (флаг, герб, гимн и т.д.);
- Статус региона (это место региона в структуре других регионов страны по развитию экономике, политике, культуре и внешними связями с другими регионами);
- Облик региона (внешний вид);
«Образ» – зависит от нашего состояния и настроения, он развивает познавательный интерес, и яркое самосознание. Географический образ – это совокупность знаков, символов, ключевых представлений, описывающих какие – либо реалии пространства. Существуют алгоритмы в создании географического образа:
1. Флаг и герб Омской области;
2. На контурную карту нанесите самые, самые объекты;
3. Заполните таблицу;
4. Фотографии позволяют создать положительный образ;
5. Составить путеводитель, который создал бы образ региона;
6. Попробуйте выразить в виде рисунка образ территории Омской области;
7. Контуры на карте, во что можно превратить регион или что вы видите в контуре? Образы регионов глазами детей;
8. Газетные статьи и информационные заметки, частная переписка, дневники, официальные документы, стенограммы переговоров, реклама и рекламные слогоны;
9. Графика, живопись, музыка, кино, видео и Интернет.
Все эти алгоритмы являются важными средствами представления географических образов.
Именно на конкретных примерах учащиеся должны формировать свои представления, чувственные образы. Увидев красоту природы, её облик они захотят что – то посетить, став взрослыми.
Сегодня образ родного края у школьников ассоциируется с негативными явлениями, происходящими в нашем обществе: безработица, рост цен, снижение рождаемости, преступность и др. формированию негативного отношения к родному краю способствуют также и средства массовой информации. В «оздоровлении» географического образа нуждаются и другие регионы нашей страны. В 2006 г. будучи Президентом России, Владимир Владимирович Путин поставил цель перед страной – формирование положительного имиджа России для зарубежных стран. Постоянная критика власти, сетование на экономические и демократические трудности, разрушает позитивный образ региона, страны в глазах самих граждан. Развитие патриотизма и обеспечение достойного уровня жизни – вот те составляющие положительного имиджа страны и региона.
На уроках географии я прививаю учащимся ту
любовь к региону, какой любят они улицу, дом, где
каждый из них вырос и живёт. В этом чувстве не всё
выражается словами.
Областной центр г. Омск – старинный город Сибири.
Начало своё он берёт с крепости, заложенной в 1716
году солдатами лейб-гвардии полковника Ивана
Дмитриевича Бухольца на левом берегу тихой Оми, у
впадения её в могучий Иртыш. Возникнув как
пограничный опорный пункт, Омск с первых дней
существования играл видную роль в историческом
развитии Сибири. Сегодняшний Омск – это крупный,
современный экономический и культурный центр
страны с миллионным населением. Его лицо
определяют нефтехимическое производство,
развитое машино- и приборостроение,
строительная, лёгкая и пищевая промышленность. [4]
Омск – крупный транспортный узел. Четыре вокзала встречают гостей. Они дают первые представления о нашем городе. С раннего утра напряжённо пульсируют транспортные артерии города. Непрерывным потоком через станцию Омск на восток и на запад проходят поезда. Омский аэропорт через каждые десять-пятнадцать минут принимает на своё поле самолёты. А вверх и вниз по Иртышу чередой идут суда с грузами: одни из них держат курс на юг, в Казахстан, другие – в районы Тюменского Севера. Расположенный на пересечении двух таких солидных магистралей, как железнодорожная, Транссибирская, и водная, иртышская, город тесно связан со многими районами страны. Иртыш, можно сказать стал главным проспектом города Омск и области. Правобережная часть города протянулась с юга на север без малого на пятьдесят километров. А левобережная – намного короче: оно в значительной своей части «молодое», только застраивается. Но за ним – будущее. На севере города расположен большой комплекс нефтехимических предприятий – производственное объединение
«Омскнефтеоргсинтез». В промышленном пейзаже города преобладают в наши дни причудливые силуэты нефтехимии, хотя не меньше здесь развиты и машиностроение, приборостроение, завод пластмасс и другие отрасли. Родина получает от омичей продукцию, стоимость которой исчисляется миллиардами рублей.
Омск называют городом – садом, а некогда был пыльным степным городом. Ежегодно на улицах и площадях, в садах и парках, скверах Омска высаживается 24 млн. цветов и около миллиона деревьев и кустарников. В трёх декоративных питомниках имеющих общую площадь в 500 гектаров выращиваются для этого до 30 видов деревьев и около 70 кустарниковых пород. Есть цветочный комбинат, он «производит» под своей крышей: гвоздики, гладиолусы, канны, астры, пионы, георгины и нежные розы. «Омское чудо», «Омский феномен», – говорят об Омских деревьях и цветах. И удивляются им даже приезжающие из тех городов, где климат и земля значительно лучше. Каких огромных трудов стоило это «Омское чудо». Сколько вложено труда, заботы, внимания, времени в каждое дерево и каждый цветок. Ведь осадков в Омске мало, и значит, зелень надо регулярно поливать. Кроме того, почти половина городских почв засолена, и чтобы деревья и кустарники не погибли, каждые четыре-пять лет требуется менять почву, в которой они растут. Обилие зелени, цветов, чистота улиц делают Омск приветливым и радостным.
Омск – город вузов и науки. И во все концы страны разъезжаются получившие в Омск специальность инженеры и агрономы, строители и педагоги, юристы и врачи. А омские учёные, исследователи, изобритатели вносят свой вклад в ту «копилку новшества», использование которой помогает обеспечить динамичное развитие каждой из отраслей экономики. Развивается и культурная жизнь города. Край, запечатлённый в творчестве Федора Достоевского и Михаила Врубеля, Антона Сорокина и Леонида Мартынова, Виссариона Шебалина и Роберта Рождественского, давший стране Омский драматический, Владислава Дрожецкого, Елену Псарёву, Михаила Ульянова. В культурной истории не только нашего края, но и всей страны останутся Омский народный хор, Пушкинская библиотека и Музыкальный театр. Сегодня перед омичами распахивают двери четыре театра: драматический, музыкальной комедии, юного зрителя, кукол.
Концертный зал, филармония, цирк, кинотеатры, дворцы и дома культуры, многочисленные библиотеки и т.д. Растёт число кружков, вокально-инструментальных ансамблей, балетных студий, хоровых коллективов. Для активного приобщения к искусству у омичей есть все условия.
Омск – спортивный город. Для развития спорта есть десятки стадионов, плавательных бассейнов, построен большой Дворец спорта. Город имеет две реки и поэтому развиты различные виды спорта. Омичи – спортсмены мира и страны широко известны.
«Улавливание» специфических черт, отражающих уникальность и индивидуальность территории – одна из важнейших задач современной географии. Поэтому миссию географии я вижу в создании образов территории на основе использования различных приёмов учебной деятельности для сбора положительной информации о регионе.
1. Приём «Образ – ассоциация» или «Визитные карты – образы регионов». Работа с картой – это ключевой приём формирования образа с картой. Суть его состоит в том, чтобы нарисовать образ территории, выражая свои собственные ассоциации, используя «дары географической карты». Создать свой образ всегда интересно. Контуры территории дают много возможностей для творчества. Немного воображения, несколько добавочных штрихов – и знаковые всем очертания предстают в новом свете. Рисунки помогают запомнить ту или иную территорию. Например, Южная Америка – это гроздь винограда, висящая на тонкой веточке Панамского перешейка, Аравийский полуостров – загадочный Сфинкс. Всё в мире мы узнаём путём сравнения. А Омская область – самая спортивная, могучий Иртыш представлен гигантской ящерицей, ковёр-самолёт, образ кабанчика, кота, собаки.
2. Приём «Вычерчивание картосхем без опоры». Знание карты проявляется в способности зрительно представить, не имея её перед собой, изображение территории того или иного государства, региона, включая размер, конфигурацию границ, а также соседние государства. Это выражается в умении начертить схематично карту региона.
3. Приём «Образ территории в картинах художников». Используя на уроках репродукции художников также можно формировать территории. Какому уголку Омской области может соответствовать изображённый на картине пейзаж?
4. С целью коррекции деятельности по формированию образа территории провожу анкетирование на тему: «Какие мы – омичи?». Дети называют положительные качества омичей. Те ответы, которые упоминаются наиболее часто, располагаются в центре, редко встречающиеся – по периферии. Данный метод называется «Оконтуривание «ядерных образов». Использование приёмов формирования образов территории привело к результатам. Учащимся нравится работать с образами территорий, используя при этом дополнительные источники информации.
Таким образом, в международном имидже страны отдельный регион может сыграть огромную роль. А продвижение имиджа региона – перспективный путь преодоления трудностей в формировании имиджа страны в целом.
Литература:
1. Л.В.Азаровой, Г.И. Саренко. География
Омской области. Изд. Омск, 2008.
2. А.А. Голикова. Ресурсы Омской области.
Специальный выпуск. Изд. М.,1999.
3. А.Г. Стадник. География 6-10 классы.
Уроки-исследования, дискуссии,
пресс-конференции. Изд. «Учитель», Волгоград, 2010.
4. Р.Б. Сергеева. Омск. Изд. «Советская
Россия», М., 1981.