Концептуальная цель: Воспитание ответственного семьянина, любящего и понимающего своих родителей, имеющего представления о семейных ценностях.
Аудитория: Учащиеся 2 и 6 класса, 4 приемные семьи (4 мамы, 12 детей, учащихся Неволинской ООШ).
Стратегическая цель: Вызвать детей на размышление о роли женщины-матери в создании в семье душевного тепла и уюта.
Задачи:
- Углубить представление детей о женщине-матери;
- Воспитывать чувство любви, уважения, бережное отношение к матери;
- Совершенствовать навыки работы в группах, умение видеть, слышать и чувствовать партнера по общению;
- Развивать ясность, выразительность речи, умение донести до аудитории свою точку зрения;
- Закреплять умение работать в диалоговом режиме.
Проблема: В современной России увеличивается количество приемных семей. Наряду с женщинами, оставляющими своих детей, появляются женщины-матери, принимающие в свою семью чужого ребенка.
Проблемный вопрос: Какими качествами должна обладать женщина-мать?
Варианты ответа:
- Хорошая хозяйка
- Хороший организатор
- Творческий человек
- Мудрая, нежная, ласковая
- Лучшая подруга
- Веселый человек
- Добрый, душевный человек
Оптимальный вариант: 7+4+3+1+6+5+2
Тезис: «При солнышке тепло, при матери добро».
Этапы, основное содержание мероприятия | Применение ИКТ и педагогических, технологий | Краткий комментарий к интеграции технологий |
I. Организационный момент | ||
Семьи рассаживаются за столики командами: мама, приемные дети и группа поддержки | Технология обучения и воспитания без насилия Педагогика сотрудничества |
Воспитание через организацию деятельности учащихся. Организация работы групп |
II. Вызов. Слайд-фильм. | ||
Ведущий: С каких столетий, и с каких времен Мы женщину земную мамою зовем. Она, рожая, жизни свет дает, Будь то яйцо, икринка иль с душою плод, Хранит его, так бережно, любя, Лишь мать, не предававшая своего дитя. Бывает, с той, что родила – не жил, А с той, что всю себя отдаст, чтоб слез не лил, Ей не до сна, когда он заболел, Всю жизнь любить и опекать ее удел. Любить и воспитать – не легкий труд, Поэтому «Святая Мать» ее зовут! Добрый день, дорогие гости! Здравствуйте ребята! Сегодняшнюю встречу мы решили посвятить нашим мамам. А участницы нашей сегодняшней программы не просто мамы, а приемные мамы. Сегодня они помогут нам понять, что значит, быть мамой? Какая она наша мама? Неслучайно, наша встреча называется «милой мамочки портрет». Мы встретимся с интересными людьми, живущими среди нас, их немало. Всех этих людей объединяет любовь к детям. Сегодня у нас в гостях 4 мамы больших дружных приемных семей. Встречаем, Валентина Ивановна Аликина и ее бравые мальчишки! Татьяна Александровна Бадина с детьми! Светлана Петровна Пермякова и ее дети! Галина Ивановна Шарова и ее девочки! |
Компьютерная презентация Слайд-фильм (1-14 слайды) Технология дифференцированного обучения и воспитания Внутренняя дифференциация по каналам восприятия Технология обучения и воспитания без насилия Педагогика сотрудничества: 1 этап. Заинтересовать 2 этап. Вызвать на размышление |
Создание атмосферы сильного эмоционального восприятия информации Задействуются визуальный и аудиальный каналы восприятия, включаются эмоции, эффективное внимание. Настраивает детей на решение вопроса, позволят глубже вникнуть в суть проблемы Повышается мотивация к дальнейшей деятельности |
III. Представление членов жюри. | ||
Ведущий: Наблюдать и оценивать дружные команды сегодня будет не менее замечательное жюри. Н.Н. Макаров – директор нашей школы. Н.В. Падерина – приемная мама со стажем 6 лет. Ф.Н. Липатов – поэт, член союза писателей. Композитор. Он пишет музыку к своим стихам, сочиняет юмористические рассказы, сказки. Он – человек неравнодушный, все, происходящее вокруг, глубоко волнует и беспокоит его, что и выражает он в своих стихах. Тематика их очень разнообразна: о красоте природы, о гордости за Россию, о боли за русскую деревню. Сегодня вам, дорогие мамы: Валентина Ивановна, Татьяна Александровна, Светлана Петровна, Галина Ивановна, посвящается стихотворение Феофана Николаевича. Слово предоставляется Феофану Николаевичу. (Чтение стихотворение поэтом) |
Компьютерная презентация Слайд 15 |
Задействуются визуальный и аудиальный каналы восприятия, эффективное внимание Создает эмоциональную атмосферу, настраивает на творчество |
IV. Игровая программа | ||
1. «Расскажите нам о себе» Ведущий: Даже детям понятно, что мы живем в трудное время. Кто-то стремится уехать в город, у кого-то руки опускаются. А в нашем селе есть такие женщины, которые душой приросли к деревне, ее заботам. Они умело воспитывают не только своих детей, но и отдают частичку тепла приемным детям. Какими делами, традициями живет каждая семья, мы узнаем из конкурса «Расскажите нам о себе». Слово предоставляется семье Аликиных, Бадиных, Пермяковых и начинающей семье Шаровых (семьи показывают презентации ) 2. «Какая Вы хозяюшка» Ведущий: Мы услышали рассказы семей о себе, а теперь посмотрим их в деле. Следующий конкурс «Какая Вы хозяюшка». Он проводится в форме теста. (Мамы получают тесты и самостоятельно отвечают на вопросы) Вопросы теста: 1) Записываете ли Вы свои доходы и расходы? 2) Откладываете ли Вы часть денег на крупные покупки? 3) Можете ли Вы быстро приготовить ужин, если к вам неожиданно пришли гости? 4) Умеете ли Вы за полчаса приготовить 10 самых простых блюд? 5) Часто ли у Вас не хватает денег до зарплаты, хотя крупных покупок Вы не делали? 6) Всегда ли Вы знаете, чего в данный момент не достает в хозяйстве: масла, спичек, соли, например? 7) Делаете Вы покупки про запас? 8) Часто ли Вы выбрасываете залежавшуюся еду или для Вас это чрезвычайное событие? 9) Есть ли в Вашей семье сберегательная книжка? 10) Убираете ли Вы квартиру каждую неделю в определенные дни или от случая к случаю? 11) Знаете ли Вы, где сложены вещи, которыми Вы временно не пользуетесь? 12) Раздражает ли Вас вид немытой посуды? 13) Помогает ли Вам во время уборки квартиры вся семья? 14) Удается ли Вам выкроить утром минут 20, чтобы спокойно позавтракать и навести красоту? |
Компьютерная презентация Слайд 16 Презентации семей по гиперссылкам Технология дифференцированного обучения и воспитания Внутренняя дифференциация по каналам восприятия Технология обучения и воспитания без насилия Педагогика сотрудничества: 1 этап. Заинтересовать 2 этап. Вызвать на размышление |
Создание условий для самовыражения учащихся при презентации своей семьи. Активизация устной речевой деятельности Развитие аудиального и визуального канала восприятия Активизация «рабочего» состояния аудитории |
Ведущий: Каждая семья имеет группу поддержки. Мы предлагаем участникам групп поддержки к концу встречи совместно с приемными детьми составить коллаж для выставки на тему «Милой мамочки портрет». На ваших столиках есть все необходимое: фотографии мам в разные периоды жизни, открытки, клей, лист бумаги формата А2. Творите! (Мамы отвечают на вопросы теста, дети составляют коллаж) Подведение итогов конкурса «Какая Вы хозяюшка» Подсчитываются результаты тестирования: да- 1 балл, нет – 0 баллов. Если Вы набрали 10-15 баллов – вы ведете свое хозяйство образцово. Удивительно, как в одной женщине уживается столько талантов! У Вас должно быть много терпения и времени, либо Вы хороший организатор. 6-9 баллов – Вы умелая хозяйка, но позволяете себе иногда отступить от строгих правил. Это неплохо! Порядок в доме – дело важное, но не единственное. 0-5 баллов – домашнее хозяйство – не самая большая Ваша привязанность. Видимо, Вы сильны в чем-то другом. Но не смущайтесь – искусству домоводства учиться никогда не поздно. Начните с сегодняшнего дня. |
Технология диалогового обучения и воспитания Технология обучения и воспитания без насилия Педагогика сотрудничества: 3 этап. Соорганизация. Технология проблемного обучения и воспитания |
Способствует эффективному общению Нацеливает на самостоятельность мышления, на самоопределение и самовыражение. Свобода выбора, творческий подход в решении проблем Способствует глубине понимания образа женщины-матери |
3. Конкурс «Знаете ли вы качества, присущие маме?» Ведущий: А теперь, уважаемые мамы, какие качества видят в Вас дети. Вопросы конкурса: 1) Этим качеством обладает каждая любящая ребенка мама (ДОБРОТА) 2) Таким удивительным словом обозначено это качество! Оно всегда в маминой душе (ЗАБОТА) 3) Это свойство души можно увидеть во взгляде мамы, услышать в ее голосе (НЕЖНОСТЬ) 4) Умение разумно решать разные сложные вопросы, давать мудрые советы (МУДРОСТЬ) 5) А это качество проявляется, когда мама шутит, всех веселит (ЮМОР) |
Технология обучения и воспитания без насилия Педагогика сотрудничества 2 этап. Размышление 3 этап Соорганизация (работа в группах) |
|
4. Конкурс «Первооткрыватели» Ведущий: Когда-то мамы были, как и вы, фантазерками, мечтательницами, закадычными подругами и любили играть. Вот и сейчас они вспоминают детство, отправляясь в путешествие в другие миры, на другие планеты. Задание командам: Вы-первооткрыватели! Сначала откройте новую планету – надуйте воздушный шар, затем заселите эту планету жителями – нарисуйте на нем фигуры человечков. По окончанию работы кратко расскажите о своем открытии. (Звучит музыка. Команды выполняют задание) |
Технология обучения и воспитания без насилия Педагогика сотрудничества 3 этап Соорганизация (работа в группах) |
|
5. «Милой мамочки портрет» (От каждой команды выходят по 1 приемному ребенку и по 1 человеку из группы поддержки, они демонстрируют коллаж. Приемный ребенок зачитывает строки из своих сочинений о маме.) Ведущий: Вот такие штрихи к портрету своих мам создали наши дети. |
Создание условий для самовыражения учащихся при демонстрации коллажа Активизация устной речевой деятельности |
|
V. Подведение итогов | ||
1. Варианты ответов на проблемный вопрос (Игра «Ладошки») Ведущий: Вот и подошла к концу наша встреча. Как бы далеко ни шагнуло человечество на пути прогресса, какая бы ни наступила эпоха, никогда не обесценится мудрое материнское слово, забота материнских рук. С чем ассоциируются у вас руки ваших мам? Мы предлагаем вам написать эти слова на бумажных ладошках и подарить своим мамам. (Музыкальная заставка) 2. Подведение итогов игровой программы. Ведущий: Предоставляем слово жюри. (Вручение подарков с пожеланием благополучия и мира в семье. |
Технология рефлексивного обучения и воспитания |