В настоящее время, как показывает практика, резко снизился интерес к лыжной подготовке. Одна из причин этого-монотонность урочных занятий. Найдется мало детей желающих, выполнять передвижение на лыжах кругами два урока подряд, или пробегать те же круги на время. А затем их уставших ждут следующие уроки. К тому же их экипировка довольно обременительна: большое количество сменной одежды, весьма громоздкие лыжи, которые надо нести в школу и обратно. Плюс отсутствие душа, то получаем стойкое отвращение к лыжной подготовке.
Постоянный бег кругами и сдача нормативов приводят к тому, что учащиеся не получают необходимых знаний, не вырабатывают умения технически правильно передвигаться на лыжах, они привыкли лишь бегать на них. Поэтому и после окончания школы, выйдя на лыжную прогулку, они сразу бегут и загоняют себя впервые же 15-20 минут. Такая прогулка превращается в самоистязание, надолго отбивающая желание повторить еще раз. Это вместо того, чтобы спокойно походить по лесу, любуясь зимним пейзажем, подышать свежим воздухом, покататься с горки. Словом, получить моральное удовлетворение, дать отдохнуть нервной системе и предоставить возможность поработать физическому телу. И, как не показалось бы странным, даже этому надо учить.
Практика показывает, что человек любит то, в чем хорошо разбирается. Детей надо учить технике – правильному передвижению на лыжах, и они полюбят этот вид спорта.
Кстати, техника таких движений сохраняется на всю жизнь, а вот выносливость со временем теряется (и довольно быстро). Значит, на занятиях лыжной подготовки в школе нецелесообразно тратить много времени на развитие выносливости. Гораздо важнее обучить технике передвижения на лыжах. Кроме того, работа над техникой развивает выносливость.
Отсюда вытекает основная цель лыжной подготовки в школе: научить детей владеть разными способами передвижения на лыжах.
Задачи:
- Овладеть техникой передвижения на лыжах – лыжные ходы, спуски, подъёмы, торможение, повороты.
- Развивать интерес к занятиям на лыжах (игры на лыжах).
- Способствовать оздоровлению учащихся (пребывание на свежем воздухе – закаливание).
- Развивать выносливость.
Рассматривая передвижение на лыжах как сложный навык, обычно выделяют в нем два компонента, которые учитывают при первоначальном обучении:
- Устойчивое равновесие при скольжении на узкой опоре (лыже);
- Определенную, порой непривычную, координацию движений различных способов ходов, спусков, подъёмов, поворотов, торможений.
Обучение способам передвижения на лыжах
предполагает по мере овладения одним способом
переходить к изучению другого, совмещая обучение
новому способу с дальнейшим совершенствованием
предыдущего. Такая методика полностью
соответствует и специфике передвижения на лыжах.
На уроках лыжной подготовки передвижение на
лыжах совершается в течение всего занятия, не
только во время обучения тому или иному способу,
но и при передвижении к месту занятий, к учебному
склону, при возвращении в школу. Как правило,
рельеф местности при этом бывает самым
разнообразным.
Сокращение подготовительных упражнений до
минимума, выполняемых на месте, и их замена
специальными упражнениями, направленными на
овладение отдельными элементами техники лыжных
ходов, а также организация одновременного
обучения ступающему шагу, повороту
переступанием и скользящему шагу позволяет
повысить эффективность обучения. Дает
возможность учащимся быстрее приобрести навык
управления лыжами, почувствовать их вес,
скольжение на них, сохранять параллельное
положение лыж, научиться свободному
передвижению.
Классификация лыжных ходов в школьной программе.
КЛАССИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
Попеременные: | Одновременные: |
Четырехшажный; | Бесшажный; |
Двухшажный; | Одношажный: – основной вариант; – скоростной вариант; |
Двухшажный. |
СВОБОДНЫЙ СТИЛЬ
(коньковые)
Попеременный | Одновременные: |
двухшажный. | Двухшажный; |
Одношажный; | |
Полуконьковый; |
Последовательность обучения лыжным ходам:
Последовательность обучения лыжным ходам осуществляют, как правило, по следующей схеме:
- упражнения на месте без лыж (в разминке);
- упражнения на лыжах на месте;
- упражнения при передвижении на лыжах на учебной лыжне.
- Упражнения при передвижении на лыжах по пересеченной местности.
ПОПЕРЕМЕННЫЙ ДВУХШАЖНЫЙ ХОД
Имитация без лыж:
- Стойка лыжника;
- Пружинистое покачивание ног;
- Имитация попеременной работы рук в одноопорном скольжении;
- Имитация работы рук в стойке лыжника;
- Из стойки лыжника перейти в одноопорное скольжение;
- Упражнение «маятник»;
- Упражнение «самокат» (учить отталкиванию с подседанием);
- Имитация на месте хода в целом;
- Шаговая имитация;
- Шаговая имитация с палками за середину;
- Прыжковая имитация.
Имитация на снегу:
- Работа без палок (учить скользящему шагу);
- Работа с палками за середину (палки горизонтально);
- Имитация хода держа палки ниже рукоятки;
- Упражнение «самокат»;
- Использование хода с палками на различном рельефе.
ОДНОВРЕМЕННЫЙ БЕСШАЖНЫЙ ХОД
Учить слитной работе рук и ног. Цикл хода состоит из одновременного отталкивания и свободного скольжения:
- Имитация хода на месте;
- Локти прижаты к туловищу, отталкивание за счет наклона туловища.
ОДНОВРЕМЕННЫЙ ОДНОШАЖНЫЙ ХОД
(скоростной вариант)
Цикл хода состоит из одновременного отталкивания руками и одного скользящего шага (выполняется на два счета):
- Выполнение под счет без палок;
- Выполнение под счет с палками;
- Выполнение слитно без палок;
- Выполнение слитно с палками;
- Использование на пологом подъёме.
(основной вариант)
Цикл хода состоит из одновременного отталкивания руками и одного скользящего шага:
- Имитация на три счета;
- Маятникообразный вынос палок;
- Слитное выполнение;
- Использование на различном рельефе.
ОДНОВРЕМЕННЫЙ ДВУХШАЖНЫЙ ХОД.
Цикл хода состоит из одновременного отталкивания и двух скользящих шагов. Применяется на равнине.
- Имитация хода с остановкой в граничных позах;
- Выполнение хода на три счета;
- Имитация хода слитно;
- Использование на различном рельефе.
ПОПЕРЕМЕННЫЙ ДВУХШАЖНЫЙ КОНЬКОВЫЙ ХОД
(на лыжах)
- Без палок на хорошо укатанном пологом склоне;
- Перенос центра тяжести;
- То же с отведением носка;
- На повороте: влево – переступание левой ногой, правая – скользящим упором; вправо – переступание правой ногой, левая – скользящим упором;
- По восьмерке.
ИНВЕНТАРЬ
Лыжи, как пластиковые, так и деревянные,
выбираются по размеру в зависимости от роста и
массы человека. На лыжах не должно быть царапин,
перекосов, искривлений.
Длина лыж должна соответствовать росту
занимающегося и длине руки до основания пальцев
(середина кисти). Более точно размер лыж
определить можно по таблице (для классических
ходов).
Масса лыжника ( кг). |
75 |
50 |
55 |
60 |
65 |
70 |
75 |
80 |
85 |
Рост (см) |
150 |
155 |
160 |
165 |
170 |
175 |
180 |
185 |
190 |
Длина лыж (см) |
185 |
190 |
195 |
200 |
205 |
210 |
210 |
215 |
215 |
При коньковых способах передвижения лыжи могут быть на 10-20 см короче, но также должны соответствовать массе занимающегося (имеется в виду, продавливание колодки лыжи).
Лыжные палки должны быть:
Рост лыжника (см) |
155-160 |
160-165 |
165-170 |
170-175 |
175-180 |
180-185 |
Длина палок (см) |
120-125 |
125-130 |
130-135 |
135-140 |
140-145 |
145-150 |
Для конькового хода длина палок выше на 10-15 см.
Подготовка лыж к использованию
Деревянные лыжи необходимо просмаливать, что
препятствует проникновению влаги и может
служить грунтом для мази. При просмолке нельзя
допускать перегрева, что может привести к
искривлению лыж или обугливанию скользящей
поверхности. Для сохранения весового прогиба
лыжи сразу после просмолки связывают
скользящими поверхностями внутрь и ставят между
ними распорки (от 4 до 8 см).
Пластиковые лыжи подвергаются циклёвке
(удалению ворса), чтобы скользящая поверхность
была гладкой. Затем лыжи грунтуют грунтовым
парафином или парафином для морозной погоды. Его
вплавляют в поры лыж с помощью утюга. После
остужают до комнатной температуры и
металлической и пластиковой циклей снимают
парафин со скользящей поверхности.
После каждого выхода мазь желательно снимать.
Хранят лыжи в стеллажах.
Крепления
В настоящее время вышли из использования мягкие и полужесткие крепления. Для установки жесткого крепления необходимо:
1. Определить центр тяжести лыжи;
2. Установить ботинок-пятка по центру лыжи;
3. Привернуть, с помощью, шурупов крепление;
4. Проверить совпадение пятки ботинка с лыжей и
привернуть подпятник;
Мази и парафины
Мази и парафины предназначены для улучшения
скольжения лыж по снегу, сцепления лыж со снегом
(чтобы не было отдачи) и предохранения лыж от
преждевременного износа. Необходимо знать, что
при тонком слое наложенной мази, лыжи лучше
скользят, а при толстом сцепление прочнее.
Мази более низкой температуры скользят лучше.
Есть мази, которые хорошо скользят, но плохо
держат, и наоборот. Лучше, если лыжи будут смазаны
ни одной мазью, а несколькими (двумя-тремя). Такая
смазка называется комбинированной. Она
заключается в следующем: носковая и пяточная
части и желоб лыжи смазываются скользящей мазью,
а середина – грузовая площадка (колодка)
держащей мазью. Для коньковых ходов на лыжи
наносят парафин на всю поверхность.
МАЗИ
Твердые |
Жидкие |
Полутвердые |
голубые 0-10* зеленые 5-17* светло-зеленые 15-20* черные 15-30* |
1. Голубая (0 и ниже) для старого крупнозернистого снега, наста, гололёда; | 1. Фиолетовая (от 0 до – 2) для нового падающего снега |
2. Фиолетовая (0 и ниже) для старого крупнозернистого снега; | 2. Желтая (от – 1 до – 4) для нового падающего мокрого снега | |
3. Желтая (0 и выше) для старого и нового мокрого снега. |
ПАРАФИНЫ
(рассчитаны на температуру от 0 и выше).
- фиолетовый (0 и выше);
- голубой (от – 1 до – 10);
- зеленый (от – 10 и ниже).