Молодая семья

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: охарактеризовать начальный период жизни семьи, показать его психологические особенности, сформировать представление о возможности преодолеть его сложности, способствовать выработке умения правильно выстраивать взаимоотношения в семье.

План урока:

  1. Представление о молодой семье.
  2. Влияние социально-экономического кризиса на становление и развитие молодой семьи.
  3. Виды молодых семей.
  4. Адаптация супругов.
  5. Практическая работа «Особо важные качества при адаптации супругов».
  6. Психологический климат молодой семьи.
  7. Признаки благополучного психологического климата.

Материал к уроку

Мужчина и женщина –
Это две ноты, без которых
Струны человеческого сердца
Не дают правильного аккорда.
(Д. Мадзини)

Вступительное слово педагога-психолога.

Уважаемые учащиеся! Многие из Вас уже задумываются о том, что Вам вскоре придется создать семью и жить несколько иной жизнью отличающейся от той, что была до этого времени. Конечно же, Вы наслышаны о том, что не всем удается сохранить семью, а тем более прожить ее, достойно выдержав все испытания. В рамках этого урока мы попытаемся осветить самые важные составляющие успешной семейной жизни в начальном ее периоде. Тем более, что многие ученые говорят именно о том, что первый год он трудный самый.

1. Представление о молодой семье.

Многие исследователи выделяют в качестве первого периода развития семьи первые год-два совместной жизни. На значимость именно этого отрезка жизненного цикла семьи указывает уже тот факт, что, по разным источникам, за это время распадается от 20%. (Трапезникова Т.М., 1989) до одной трети всех семей (Сысенко В. А., 1981). Возможно, для более глубокого понимания проблем молодой семьи следует рассматривать отношения в ней до и после рождения первенца, поскольку с появлением ребенка семья переходит на новую стадию независимо от сроков ее существования. Так, Картер и Мак Голдринг (1980) второй и третьей стадией жизненного цикла семьи называют семью молодоженов и семью с маленькими детьми (цит. по: Леви Д., 1993). Таким образом, семья до и после рождения первенца оказывается на разных жизненных стадиях, несмотря на то, что это изменение может произойти в течение года или менее с момента заключения брака. По отзывам американских исследователей семьи, молодожены часто могут позволить себе очень многое, особенно когда оба они работают: покупать автомобили, мебель, наслаждаться активным отдыхом. Переход к родительству резко меняет образ жизни. (AldousJ., 1978).

О. А.Добрынина (1993), изучавшая семьи рабочих, утверждает, что самые напряженные периоды существования семьи отмечаются у супругов из группы «совсем молодых браков»(0—4 года) и «пожилых браков»(свыше 20 лет стажа). В молодых семьях формируется модель будущих семейных отношений — распределение власти и обязанностей, духовные связи между супругами, поиск такого типа отношений, который удовлетворял бы их обоих, вырабатываются общие семейные ценности. У молодых супругов актуализируются проблемы психологической и бытовой адаптации: решаются вопросы лидерства, эмпатии, распределения домашних нагрузок. В молодых семьях отмечалась повышенная потребность в признании, во взаимопонимании, но эффективность психологической поддержки у молодых супругов самая низкая по сравнению с браками более старшего возраста.

Отношения молодой семьи с родственниками

Семейные психологи, которые изучили очень много молодых семей, пришли к убеждению, что лучше жить отдельно от родителей. При современном воспитании, если молодая семья начинает жить отдельно – это не так болезненно сказывается на том, как они осваивают свои роли, чем если бы они жили со своими родителями.

И вот почему. Современные люди очень инфантильны. Очень часто люди, которые создают семьи, еще настроены быть детьми, чтобы мама и папа их носили на ручках, чтобы мама и папа решали их проблемы. Если денег не хватает, чтобы они помогли. Если одежду не получается купить, чтобы одежды докупили. Если обстановка недостаточно хорошая, чтобы они и с мебелью помогли. А если квартиры нет, чтобы они квартиру сняли. Установка эта – эгоистическая. Родители их, как маленьких детей, должны носить на ручках, должны катать в колясках. Это неправильно, потому что когда создается своя семья, это два взрослых человека, у которых скоро могут быть свои собственные дети. Они уже сами должны кого-то на ручках носить. При создании семьи, необходимо заранее, до заключения брака, до свадьбы, подумать, где будут жить молодые. Лучше найти возможность, постараться заранее заработать деньги. Желательно, чтобы не за счет родителей, а за свой собственный счет, хотя бы первых полгода снимать квартиру и пожить отдельно.

Почему психологи пришли к выводу, что при современном проживании, лучше начинать семейную жизнь отдельно? Когда создается семья, молодые люди должны освоить роль мужа или жены. Эти роли должны быть согласованы. Но не получается, чтобы сразу все было гладко. И чтобы стать хорошей женой, женщина должна на себе почувствовать, что значит быть хорошей женой. Для нее это еще непривычное состояние. То же самое и для мужчины. Быть мужем – это непривычно, но он глава семьи, от него много ожидается. Совсем недавно было столько свободы, а сейчас одни обязанности. Мужчине надо к этому привыкнуть. Молодым супругам надо согласовывать свои действия, чтобы в радость было общение между мужем и женой. И в эти болевые моменты, когда не всегда все получается, лучше молодым жить отдельно. Когда один человек после свадьбы приходит в другую семью, он должен не только с этим конкретным человеком найти общий язык. Ему придется включиться в жизнь другой семьи, в которой жили без него очень долгие годы. Для примера, вспомним взаимоотношения в школьном классе, когда приходит новый ученик. Все уже долго были вместе, а тут пришел новенький. Первое время к нему присматриваются все. А бывает, как в фильме «Чучело». Если человек отличается от других, то обязательно в его адрес начинаются репрессивные меры, его пробуют на прочность. Смотрят, как он себя поведет. Почему? Он другой, и надо посмотреть, насколько с ним можно найти общий язык.

У японцев даже есть такая поговорка: «Если гвоздь торчит, его забивают». Что она означает? Если человек в чем-то выделяется, его стараются подогнать под общий стандарт, чтобы он стал такой как все. Получается, что человек, пришедший в другую семью, в которой все отношения уже сложились, испытывает больше трудностей. Ему приходится выстраивать отношения не только с одним человеком, мужем или женой, но еще и с другими родственниками. Он уже не на равных, ему сложнее.

Когда молодые женятся, они смотрят друг на друга, и думают, что семья – это два человека. А там оказывается еще многочисленные родственники, и у каждого свое представление, как себя вести себя с этой семьей: во сколько приходить к ним в гости и уходить, в каком тоне разговаривать, как часто вмешиваться. И вот эти проблемы с новыми родственниками бывают достаточно болезненными.

Как ведет себя современная молодежь? Очень часто она воспитана в системе демократии, в ценностях всеобщего равенства. Люди пожилые прожили жизнь, у них богатейший опыт. Какое здесь равенство? Какое панибратское похлопывание по плечу? Должно быть уважение к взрослым! Но и у взрослых сейчас есть свои перекосы. Написано в Евангелии о том, что «и оставит человек отца своего и мать свою, и станут двое в плоть единую». Человек должен оставить родителей. Они имеют право вмешиваться в жизнь ребенка, когда у него нет своей семьи. Когда у него своя семья, он, как говорится, «отрезанный ломоть». Семья должна принимать решение самостоятельно, на своем семейном совете. Лезть к ним так активно с советами не разрешается.

Особенно часто бывают проблемы, когда в жизнь молодой семьи вмешивается мать. Мужчина в отличие от женщины вмешивается в семью своего ребенка редко. В чем ошибка матери? Ошибка только в том, что неправильно помогает. Помогать, конечно, нужно, но не на уровне унижения и упреков. Одно и то же можно сказать на уровне выговора, публичной пощечины. И то же самое можно сказать очень бережно, один на один. «Доченька, я с тобой хотела поговорить». Когда это говорится с любовью, сердце всегда откликается. Когда это говорится с неправильной внутренней установкой, человек начинает отторгаться. Надо научиться помогать другому человеку. Не на уровне властительницы, которая с плеткой и бьет, а на уровне родительском, имея за плечами многолетний опыт и наставляя их, неоперившихся птенцов, помогая советом. Они обязательно услышат!

И еще такая особенность: очень многие молодые сейчас, когда создают семьи, своих новых родителей начинают называть не «мама» и «папа», а по имени-отчеству. Мотивация у них следующая «Ну, вы знаете, у меня папа и мама есть. И мне трудно сказать «мама» и «папа» незнакомым людям». Это неверно! У нас есть в одежде официальный стиль и неофициальный, есть классический костюм и есть домашняя одежда. Официальный стиль предполагает и официальное общение по имени-отчеству, здесь неприлично обращение по имени. Этот стиль общения задает дистанцию. Если в семье, где близкие отношения, общение проходит на уровне официального приема, то сразу появляется дистанция. А потом вопрос: почему ко мне относятся с высокомерием? Нормально назвать, если ты хорошо воспитан, своих новых родителей «мама» и «папа». «Мамочка», «папочка», а в ответ будет непроизвольно – «доченька» или «сыночек». Как аукнется, так и откликнется. В психологии есть такой закон: если хочешь изменить отношение к себе, измени свое отношение к этому человеку. Мы сердцем другого человека должны чувствовать.

Это очень трудно бывает. Многие женщины на консультациях говорят: «У него такая мама! Ее невозможно выдержать. За что мне любить ее?» Вы понимаете, если у вас не хватает столько доброты, любите хотя бы ее за то, что она родила и вырастила вам такого сына. Она родила. И она вырастила. И теперь вы вышли за него замуж. Уже за это вы должны быть ей благодарны. Начните хотя бы с этого, и другой человек это почувствует. Обязательно! Как аукнется, так и откликнется. Своих родственников надо полюбить, а не устраивать сразу преобразования: «Я пришла, и теперь все будет по-другому. Здесь мы переставим, здесь посадим цветы, шторы заменим». Если эта семья жила своим укладом, а вы пришли в эту семью, надо ее уважать. Нужно начать с того, чтобы полюбить других людей и научиться дарить любовь. Не требовать, а дарить!

Вот это задача первого года семейной жизни. Это очень тяжело. Если человек воспитан в православии, для него это естественно. Если он воспитан по-современному: в духе «живи, бери от жизни все», тогда это сплошные проблемы. В результате заканчивается первый год, а ты думаешь «До этого жизнь спокойно шла, как в сказке. А тут столько проблем. Давай-ка разведемся». И люди разводятся, не понимая того, что семейная жизнь может быть очень счастливой, просто надо потрудиться, и тогда отдача может быть огромная. Если в самом начале семейной жизни этот росток обломать, то будет всю жизнь острие, колючки. То есть, нужно дать семье окрепнуть, набрать сил, чтобы она дала вам тепло.

Этот болевой момент становления семьи обычен. Для примера, малыш учиться ходить, он встает и падает, встает и падает. Но это же не означает, что теперь он не должен учиться ходить. Молодая семья она тоже учится ходить. Но есть вот такая особенность. Когда малыш учится ходить, надо чтобы взрослый стоял рядом, постоянно подстраховывал, за ручку брал. В случае с молодой семьей, они должны держать за руку друг друга. Вместе, муж и жена. Психологи рекомендуют начинать учиться ходить отдельно от других родственников. Когда они научатся ходить в одну ногу, образно говоря, вот тогда получается, что уже им можно переходить на следующую ступень. Можно через какое-то время, после того, как пожили отдельно, переезжать к родителям. А те деньги, которые тратили на оплату квартиры, можно уже потратить на другие вещи.

Кроме того, отдельный быт помогает молодым супругам повзрослеть. Я начал с того, что у нас некоторые молодые люди, и даже в большинстве своем, когда начинают семейную жизнь, имеют еще потребительские установки. «Дай, дай, дай! Я еще ребенок, я еще маленький и с меня и спроса никакого». Но представьте, если человек попал на необитаемый остров. Кто там будет обращать внимание на то маленький ты или немаленький, умеешь ты готовить или не умеешь? Ты вынужден будешь искать вокруг, чтобы такое можно было съесть, а потом вынужден будешь искать способ это приготовить. Ведь не сырую же рыбу ты будешь есть, такую, как ее выбросило на берег? Ты вынужден находить возможности, осваивать, как приготовить еду, как обустроить свой быт. Когда молодые люди начинают жить отдельно, они как будто находятся на том самом необитаемом острове. Только от них зависит, что они будут есть, как они будут жить, как они будут выстраивать отношения. Это помогает гораздо быстрее повзрослеть. А инфантильные установки, такие как «носите меня на ручках», надо убрать. Это разумно, и я думаю, родители не должны этому препятствовать. Конечно, хочется, чтобы у своих детей все было хорошо, хочется на ручки подхватить. Но им пора повзрослеть. Прислушайтесь к этому. Конечно, бывают случаи, когда молодые люди внутренне уже созрели, когда они могут выстраивать свои отношения, находясь в семье своих родителей. Но для большинства молодых людей это очень трудно. Это дополнительные проблемы.

 2. Влияние социально-экономического кризиса на становление и развитие молодой семьи

Социально-экономический кризис в стране, слабость государственной политики, которая не способствует укреплению брачно-семейных отношений, приводит к тому, что наибольший процент разводов приходится на семью, существующую менее 3-5 лет.

Демографический кризис можно наглядно проследить на примере молодой семьи: уменьшение количества заключённых браков, подъем числа разводов, рост количества одиноких матерей, внебрачной рождаемости, рост количества несовершеннолетних матерей.

Экономические преобразования последних десятилетий, затянувшийся социально-экономический кризис также негативно отразились на положении семьи как социального института. В результате сегодня по сложности проблем социальной адаптации, которые испытывает молодая семья, она может быть причислена к числу семей «группы риска». Демографы фиксируют катастрофическое падение рождаемости, социологи отмечают рост числа асоциальных семей и предсказывают снижение жизненного уровня, падение нравственных устоев семейного воспитания. В то же время, согласно статистике, 77,5% общего числа детей рождаются у родителей моложе 30 лет, значит деторождение, а, следовательно, и будущее нации связано именно с молодой семьей.

По данным Федеральной Службы Государственной статистики, за первые 10 месяцев 2009 года в России было зарегистрировано 751,8 тыс. браков и 510,4 тыс. разводов, т.е. за год количество браков выросло на 1,2%, а разводов - на 19,9%. Таким образом, процентное отношение разводов в России составило 70% от всех браков. Из общего числа распавшихся семейных пар 1/3 приходится на семьи, которым было менее года, ещё треть - на семьи, существовавшие от года до пяти лет. Тем временем, в США средний процент разводов составил 45,8%, в Англии - 42,6%,во Франции – 38,3%, в Японии - всего 27%,самая низкая цифра разводов в Индии - 1,1%.

На сегодняшний день у молодых семей существует множество проблем. Исследования показали, что наиболее опасный с точки зрения стабильности брака период – так, называемые «молодые браки». В этот период возникают трудности психологической адаптации, вхождения в роли мужа и жены, распределения обязанностей в семье, проблемы ведения общего хозяйства, медицинские проблемы, проблемы трудоустройства. Напряжённость в отношениях увеличивается при появлении детей, жилищных и финансовых проблем.
Последние несколько лет государством предприняты определенные усилия, направленные на укрепление института семьи: это приоритетные национальные проекты «Здоровье» и «Доступное жилье», выплата материнского капитала, выдача родовых сертификатов. Действует федеральная программа «Дети России». Но, к сожалению, не смотря на прилагаемые усилия, до сих пор проблема молодой семьи остается острой. В этой связи актуализируются следующие направления исследований:

  • социальная эффективность осуществления в России государственных и общественных программ по работе с молодыми семьями; 
  • региональные аспекты осуществления социальной защиты молодых семей; 
  • оказание молодым семьям необходимой информационной поддержки; 
  • расширение сети консультативных центров по оказанию услуг в решении проблем молодой семьи; 
  • политические, социально-экономические, социокультурные факторы разводов среди молодых пар; 
  • социальная политика в формировании поведенческих стратегий молодежи в вопросах семьи и брака т.д. 

Думается, что перечисленные направления исследований позволят разработать эффективную и адекватную современной ситуации государственную социальную политику. И помогут в решении проблем молодых семей в России, положение которых усугубляется общими трансформационными процессами в российском обществе, затянувшимся социально-экономическим кризисом.

3. Виды молодых семей

Как известно, существуют определенные типы семьи. В рамках этого урока мы уделим внимание самым часто встречающимся молодым семьям.

гармоничные – с высокими нравственными устоями и здоровым моральным микроклиматом;

проблемные (неблагополучные) – конфликтные, аморальные, педагогически несостоятельные, асоциальные, криминогенные.

несовершеннолетних матерей – семьи, где зачастую мамой становится девочка-подросток, не достигшая совершеннолетия. Как правило, несовершеннолетняя мать живет и воспитывает своего ребенка в родительской семье. Роль отца исполняет ее отец, так как зачастую настоящего отца поблизости нет рядом.

студенческие семьи – семьи, состоящие из студентов, как правило, имеют свои определенные особенности. В частности их существование может идти в нескольких направлениях. Первое – они пытаются не только учиться, но и зарабатывать в свободное от учебы время. Второе – об их материальном благополучии заботятся родители.

военнослужащих срочной службы – это тип семей, где один из членов по долгу службы находится в «горячей» точке нашей страны пытаясь заработать на существование семьи.

4. Адаптация супругов

Начальный период брака характеризуется семейной адаптацией и интеграцией. По определению И. В. Гребенникова, адаптация — это приспособление супругов друг к другу и к той обстановке, в которой находится семья.

Психологическая сущность взаимной адаптации заключается во взаимоуподоблении супругов и во взаимном согласовании мыслей, чувств и поведения (Ковалев СВ., 1988). Адаптация осуществляется во всех сферах семейной жизни. Материально-бытовая адаптация заключается в согласовании прав и обязанностей супругов в выполнении домашних дел и в формировании удовлетворяющей их обоих модели планирования и распределения семейного бюджета.

Нравственно-психологическая адаптация основывается на совмещении мировоззрений, идеалов, интересов, ценностных ориентаций, установок, а также личностных и характерных особенностей мужа и жены (максимально возможном для данной пары, но во всех случаях превышающем уровень, ниже которого совместное существование супругов оказывается невозможным).

Интимно-личностная адаптация заключается в достижении супругами сексуального соответствия, предполагающего их взаимное не только физическое, но и морально-функциональное удовлетворение интимными отношениями (Гребенников И. В., 1991).

Некоторые исследователи выделяют первичную и вторичную (негативную) адаптацию, соответственно, по первым двум стадиям жизни семьи: по совсем молодому и просто молодому бракам (Ковалев С. В., 1988).

Первичная адаптация супругов осуществляется в двух основных видах их соотношений: ролевых и межличностных. Базовым для ролевых отношений выступает представление о целях супружеского союза (скрытых для сознания), в которых выражается мотивация супругов. Общая мотивация семейного союза включает в себя четыре ведущих мотива: хозяйственно-бытовой, нравственно-психологический, семейно-родительский и интимно-личностный.

Можно вступать в брак, в основном ориентируясь на него преимущественно как на хозяйственно-бытовой союз, искренне считая, что главное в семье — это хорошо налаженный быт и домоводство; как на союз нравственно-психологический — желая найти верного друга и спутника вашей жизни, хорошо понимающего именно вас; как на союз семейно-родительский, исходя из того, что главная функция семьи есть рождение и воспитание детей, или как на союз интимно-личностный — стремясь найти желанного и любимого партнера по любви.

Следовательно, чтобы семья была благополучной, эти представления должны либо быть совместными, либо стать таковыми, чтобы поведение одного супруга в его семейной роли не противоречило представлениям другого супруга, и наоборот.

Если один супруг считает главной одну из них, а другой — другую (а домашние, вообще, третью), конфликты в семье неизбежны, особенно в острые, переломные, кризисные периоды семейной жизни, когда обнажаются главные бессознательные, истинные мотивы.

5. Практическая работа

Замечания для педагога-психолога!

Педагог-психолог просит учащихся назвать, из вышеперечисленных, те составляющие, что наиболее важны в процессе адаптации.

  • слушать и молчать;
  • принимать правила компании (новой семьи);
  • быть доброжелательным/дружелюбным;
  • быть коммуникабельным/приветливым;
  • быть трудолюбивым/делать свою работу;
  • присматриваться к «коллективу»;
  • быть внимательным;
  • быстро включаться в работу;
  • быть осмотрительным/осторожным;
  • быть собой;
  • быть исполнительным;
  • быть вежливым;
  • быть открытым;
  • быть ответственным;
  • быть активным;
  • быть скромным;
  • быть лояльным;
  • быть корректным.

По окончании полезно организовать обсуждение с акцентом на вопрос: «Почему Вы так считаете?»

6. Психологический климат молодой семьи

Психологический климат - это комплекс психологических условий, способствующих или препятствующих объединению семьи, это совокупность психологических состояний, настроений, отношений ее членов.
Психологический климат - не устойчивое понятие. Его создают члены каждой семьи, и именно от их усилий зависит, каким он будет. Умение и желание понимать друг друга, удовлетворять потребность партнера в равноправии, поддерживать представление членов семьи о семейных ролях - вот составляющие психологического климата.

7. Признаки благополучного психологического климата

Замечание для педагога-психолога!

Лучшим вариантом является опрос учащихся относительно признаков, влияющих на психологический климат в семье. С этой целью педагог-психолог задает следующий вопрос: «Какое из вышеперечисленных признаков является наиболее важным в отношении психологического климата:

1. сплоченность,
2.супружеская совместимость,
3. возможность всестороннего развития личности каждого члена семьи,
4. высокая доброжелательная требовательность друг к другу и к самому себе,

5. чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности,
6. высокая внутренняя дисциплинированность, принципиальность, ответственность, желание и умение понять другого,
7. возможность свободно высказывать свое мнение по любому вопросу в приемлемой для другого форме,
8. стремление проводить свободное время вместе (будь то домашний вечер в кругу семьи или путешествие),
9. умение адекватно распределить обязанности».

По завершении высказываний педагог-психолог просит объяснить почему они именно так считают.

Рефлексия

По окончанию урока полезно организовать обсуждение с целью получения обратной связи.

Замечания для педагога-психолога!

Охватить такую существенную тему за один урок, как правило, весьма проблематично. Если во время урока не получается раскрыть все аспекты, а это вполне возможно, то можно на следующем уроке начать именно с того, что Вы не успели досказать и раскрыть.

Список использованной литературы и интернет-источники 

  1. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. Пособие. /Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.
  2. Баранова О.В., Иванова М.В., Ковалева Е.Б., Харченко В.Д. Учебно-методический комплекс: Основы психологии семейной жизни (программа курса для учащихся старшей ступени общеобразовательной школы, рекомендации по проведению теоретических и практических занятий, приложение) – Иркутск: Иркутский институт повышения квалификации работников образования. 2007. – 129с.
  3. Моргулец Г.Г. Формирование семейных ценностей: игры и тренинги для учащихся и родителей /Г.Г. Моргулец. – Волгоград: Учитель,2011. – 183 с.
  4. Брак. Психология семьи. Молодая семья проблемы. Конфликты молодой семьи. /http://www.realove.ru/main/family?id=263#ixzz1igM9xa8g.
  5. Гукаленко, О.В., Левицкая И.Б. Проблема семьи и семейного воспитания в современных социокультурных условиях /http://revolution.allbest.ru/psychology/00036363.html

Презентация