Игры в тряпочки

Разделы: Внеклассная работа


Детское объединение: структурное подразделение Центра Детского Творчества г. Лобня, творческое объединение «Шью сама».

Год обучения: второй.

Возраст детей: 12-17 лет.

Тема занятия: Обращение к традиционному лоскутному шитью в России; составление композиции для лоскутного одеяла из геометрического орнамента.

Вид занятия: комбинированное.

Раздел учебной программы: Основы художественного лоскутного шитья.

Цели занятия:

  • ознакомление детей с традицией лоскутного шитья в России;
  • создание орнамента полотна одеяла, собранного из отдельных фрагментов характерного для русского лоскутного шитья;
  • формирование уважительного отношения к народному творчеству своей Родины.

Задачи:

  • воспитать у детей положительные качества личности: организованность, внимательность, сообразительность, коллективизм, ответственность, дисциплинированность;
  • воспитать уважение к народным традициям;
  • развивать композиционные навыки в работе с лоскутом.

Оборудование и материалы:

  • (для педагога) магнитофон и кассеты, книги по лоскутной технике, готовые образцы, выполненные различными приемами, образцы различных орнаментов, листочки-заготовки для разработки орнаментов детьми, листочки-анкеты для подведения итогов занятия;
  • (для детей) иголки-булавки, карандаш и ручка, первичные блоки (геометрическая и конструктивная единица лоскутного полотна).

Предварительная работа:

  • (педагога) составление плана занятия, подбор музыки, отшив образцов, рассказ о технике и приёмах лоскутного шитья, оформление кабинета под народную избу;
  • (детей) подготовка первичных блоков.

Методы преподавания:

  • информационно-сообщающие (рассказ об истории возникновения традиционного лоскутного шитья в России; основные понятия об орнаменте);
  • побуждающие (привлечение внимания учащихся готовыми образцами; вовлечение в игру; предложение вспомнить частушки);
  • инструктивные (проведения инструктажа о создании орнамента и сбора готовых блоков в готовое одеяло).

Методы учения:

  • репродуктивные (просмотр готовых образцов);
  • частично-поисковые (ребёнок сам должен создать орнамент);
  • практические (создание орнамента одеяла из готовых блоков).

Литература:

  1. Б. Андрианов На великой Русской равнине.
  2. О.И. Нагель Художественное лоскутное шитьё.
  3. И.Ю. Костикова Школа лоскутной техники.
  4. М. Максимова, М. Кузьмина Лоскутики.
  5. Журнал. «Юный художник» февраль 1990 год
  6. Л. Мельникова М. Короткова Н. Земганно Обработка тканей
  7. М.И. Нагибина Чудеса из ткани своими руками.
  8. Популярное пособие для родителей и педагогов.
  9. Р. Егорова, В. Монастырская Учись шить
  10. Е. Ашкенази, О. Рогова, Л. Смирнова, А. Чернышева Юным рукодельницам.
  11. В.В. Воронов Педагогика школы в двух словах.
  12. Современный Энциклопедический словарь

План:

  1. Вступительная часть, организационный момент. (2 минуты)
    1. приветствие.
    2. организация рабочего места.
  2. Основная часть.
    1. теория.
      • Рассказ об истории возникновения традиционного лоскутного шитья в России. (3 минуты)
      • Просмотр и обсуждение готовых образцов, выполненных различными приёмами лоскутной техники. (10 минут)
      • Физ. Минутка – Игра (5 минут)
      • Основные понятия об орнаменте (2 минуты)
    2. практика.
      • разработка орнаментов на листочках-заготовках (8 минут)
      • Релаксация (снятие психологического напряжения)
      • «Распевание частушек как в старину на посиделках»
      • соединение заранее подготовленных блоков в общее изделие с соблюдением законов орнамента. (10 минут)
    3. Прослушивания русских народных песен.
  3. Заключительная часть. (5 минут)
    1. подведение итогов педагогом
    2. проведение итогов учащимися
    3. заполнение предложенной анкеты

Ход занятия

Рассказ об истории возникновения традиционного лоскутного шитья в России. 

Традиции лоскутного шитья в России начали складываться в 19 вв., когда фабричные ткани стали предметом повседневного обихода. Редкая крестьянская изба не имела лоскутного одеяла сшитого из кусочков отслужившей срок одежды. Лоскутики зачастую были неправильной формы, подбирались произвольно, соединяли их как придется. В крестьянском быту у лоскутного одеяла преобладала утилитарная функция (защитой от холода). В тоже время в некоторых областях России традиционно изготовление лоскутных одеял было связано со свадебным обрядом: оно было частью приданого. Лоскутное одеяло было принято дарить на рождение ребёнка. Такие одеяла сочетали в себе практичность и декоративность.

ВОПРОС: А какие вы знаете изделия которые были выполнены в русских традициях лоскутного шитья?

Среди городского населения изделие из лоскутов долгое время считалось признаком бедности. Лишь в 70-е годы 20 в., когда в моду вошел фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью. После чего его стали рассматривать как вид декоративно-прикладного искусства.

Традиционные изделия из лоскутов отличаются разнообразием фактур и способов изготовления. Наиболее распространенный приём в лоскутном шитье – нашивание лоскута на основу. Это могут быть детали в форме полоски, квадрата, треугольника, т.е. тех фигур, которые могли быть выпадами от прямого кроя русского костюма.

ВОПРОС: Не могли бы вы перечислить общие отличительные признаки русского лоскутного шитья?

Богатейший опыт народных мастериц – русских крестьянок лежит в основе творчества многих современных мастеров лоскутного шитья, служит источником выработки новых приёмов.

Просмотр и обсуждение готовых образцов, выполненных различными приемами лоскутной техники.

  1. Создание рисунка из наборной полосы. ( 5 образцов)
  2. Выполнение рисунков из полосок одной ширины:
    • «Мельница» ( 3 образца )
    • «Паркет» ( 3 образца )
    • «Русский квадрат», «Внутренние дворики»,
    • «Цветные кольца», «Диагональ»
  3. Выполнение рисунков в технике «КВАДРАТ», рисунки: «ШАХМАТКА», «ВОКРУГ СВЕТА»
  4. Выполнение рисунков в технике «ТРЕУГОЛЬНИК»
    • сборка рядами (2 образца), сборка по диагонали,
    • составление рисунка по отдельным элементам:
    • сборка по схеме «АЛМАЗ» или «КВАДРАТ В КВАДРАТЕ»,
    • сборка по схеме «КОРЗИНКА»
    • сборка по схеме «ОБЕЗЬЯНЬЯ ЛАПА» или «СЛЕД УЛИТКИ»,
    • сборка по схеме «ЛИСТ КЛЕНА»
    • сборка по схеме «КАРТОЧНЫЙ ФОКУС».

Физ. Минутка – Игра.

Девочки! Вы обратили внимание, как у нас оформлен кабинет?

Мне бы хотелось, что бы каждая из вас представила себе, что она в русской избе…(сесть за прялку; взять корзинку с вязанием; накрыть на стол; поправить салфетки на стульях или скатерть на столе; выглянуть в окошко; подбросить дров в огонь; расправить занавески; подмести пол; подвести часы; и т.д.)

Основные понятия об орнаменте. 

Орнамент является одним из средств оформления произведений декоративно-прикладного искусства. ОРНАМЕНТ – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначен для украшения различных предметов. Орнаменты подразделяются на виды.

ВОПРОС: Какие вы знаете виды орнаментов?

К геометрическим относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий и их комбинаций.

В лоскутном шитье геометрический орнамент играет ведущую роль. Технология соединения простых по форме деталей проще, чем соединение деталей сложных геометрических или лекальных форм. Простые, лаконичные очертания зрительно воспринимаются лучше, чем сложные и много детальные формы. Вот почему именно геометрический орнамент наиболее употребим в лоскутном шитье.

Сейчас я вам раздам листочки-заготовки для разработки орнаментов и вы попробуете создать свой неповторимый орнамент.

Девочки! Вы знаете, что такое частушки?

Это коротенькая песенка с законченной мыслью, это Русский народный фольклор. Мне кажется, что между орнаментом и частушками есть какая-то схожесть. Я предлагаю, что бы настроиться на весёлый лад (для создания орнамента) давайте вспомним хотя бы по одной частушке.

Создание орнамента полотна одеяла, собранного из отдельных фрагментов характерного для русского лоскутного шитья.

Лоскутное одеяло – древнее и наиболее популярное изделие в лоскутном шитье. Декоративная выразительность традиционных лоскутных одеял достигались за счет цветовой экспрессии, тонального контраста, динамичности композиции, разнообразия орнаментальных форм. Такие лоскутные одеяла согревали не только тело, но и душу, вызывали воспоминания (ведь каждый лоскуток с чем-то связан). Бабушки шили и бережно хранили лучшие одеяла для детей и внуков в наследство и на память. В них они передавали тепло своих рук, красоту души, память поколений. Пестрое, многоцветное лоскутное одеяло было ярким декоративным пятном в избе. В нашей избе его как раз не достает, давайте, соблюдая разработанные нами орнаменты, используя подготовленные заранее блоки соберем одеяло для нашей избы.

Когда не было электричества, радио, телевидения, в долгие зимние вечера девушки собирались в чьей-нибудь избе. Приносили с собой рукоделие и каждый свою лучину (свечу): кто прял, кто вязал, кто вышивал, а кто и шил… И все это проходило под русские народные песни, которые девушки пели во время работы. Звучат русские народные песни. А мы занимаемся созданием орнамента полотна одеяла, собранного из отдельных фрагментов характерного для русского лоскутного шитья.

Подведение итогов занятия.

Лоскутное творчество подобно волшебству. Из разрозненных маленьких кусочков, принадлежащих разным тканям, искусная рука мастера создаёт что-то совершенно новое, цельное, обладающее сильным эмоциональным воздействием на зрителя. Таким образом, создается новая, необычная ткань.

Девочки кто и что хочет сказать?

А теперь я вас попрошу заполнить маленькую анкету.

Ожидаемый результат: Вызвать интерес у детей к технике лоскутного шитья, как к одному из традиционных видов декоративно-прикладного творчества России.

Ожидаемые ответы детей: 

ВОПРОС: А какие вы знаете изделия которые были выполнены в русских традициях лоскутного шитья?

(одеяла, шторы, ковры и коврики, прихватки, подушки, подушечки-думочки, игрушки, головные уборы, одежду, украшения…и т.д.)

ВОПРОС: Не могли бы вы перечислить общие отличительные признаки русского лоскутного шитья?

(преобладание мажорного колорита, богатство и пластичность фактуры, динамичность композиции, максимальное разнообразие цвета при ограниченном количестве приемов и лоскутных мотивов, употребление простых по форме деталей рисунков.

ВОПРОС: Какие вы знаете виды орнаментов?

(технический, символический, геометрический, растительный, каллиграфический, фантастический, астральный, пейзажный, животный, предметный или вещный).

Варианты частушек: 

Одна юбочка на вате
А другая на меху.
Одного люблю для правды,
А другого для смеху!

Никому так не обидно
Как Ванюше сироте:
Проглотил живую рыбу
Шевелится в животе.

Я сидела в горенке
Плакала о Коленьке
Плакала, томилася
Чуть не подавилася.

Говорят, что боевая,
Боевая с малых лет.
Никогда не потеряю
Боевой авторитет.

А у Коли в коридоре
Бегают цыплята.
Он их ловит и целует,
Думает девчата!

Ухажеров за мной много,
Ухажеры лабуда:
Под горой большая яма
Покидаю всех туда.

Меня милый изменил,
Я сказала ох ты!
У тебя одни штаны,
Да и те из кофты.

Получила письмецо,
Не знаю от которого.
Это, верно, от того,
Который любит здорово.

Мама, чаю, мама, чаю,
Из большого чайника!
Когда вырасту большая
Полюблю начальника.

Ах, ботиночки мои,
Тупоносенькие,
Сколько милых ни любила
Все курносенькие!

Предлагаемая анкета для подведения итогов занятия:

АНКЕТА

  1. Понравился ли тебе сегодняшний урок?
  2. Узнала ли ты что-нибудь нового о традициях народного ремесла?
  3. Хотелось ли тебе продолжить обучение по лоскутному мастерству?
  4. Испытываешь ли ты гордость за богатство традиций своей Родины?

Используемая музыка во время проведения практического занятия: Надежда Кадышева «ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО».