Элективный курс "Элементы биофизики" (предпрофильная подготовка)

Разделы: Физика


Одним из важнейших требований к школе является ориентация образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Реализация в предпрофильных классах элективных ориентированных курсов преследует своей целью подготовку учащегося к выбору направления дальнейшего образования.

Элективные курсы рассчитаны на небольшое количество часов, что позволяет школьникам в течение года попробовать себя в различных видах деятельности, в соответствии с профилями, предполагаемыми конкретной школой.

Курсы по выбору могут завершаться как экзаменационными испытаниями, так и защитой выполненного проектного или исследовательского задания.

В своей работе в предпрофильных классах за основу беру разработки элективных курсов – Н. И. Зорин “Методы решения задач”, “Элементы биофизики”, Б. Ф. Билимович “Световые явления вокруг нас” и другие (тема зависит от интересов и состава классов), – внося изменения и дополнения в тематику занятий.

Предлагаю вашему вниманию некоторые моменты своей работы по элективному курсу, в основе которого лежит разработка Н. И. Зорина “Элементы биофизики”.

Данный курс основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении физики и биологии в средней школе.

Цель курса: показать необходимость развития в процессе обучения физике способностей, позволяющих решать задачи и получать дополнительные сведения из смежных областей знаний. Достижение цели достигается средствами предметной интеграции, которые учитывают интересы и познавательные возможности учащихся, приводящими к развитию их творческих способностей, связанных с потребностью к самообразованию.

Основная задача курса: показать возможность межпредметной интеграции дух предметов естественнонаучного цикла – физики и биологии.

В работе по данному элективному курсу мне помогают методические разработки “Физика – биология, 7-9 классы” (Программа интегрированного курса, 7-9 классы. Планы уроков), разработанные учителями физики (Телегиной Н.М., Шель Н.В.) и учителями биологии (Байковой Т.Н., Опариной Ю.Н.) нашей школы (напечатаны в газете “Физика”, еженедельное приложение к газете “Первое сентября”, № 28, 30, 31 – Москва, 1999 г.)

Отбор биофизического материала осуществляется в трех направлениях: – показать учащимся единство законов природы, применимость законов физики к живому организму;

– познакомить учащихся с физическими методами воздействия и исследования, широко применяемыми в биологии и в медицине;
– ознакомление учащихся с идеями и некоторыми результатами бионики, биофизики.

Содержание курса (34 часа)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Элементы биофизики при изучении механики

6

2.

Элементы биофизики при изучении колебаний и звука

6

3.

Элементы биофизики при изучении теплоты и молекулярных явлений

6

4.

Элементы биофизики при изучении электричества

6

5.

Элементы биофизики при изучении оптики и строения атома

6

6.

Обобщающая конференция

4

Итого:

 

34

Урочно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

1.

Движение и сила. Масса тела. Плотность.

2.

Силы. Их проявления в живой природе.

3.

Давление жидкостей и газов в живой природе.

4.

Где мы встречаемся с действием Архимедовой силы в живой природе?

5.

Законы Ньютона и живая природа.

6.

Простые механизмы в живой природе.

7.

Колебания в живой природе. Голосовой аппарат человека

8.

Голоса в животном мире. Биоакустика рыб.

9.

Колебательное движение, звуки и медицина.

10.

Эхо в мире живой природы. Ультразвук и инфразвук.

11.

Урок-конференция по теме “Колебания и волны. Звук”

12.

13.

Процессы диффузии в живой природе.

14.

Капиллярные явления. Смачиваемость.

15.

Теплоизоляция в жизни животного мира.

16.

Пчелиный улей с точки зрения теплотехники.

17.

Роль процессов испарения для живых организмов. Испарение в жизни растений.

18.

Закон сохранения и превращения энергии в природе.

19.

Электрические свойства тканей организма. Поражение молнией.

20.

Биопотенциалы и их регистрация.

21.

Применение статического электричества.

22.

Применение постоянного тока и высокочастотных колебаний с лечебной целью.

23.

Радиотелеметрия. Новые источники электроэнергии.

24.

Электрические рыбы.

25.

Глаза различных представителей животного мира.

26.

Глаз человека.

27.

Как пчелы различают цвета.

28.

Холодное свечение в природе. Интерференция в живой природе.

29.

Ультрафиолетовые и рентгеновские лучи.

30.

Радиоактивные изотопы в биологии и медицине.

31.

Заключительная конференция на тему “Биофизика”.

32.

33.

Физико-биологический турнир.

34.

На первом занятии учитель знакомит учащихся с содержанием курса и предлагает опережающее задание: подготовка презентации по вопросу, который вызвал наибольший интерес.

По мере готовности презентаций они могут быть использованы при проведении занятий, на уроках-конференциях, на заключительной конференции по теме “Биофизика”. Одно из условий подготовки презентации – рассмотрение выбранного вопроса с точки зрения физики и биологии, включение в работу задач.

Вашему вниманию предлагаются некоторые слайды из подготовленных учащимися презентаций (Приложение 1).

Литература

  1. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. Учебно-методическое пособие. Москва 2004 г.
  2. Элективный курс “Элементы биофизики”, Н.И. Зорин, 9 класс, Москва 2007 г.
  3. Биофизика на уроках физики (из опыта работы). Пособие для учителей. Москва “Просвещение” 1974 г.
  4. Физика и человек. Пособие для учителей физики общеобразовательных учреждений. Москва 1994 г.