Одним из важнейших требований к школе является ориентация образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Реализация в предпрофильных классах элективных ориентированных курсов преследует своей целью подготовку учащегося к выбору направления дальнейшего образования.
Элективные курсы рассчитаны на небольшое количество часов, что позволяет школьникам в течение года попробовать себя в различных видах деятельности, в соответствии с профилями, предполагаемыми конкретной школой.
Курсы по выбору могут завершаться как экзаменационными испытаниями, так и защитой выполненного проектного или исследовательского задания.
В своей работе в предпрофильных классах за основу беру разработки элективных курсов – Н. И. Зорин “Методы решения задач”, “Элементы биофизики”, Б. Ф. Билимович “Световые явления вокруг нас” и другие (тема зависит от интересов и состава классов), – внося изменения и дополнения в тематику занятий.
Предлагаю вашему вниманию некоторые моменты своей работы по элективному курсу, в основе которого лежит разработка Н. И. Зорина “Элементы биофизики”.
Данный курс основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении физики и биологии в средней школе.
Цель курса: показать необходимость развития в процессе обучения физике способностей, позволяющих решать задачи и получать дополнительные сведения из смежных областей знаний. Достижение цели достигается средствами предметной интеграции, которые учитывают интересы и познавательные возможности учащихся, приводящими к развитию их творческих способностей, связанных с потребностью к самообразованию.
Основная задача курса: показать возможность межпредметной интеграции дух предметов естественнонаучного цикла – физики и биологии.
В работе по данному элективному курсу мне помогают методические разработки “Физика – биология, 7-9 классы” (Программа интегрированного курса, 7-9 классы. Планы уроков), разработанные учителями физики (Телегиной Н.М., Шель Н.В.) и учителями биологии (Байковой Т.Н., Опариной Ю.Н.) нашей школы (напечатаны в газете “Физика”, еженедельное приложение к газете “Первое сентября”, № 28, 30, 31 – Москва, 1999 г.)
Отбор биофизического материала осуществляется в трех направлениях: – показать учащимся единство законов природы, применимость законов физики к живому организму;
– познакомить учащихся с физическими методами воздействия и исследования, широко применяемыми в биологии и в медицине;
– ознакомление учащихся с идеями и некоторыми результатами бионики, биофизики.
Содержание курса (34 часа)
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
1. |
Элементы биофизики при изучении механики | 6 |
2. |
Элементы биофизики при изучении колебаний и звука | 6 |
3. |
Элементы биофизики при изучении теплоты и молекулярных явлений | 6 |
4. |
Элементы биофизики при изучении электричества | 6 |
5. |
Элементы биофизики при изучении оптики и строения атома | 6 |
6. |
Обобщающая конференция | 4 |
Итого: |
34 |
Урочно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
1. |
Движение и сила. Масса тела. Плотность. |
2. |
Силы. Их проявления в живой природе. |
3. |
Давление жидкостей и газов в живой природе. |
4. |
Где мы встречаемся с действием Архимедовой силы в живой природе? |
5. |
Законы Ньютона и живая природа. |
6. |
Простые механизмы в живой природе. |
7. |
Колебания в живой природе. Голосовой аппарат человека |
8. |
Голоса в животном мире. Биоакустика рыб. |
9. |
Колебательное движение, звуки и медицина. |
10. |
Эхо в мире живой природы. Ультразвук и инфразвук. |
11. |
Урок-конференция по теме “Колебания и волны. Звук” |
12. |
|
13. |
Процессы диффузии в живой природе. |
14. |
Капиллярные явления. Смачиваемость. |
15. |
Теплоизоляция в жизни животного мира. |
16. |
Пчелиный улей с точки зрения теплотехники. |
17. |
Роль процессов испарения для живых организмов. Испарение в жизни растений. |
18. |
Закон сохранения и превращения энергии в природе. |
19. |
Электрические свойства тканей организма. Поражение молнией. |
20. |
Биопотенциалы и их регистрация. |
21. |
Применение статического электричества. |
22. |
Применение постоянного тока и высокочастотных колебаний с лечебной целью. |
23. |
Радиотелеметрия. Новые источники электроэнергии. |
24. |
Электрические рыбы. |
25. |
Глаза различных представителей животного мира. |
26. |
Глаз человека. |
27. |
Как пчелы различают цвета. |
28. |
Холодное свечение в природе. Интерференция в живой природе. |
29. |
Ультрафиолетовые и рентгеновские лучи. |
30. |
Радиоактивные изотопы в биологии и медицине. |
31. |
Заключительная конференция на тему “Биофизика”. |
32. |
|
33. |
Физико-биологический турнир. |
34. |
На первом занятии учитель знакомит учащихся с содержанием курса и предлагает опережающее задание: подготовка презентации по вопросу, который вызвал наибольший интерес.
По мере готовности презентаций они могут быть использованы при проведении занятий, на уроках-конференциях, на заключительной конференции по теме “Биофизика”. Одно из условий подготовки презентации – рассмотрение выбранного вопроса с точки зрения физики и биологии, включение в работу задач.
Вашему вниманию предлагаются некоторые слайды из подготовленных учащимися презентаций (Приложение 1).
Литература
- Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. Учебно-методическое пособие. Москва 2004 г.
- Элективный курс “Элементы биофизики”, Н.И. Зорин, 9 класс, Москва 2007 г.
- Биофизика на уроках физики (из опыта работы). Пособие для учителей. Москва “Просвещение” 1974 г.
- Физика и человек. Пособие для учителей физики общеобразовательных учреждений. Москва 1994 г.