Тип урока: урок повторения, углубления и обобщения изученного.
Цели урока:
- систематизировать знания детей о грамматических признаках имени существительном;
- развивать умение находить в тексте имена существительные;
- обогащать словарный запас детей, воспитывать любовь к литературе.
Оборудование:
- учебник “Русского языка”, 4 класс,
- карточки (Приложение № 2), проектор,
- презентация (Приложение № 1)
Ход урока
- Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Будем русский изучать,
Чтобы грамотными стать.
Тр.вожный, п.счаный, к.рн.вал.
С.ч.нение, ф.нтазировать, р.шать.
М.та..ический, м.та.., св.бодный.
Проверка: ученик вставляет пропущенные буквы на доске, называет “лишние” слова.
(карнавал, сочинение, металл)
Что общего у этих слов? (имена существительные)
Запишем в тетради дату, тему урока. Сформулируйте цели урока, опираясь на его тему и ключевые слова: (Слайд № 4)
- Повторить, что такое … как часть речи и его грамматические признаки;
- Учиться выделять в тексте … среди слов других …
- Актуализация знаний учащихся .
- Сегодня вспомним постоянные и непостоянные признаки имен существительных. А языковым материалом на уроке будут отрывки из произведений А.С. Пушкина.
- (Слайд №5)
- Работа над значением имен существительных, как части речи. Работа в парах.
Из отрывка, который напечатан на карточке № 1 (Приложение № 2), выписать существительные в начальной форме.
- Сколько существительных выписали? На какие группы по значению можете разделить? (Слайд № 6)
(конкретные, называют предметы; вещественные; отвлеченные, нельзя представить, живут в мыслях)
- Сколько всего слов в отрывке? А существительных из них? Какой вывод можете сделать об употреблении существительных в речи?
-Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное, частота их употребления связана с тем, что существительные обозначают все, что нас окружает: предметы, явления, вещества, состояния.
2. Признаки имен существительных.
- На какие вопросы отвечают существительные в начальной форме? Почему?
- Какие существительные относим к одушевленным? К неодушевленным?
Послушайте обращение старшего богатыря и в столбик запишите одушевленные имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами? (Приложение № 2)
Проверка: по эталону. (Слайд № 7)
-Определите их род и число.
- Что мы повторили, выполняя это задание?
-Продолжите фразу: постоянные признаки имен существительных – это …, непостоянные признаки – это … (Слайд № 8)
V. Физминутка: если называю существительное одушевленное – приседают девочки, если неодушевленное – мальчики.
VI. Имена существительные собственные и нарицательные. Догадайтесь, какие имена сказочных героев спрятались в этих словах с пропущенными согласными? (Слайд № 9)
Князь . .и.о.
Королевич Е.и.е.
Царевна .е.е.ь
Работник .а..а
Дядька .е..о.о.
- Как запишем имена этих героев? Почему? (это имена собственные)
- К какой группе признаков отнесем его?
- Списать, вставляя пропущенные буквы, подчеркнуть заглавные. Выполняют самостоятельно со взаимопроверкой. (Слайд № 10)
VII. Разбор имени существительного как части речи.
- Прочитайте слова А.С. Пушкина и подумайте, что поэт хотел сказать? (Слайд № 11)
Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам? урокам.
- Что значит этот условный знак? Разбор по схеме, с.158 в учебнике.
Коллективная работа.
VIII. Итог урока.
- Подведем итог урока с помощью полоски с цифрами: 1 2 3 4 5
Я читаю утверждение, если оно верное, цифру обводите, если неверное – зачеркиваете.
1) Имена существительные изменяются по родам.
2) Имена существительные могут быть или только множественного или только единственного числа.
3) Собственное или нарицательное – постоянный признак .
4) Неодушевленные существительные отвечают на вопрос что?
5) Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы.
IХ. Рефлексия деятельности. (Слайд № 12)
Мне интересно было…
Я затруднялся …
Я смогу различить…
Над чем надо поработать…
Х. Домашнее задание: по выбору составить устный рассказ, презентацию или кроссворд на тему “Имя существительное как часть речи”
Литература
1) Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О.В. Пронина. Учебник “Русский язык”, 4 класс, М.: Баласс, 2009
2) Е.В.Бунеева, М.А. Яковлева. Русский язык, 4 класс. Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, 2012
3) А.С.Пушкин. “Сказки”, М.: “Радуга”, 1992г.