Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок повторения, углубления и обобщения изученного.

Цели урока:

  • систематизировать знания детей о грамматических признаках имени существительном;
  • развивать умение находить в тексте имена существительные;
  • обогащать словарный запас детей, воспитывать любовь к литературе.

Оборудование:

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Долгожданный дан звонок,
    Начинается урок.
    Будем русский изучать,
    Чтобы грамотными стать.

  3. Словарно-орфографическая работа. Списать, вставляя пропущенные буквы, в каждом ряду найти “лишнее” слово. (Слайд 3)
  4. Тр.вожный, п.счаный, к.рн.вал.

    С.ч.нение, ф.нтазировать, р.шать.

    М.та..ический, м.та.., св.бодный.

    Проверка: ученик вставляет пропущенные буквы на доске, называет “лишние” слова.

    (карнавал, сочинение, металл)

    Что общего у этих слов? (имена существительные)

  5. Формулирование темы и целей урока.

Запишем в тетради дату, тему урока. Сформулируйте цели урока, опираясь на его тему и ключевые слова: (Слайд № 4)

  1. Повторить, что такое … как часть речи и его грамматические признаки;
  2. Учиться выделять в тексте … среди слов других …
  1. Актуализация знаний учащихся.
  • Сегодня вспомним постоянные и непостоянные признаки имен существительных. А языковым материалом на уроке будут отрывки из произведений А.С. Пушкина.
  • (Слайд №5)
  1. Работа над значением имен существительных, как части речи. Работа в парах.

Из отрывка, который напечатан на карточке № 1 (Приложение № 2), выписать существительные в начальной форме.

- Сколько существительных выписали? На какие группы по значению можете разделить? (Слайд № 6)

(конкретные, называют предметы; вещественные; отвлеченные, нельзя представить, живут в мыслях)

- Сколько всего слов в отрывке? А существительных из них? Какой вывод можете сделать об употреблении существительных в речи?

-Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное, частота их употребления связана с тем, что существительные обозначают все, что нас окружает: предметы, явления, вещества, состояния.

2. Признаки имен существительных.

- На какие вопросы отвечают существительные в начальной форме? Почему?

- Какие существительные относим к одушевленным? К неодушевленным?

Послушайте обращение старшего богатыря и в столбик запишите одушевленные имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами? (Приложение № 2)

Проверка: по эталону. (Слайд № 7)

-Определите их род и число.

- Что мы повторили, выполняя это задание?

-Продолжите фразу: постоянные признаки имен существительных – это …, непостоянные признаки – это … (Слайд № 8)

V. Физминутка: если называю существительное одушевленное – приседают девочки, если неодушевленное – мальчики.

VI. Имена существительные собственные и нарицательные. Догадайтесь, какие имена сказочных героев спрятались в этих словах с пропущенными согласными? (Слайд № 9)

Князь . .и.о.

Королевич Е.и.е.

Царевна .е.е.ь

Работник .а..а

Дядька .е..о.о.

- Как запишем имена этих героев? Почему? (это имена собственные)

- К какой группе признаков отнесем его?

- Списать, вставляя пропущенные буквы, подчеркнуть заглавные. Выполняют самостоятельно со взаимопроверкой. (Слайд № 10)

VII. Разбор имени существительного как части речи.

- Прочитайте слова А.С. Пушкина и подумайте, что поэт хотел сказать? (Слайд № 11)

Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам? урокам.

- Что значит этот условный знак? Разбор по схеме, с.158 в учебнике.

Коллективная работа.

VIII. Итог урока.

- Подведем итог урока с помощью полоски с цифрами: 1 2 3 4 5

Я читаю утверждение, если оно верное, цифру обводите, если неверное – зачеркиваете.

1) Имена существительные изменяются по родам.

2) Имена существительные могут быть или только множественного или только единственного числа.

3) Собственное или нарицательное – постоянный признак .

4) Неодушевленные существительные отвечают на вопрос что?

5) Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы.

IХ. Рефлексия деятельности. (Слайд № 12)

Мне интересно было…

Я затруднялся …

Я смогу различить…

Над чем надо поработать…

Х. Домашнее задание: по выбору составить устный рассказ, презентацию или кроссворд на тему “Имя существительное как часть речи”

Литература

1) Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О.В. Пронина. Учебник “Русский язык”, 4 класс, М.: Баласс, 2009

2) Е.В.Бунеева, М.А. Яковлева. Русский язык, 4 класс. Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, 2012

3) А.С.Пушкин. “Сказки”, М.: “Радуга”, 1992г.