Цель урока: систематизировать знания учащихся об имени прилагательном и показать роль прилагательных в речи.
Задачи:
- закрепить знания о семантической сущности, лексической и синтаксической функциях прилагательных;
- закрепить умение определять род и падеж имен прилагательных, правильно писать их безударные окончания;
- учить анализировать, сравнивать и делать выводы;
- развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, произвольное внимание;
- развивать умение работать в парах, группах, вести коллективный учебный диалог, пробуждать интерес к русскому языку;
- воспитывать любовь к русской культуре, русским традициям, чувство товарищества и взаимопомощи.
Оборудование:
- плетеная корзинка;
- разноцветные жетоны;
- тексты для работы в группах;
- сигнальное пособие “Светофор” у всех учащихся;
- игрушечный молоток для проведения аукциона;
- В.Ф. Одоевский “Мороз Иванович” (сказка);
- иллюстрации “Рукодельница и “Ленивица”;
- В.П.Катаев “Цветик-семицветик” (сказка);
- цветик-семицветик с заданиями;
- красный сарафан (рисунок).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Введение в тему урока.
Учитель. Распределите буквы по цветам радуги и запишите получившееся слово. Какое стихотворение вам в этом поможет?
Ученики. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
На доске: С Ж Г К З О Ф
Ы А Н К С Р Й (Красный)
Учитель. Какой частью речи является слово? Докажите.
Ученики. Именем прилагательным. Отвечает на вопрос какой?, обозначает признак предмета.
III. Объявление темы и целей урока.
Учитель. Тема нашего урока “Имя прилагательное”. Сегодня мы с вами, ребята, обобщим полученные вами знания об имени прилагательном. Мы вспомним, как определять род и падеж имен прилагательных, как правильно писать их безударные окончания, будем учиться анализировать, сравнивать и делать выводы.
IV. Систематизация изученного материала.
Задание 1.
Учитель. Вернемся к прилагательному красный. Какой признак предмета обозначает?
Ученики. Цвет.
Учитель. Какие еще признаки предмета могут обозначать имена прилагательные?
Ученики. Форму, качество характера, материал.
Учитель. Запишите названия цветов, близких к красному.
Работа в тетрадях Дети пишут: румяный, алый, багряный, пунцовый, кумачовый (ярко-красный), рубиновый (густо-красный).
Учитель. Как называются прилагательные, близкие по значению?
Ученики. Синонимы.
Учитель. Что еще можете рассказать об этом прилагательном?
Ученики. Оно мужского рода, употреблено в единственном числе, имеет окончание – ый.
Учитель. А какие еще окончания имеют имена прилагательные мужского рода?
Ученики. Ударное – ой, безударное – ий.
Учитель делает вывод. Правописание безударных окончаний – ый, -ий надо запомнить.
Задание 2. Конкурс “Красный сад”.
Учитель. В саду растут разные овощи, ягоды, фрукты. Кто за одну минуту больше наберет красных овощей, ягод, фруктов, в корзину? Обозначьте род словосочетаний.
Самостоятельная работа, 1 человек у доски.
Проверка выполненного задания. Красная земляника (ж.р.), красная малина (ж.р.), красная морковь (ж.р.), красное яблоко (ср. р.), красная клюква (ж.р.), красный картофель (м.р.), красный помидор (м.р.). Учитель оценивает учащихся.
Учитель. Как определить род имен прилагательных?
Ученики. По существительному.
Учитель. Сделайте вывод. Какие окончания имеют имена прилагательные мужского, женского, среднего рода?
Ученики. Мужской род – окончания -ый , -ий; женский -ая, -яя;. Средний -ое, -ее.
Учитель открывает таблицу на доске:
Род имен прилагательных | Мужской род | Женский род | Средний род |
Окончания | -ый, -ий | -ая, -яя | -ое, -ее |
Учитель. У каких имен прилагательных род не определяется?
Ученики. Во множественном числе.
Учителем подводится итог: мы вспомнили, какие окончания имеют имена прилагательные мужского, женского и среднего рода.
Задание 3. Работа со словосочетаниями
Учитель. На Руси издавна любили красный цвет. Русский сарафан был красным
<Рисунок 1> (Учитель показывает детям рисунок “Русский сарафан”), оценки в ваших тетрадях тоже красные. Прочитайте словосочетания. (Словосочетания записаны на доске.)
Ученики.
По Красн… площади,
про красн девицу,
с красн… молодцем,
с красн… крыльца.
Учитель. Сравните с теми, которые вы записали в задании “Красный сад”. По какому признаку эти словосочетания вы разбили на две группы?
Ученики. Они употреблены в прямом и переносном значении.
Учитель. Спишите словосочетания в порядке следования падежей. В скобках обозначьте род, число, падеж. Вспомните, как определить род, число, падеж имени прилагательного.
Ученики. По существительному.
Учитель. Кто справится, замените прилагательные в словосочетаниях близкими по значению (устно).
Самостоятельная работа, 1 ученик у доски.
Проверка выполненного задания.
Ученики.
С красного крыльца (м. р., в ед. ч., в Р.п).
По Красной площади (ж.р., в ед. ч., в Д.п.).
Про красную девицу (ж.р, в ед.ч., в В.п.)
С красным молодцем (м.р., в ед. ч., в Т.п.)
Учитель. Как следует проверять безударные окончания имен прилагательных?
Ученики. По вопросу.
Орфографическая минутка.
– Почему прилагательное в словосочетании Красная площадь написано с заглавной буквы?
– Какое существительное является лишним? Почему?
Ученики. Площадь. Словарное слово.
– Объясните его правописание.
– Назовите существительное с проверяемой безударной гласной. “Зажгите огоньки”: обозначьте точкой безударную гласную.
Учитель. Какие синонимы подобрали к именам прилагательным?
Ученики. Красное крыльцо – парадное, Красная площадь – главная, красная девица –прекрасная, красный молодец – красивый.
Учитель. Для чего в речи нам нужны имена прилагательные в переносном значении?
Ученики. Сделать речь более выразительной, яркой, красочной, точной.
После выполнения задания учитель оценивает учащихся .
Учителем подводится итог: мы повторили, как определять род, число, падеж имени прилагательного.
Физкультминутка. Проводятся упражнения для глаз, рук.
Задание 4. Работа в группах.
Учитель. Сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Для этого необходимо разбиться на пять групп. Кто получил желтые жетоны – первая группа, красные – вторая, синие – третья, зеленые – четвертая, оранжевые – пятая. (Жетоны выдавались в начале урока.) Какие из этих словосочетаний часто употребляются в сказках?
Ученики. Красная девица, красный молодец.
Учитель. Посмотрим, насколько хорошо вы знаете сказки?
Пронумеруйте отрывки из сказок, ориентируясь на таблицу (карточка для работы в группах).
№ п/п | И.п. | Р.п. | Д.п. | В.п. | Т.п. | П.п. |
1 | + | |||||
2 | + | |||||
3 | + | |||||
4 | + | |||||
5 | + |
- Съешь моего простого киселька с молоком.
- Вышла из сугроба живая девочка.
- Уходила коза в лес есть траву шелковую.
- Глядит Даренка – кошка на покосном ложке сидит.
- Журавль приготовил окрошку в кувшине с узким горлышком.
Догадайтесь, из какой сказки отрывок, обозначьте падеж словосочетаний.
Проверка выполненного задания.
Ученики.
1. Уходила коза в лес есть траву шелковую. (“Волк и семеро козлят”)
2. Журавль приготовил окрошку в кувшине с узким горлышком. (“Лиса и
журавль”)
3. Съешь моего простого киселька с молоком. (“Гуси-лебеди”)
4. Вышла из сугроба живая девочка. (“Снегурочка”)
5. Глядит Даренка – кошка на покосном ложке сидит. (П. Бажов “Серебряное
копытце”)
Учитель. Какая сказка лишняя? Почему?
Ученики. П.Бажов “Серебряное копытце”. У этой сказки есть автор, остальные – русские народные. Их слагал народ, они передавались из уст в уста.
Учитель. Как называются сказки, у которых есть автор?
Ученики. Литературные.
Орфографическая минутка.
– Подчеркните словарные слова. Запишите их в тетрадь в начальной форме, каждое с новой строки, “зажгите огоньки”, дайте определение слову молоко, используя словосочетание.
Дети пишут: девочка.
Молоко – белая жидкость, молочный продукт.Учитель оценивает работу группы.
Учителем подводится итог: мы еще раз закрепили, как определять падеж имени прилагательного.
Задание 5. Игра “Аукцион” (устно).
Учитель. Проведем игру “Аукцион”. Кто больше назовет сказок, в названии которых есть имена прилагательные.
(“Аленький цветочек”, “Красная шапочка”, “Бычок – смоляной бочок”…)
Задание 6. Прилагательные – антонимы. Работа в парах.
Учитель. Определите падеж словосочетаний, догадайтесь, из какой сказки.
Учитель называет словосочетания, а дети показывают падеж, поднимая сигнальное пособие “светофор” <Рисунок 2>
Ученики. Бедной рукодельнице (Д.п.), золотыми яблочками (Т.п.), зеленую травку (В.п.), на ледяной лавочке (П.п.), от большого бриллианта (Р.п.), умная девочка (И.п.).
Учитель. Из какой сказки эти словосочетания?
Ученики. Из сказки В.Ф. Одоевского “Мороз Иванович”.
Учитель. Назовите главных героев сказки.
Ученики. Рукодельница, Ленивица, Мороз Иванович.
Учитель. Почему Рукодельницу так называли?
Ученики. Она была трудолюбивой.
Учитель. Как называют руки, которые умеют все делать?
Ученики. Золотые руки.
Учитель. В каком значении употребляем это словосочетание?
Ученики. В переносном.
Учитель. Опишите двух девочек, используя имена прилагательные. Какие у вас будут прилагательные по смыслу? Как называются такие слова?
Ученики. Противоположные. Антонимы.
Учитель. Это задание вы выполните, работая в парах по вариантам.
По рисункам вам необходимо описать Рукодельницу и Ленивицу.
I вариант – Рукодельницу, II – Ленивицу, подбирая антоним к придуманному слову своим соседом по парте <Рисунок 3>, <Рисунок 4>
Учитель оценивает работу пары и подводит итог: мы учились подбирать антонимы к именам прилагательным.
Задание 7. Творческое задание (на выбор).
Учитель. Есть пословица: “Сказка – ложь, да в ней намек, добру молодцу – урок”. Как понимаете ее смысл?
Ученики. Каждая сказка чему-то учит.
Учитель. Пословицы, как и сказки, наставляют, предостерегают, высмеивают плохие качества характера. В пословицах, кроме прямого, скрыто переносное значение.
Я вам предлагаю задание на выбор.
Первое задание: к первой части пословицы подобрать вторую часть, вставить пропущенные буквы (задание написано на доске):
Учитель. Как отличить имена прилагательные в И.п. и в В.п.?
Ученики. По существительному, подлежащее – в И.п., второстепенный член – в В.п.
Учитель оценивает работу учащихся.
V. Домашнее задание.
Учитель. Напишите мини-сочинение на тему “Моя любимая сказка”, используя имена прилагательные.
VI. Подведение итогов урока.
Учитель. Давайте вспомним все, о чем мы сегодня говорили на уроке. В этом нам поможет цветик – семицветик.
Дети подходят к доске, отрывают лепесток, читают вопрос, отвечают на него.
Вопросы на лепестках:
- Что такое имя прилагательное?
- С какой частью речи связано имя прилагательное?
- Как определить род, число, падеж имени прилагательного?
- В каком числе имя прилагательное не изменяется по родам?
- Как проверить безударное окончание имени прилагательного?
- Каким членом предложения является имя прилагательное?
- Какую роль в нашей речи играют имена прилагательные?