Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: систематизировать, расширить и углубить знания, умения учащихся в приведении подобных слагаемых выражений, содержащих квадратные корни. Способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, делать выводы. Побуждать учеников к взаимоконтролю.
Оборудование: карточки с числами, проектор, презентация.
Этапы урока:
- Организация начала занятия. Постановка цели. Повторение пройденного материала.
- Устные упражнения. Получи картинку.
- Историческая справка.
- Изучение нового материала.
- Самостоятельная работа с взаимоконтролем.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Ход урока
I. Организация начала занятия. Сообщение темы и постановка цели.
Учитель. Если мы откроем Большой Энциклопедический словарь, то сможем прочитать, что обозначает слово “преобразование”. Итак, “Преобразование – замена одного математического объекта аналогичным объектом, получаемым из первого по определенным правилам”.
В Толковом словаре С. И. Ожегова читаем: “Преобразовать – … совершенно переделать, превратить из одного вида в другой, изменить к лучшему”.
Цель математических преобразований – приведения выражения к виду более удобному для численных расчетов или дальнейших преобразований.
До сих пор мы с вами выполняли преобразования только рациональных выражений, используя для этого правила действий над многочленами. Несколько уроков назад мы ввели новую операцию – операцию извлечения квадратного корня.
Повторим основные сведения об арифметическом квадратном корне.
Приготовьте карточки с номерами 1, 2, 3 для устных упражнений. Для ответа поднимаем карточку с номером верного утверждения.
? Арифметическим квадратным корнем из числа a называется :
1) Число, квадрат которого равен a.
2) Число, равное a.
3) Неотрицательное число, квадрат которого равен a.
„ Чтобы внести множитель под знак корня, надо:
1) Перемножить подкоренные выражения;
2) Возвести множитель в квадрат;
3) Квадрат множителя записать под корень.
… Чтобы вынести множитель за знак корня, надо:
1) Представить подкоренное выражение в виде произведения нескольких
множителей;
2) Применить правило квадратный корень из произведения неотрицательных
множителей.
II. Получи картинку.
Решите примеры и закрасьте клеточку с правильным ответом. Если все правильно выполнено, то получится картинка. Приложение 1.
Ответ: знак квадратного корня. Приложение 2.
III. Историческая справка.
Знак квадратного корня был введен практической необходимостью. Зная площадь,
наши предки в 16 веке пытались вычислять сторону квадрата. Так появилась
операция извлечения квадратного корня. Но современная форма знака определилась
не сразу.
Начиная с 13 века итальянские и многие европейские математики обозначали корень
латинским словом Radix (корень) или сокращенно Rx. В 15 веке писали R2
12 вместо
.
В 16 веке писали V‚ вместо Ö
. Нидерландский математик А. Жирар ввел близкое к современному обозначение
корня.
Лишь в 1637 году французский математик Рене Декарт применил в своей “Геометрии”
современный знак корня. Этот знак вошел во всеобщее употребление лишь в начале
18 века.
IV. Изучение нового материала.
Упростите выражение:
V. Самостоятельная работа.
Вариант 1. | Вариант 2. |
VI. Подведение итогов.
Вариант 1. Ответы: | Вариант 2. Ответы: |
VII. Домашнее задание: Решив пример, вы узнаете номер домашнего задания:
VIII. Рефлексия. Приложение 3.
Презентация к уроку. Приложение 4.
Литература.
- Алгебра. 8 класс : учеб. Для общеобразоват. учреждений / [Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова] под ред. С.А. Теляковского. – 18-е изд. – М. :Просвещение, 2010.
- Алгебра. Дидактические материалы. 8 класс / В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2011.
- Большая Советская Энциклопедия. Москва. Изд – о “Советская Энциклопедия”, 1975 г.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. ООО “Издательство “Мир и образование”, 2007.