Цели:
- Образовательные:
– дополнить и углубить знания о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;
– способствовать накоплению сведений об истории родного края и страны;
– продолжить ведущуюся на уроках русского языка работу по обогащению словарного запаса, способствовать формированию и развитию культуры речи;
– формировать умение говорить, слушать и понимать устную речь;
– учить навыкам подготовки и проведения устного выступления. - Воспитательные:
– формировать чувство патриотизма, воспитывать уважение, любовь к истории родного края и страны;
– способствовать возникновению интереса к сильной, незаурядной личности, сыгравшей великую роль в судьбе нашей страны; обратить внимание учащихся на М.В. Ломоносова в качестве примера для подражания;
– вырабатывать усидчивость и внимание;
– прививать навыки культуры поведения во время общественных мероприятий. - Развивающие:
– вырабатывать у школьников интерес к чтению, к поиску новой информации;
– развивать речевые способности;
– способствовать укреплению памяти;
– формировать логическое мышление.
Методы проведения:
- Репродуктивный.
- Творческий.
- Поисковый.
Форма проведения: комбинированный урок:
- Элементы устного журнала.
- Поэтический монтаж.
- Видеопросмотр.
Ход урока
Песня группы учащихся “Край поморский”. (Приложение 1)
Ведущий: Имя Ломоносова осталось не только в памяти ученых, которые до сих пор удивляются его научной прозорливости, пользуются его открытиями, но и в географических названиях: его родное село носит имя Ломоносова, город Ораниенбаум в Ленинградской области тоже назван Ломоносов.
Ведущий: Его имя – в названиях улиц, проспектов, библиотек, школ, лицеев, университетов, театров. Именем Ломоносова названы горный хребет на Новой Земле и подводный хребет в Северном Ледовитом океане, вулкан на Курильских островах. На карте Луны можно найти кратер имени Ломоносова.
Ведущий: Так что слава о гении архангельского помора вышла за пределы планеты Земля.
Ведущий: Ему посвящают свои произведения поэты и писатели, драматурги и кинорежиссеры, художники пишут картины. О нем помнят и говорят с гордостью и восхищением как о великом русском ученом, гении и как о сильной личности, незаурядном человеке.
Ведущий: И нам есть чем гордиться: мы земляки Ломоносова, мы с земли великого помора. Сегодня Архангельск отдает свой долг Михаилу Васильевичу Ломоносову, сберегая память о нем на городской карте.
Ведущий: Тема нашего урока “Имя Ломоносова на карте Архангельска”.
Сегодня мы должны лучше узнать историю нашего областного центра, пройтись виртуально по улицам и проспектам Архангельска, посетить заведения, названные именем Ломоносова, узнать историю памятников.
Ведущий: Тем самым мы продолжим воспитывать любовь и уважение к истории родного края, а так же проявлять интерес к сильной и незаурядной личности, сыгравшей великую роль в судьбе нашей страны.
Ведущий: Для решения этой задачи разделились на группы. Каждой группе было дано задание: провести исследовательскую работу по истории мест в городе Архангельске, связанных с именем Ломоносова.
Ведущий: А еще одна группа была отправлена в город Архангельск пешком, чтобы на месте узнать, что было сделано в городе к юбилею нашего земляка. А сейчас мы посмотрим на результат проделанной работы.
(Учащиеся делают доклады, рассказывают по подготовленным презентациям и фильмам.)
Группа 1: Мы расскажем вам про Ломоносовский округ города Архангельска. (Приложение 2)
Группа 2: Мы собирали материал о проспекте Ломоносова. (Приложение 2)
Группа 3: Наша группа собирала материал о педагогическом университете. (Приложение 2)
Творческая группа 1: Мы расскажем вам о нашем задании. Нашей целью было сфотографировать северную природу, места, связанные с именем Ломоносова. В общем-то, скажете вы, что ж здесь такого, фотографируй – и все! Тогда бы у нас получились у всех мрачные фотографии северной осени.
Мы решили показать наш северный край во всей его красоте: все четыре сезона собрала … – это ее работы, я же фотографировал …, а … фотографировала храмы нашего района, учителя принесли из Архангельска фото памятников и учебных заведений.
А “черно-белой” Солонихой занималась …. Она же, между прочим, сочинила стихотворение про Михаила Васильевича Ломоносова. Давайте его послушаем из уст самого автора.
(Чтение авторского стихотворения “300 лет моему великому земляку”) (Приложение 1)
Группа 4: А мы должны были собрать материал про САФУ. (Приложение 2)
Группа 5: Архангельский Городской Лицей им. М. В. Ломоносова. (Приложение 2)
Группа 6: А наш рассказ о Драматическом театре имени Ломоносова. (Приложение 2)
Группа 7: А наш рассказ о библиотеке Ломоносова. (Приложение 2)
Творческая группа 2: Целью нашей работы было представить свое умение в работе с пластилином, бисероплетении, рисовании. Мы очень старались не ударить в грязь лицом и вот что из этого вышло: почти как у Ломоносова работы ….
Не льстите, а мне понравились работы …
Обратите внимание на рисунки …
Мы учимся у великого Ломоносова, мы берем с него пример, ведь не каждому суждено родиться в той земле, которая по праву может носить его имя.
(Стихотворение “Край великого помора.”) (Приложение 1)
Группа 8: Памятник М.В. Ломоносову около ПГУ имени М.В. Ломоносова. (Приложение 2)
Группа 9: Памятник М. В. Ломоносову у главного корпуса Северного (Арктического) федерального университета. (Приложение 2)
Группа 10: Межрегиональный Ломоносовский фонд. (Приложение 2)
Ведущие: А какой информацией могут поделиться наши учителя, перед которыми стояла задача: во-первых, испытать ломоносовские трудности пешего пути и во-вторых, узнать, появилось ли к юбилею что-то еще на карте Архангельска?
Учитель: Кажется, в Архангельске не осталось человека, который не знал бы, что в 2011 году отмечается юбилей Михаила Васильевича Ломоносова.
Забыть о нем не дают организаторы различных мероприятий, посвященных великому ученому.
21 мая 2011 года в центре Архангельска появилась Ломоносовская аллея.
В год 300-летия великого земляка на улице Воскресенской между проспектом Ломоносова и Новгородским проспектом было посажено 90 березок и 60 кустов сирени.
В акции приняли участие мэр областного центра, его заместители, ветераны войны, школьники, студенты, волонтеры общественных организаций, а также группа жильцы дома № 12 по ул. Воскресенской, рядом с которым раскинется аллея.
Увековечив память великого ученого, все вместе они подарили городу еще одну аллею, сделав Архангельск еще уютнее.
В перспективе на аллее будет высажено не менее 300 деревьев и кустарников – по числу юбилейных лет, – рассказал Виктор Павленко. – Проект претендует на получение гранта, за счет которого здесь появятся дорожки и скамейки. Также есть предложение соорудить здесь подобие каменного лабиринта с Соловецких островов.
Стоить отметить, что на данной территории был неухоженный пустырь, а после проявленной инициативы здесь в перспективе может появиться еще одно любимое место отдыха архангелогородцев.
Учитель: Хостел "Ломоносов" расположен в историческом центре. Выйдя за порог хостела, сразу попадаешь в атмосферу старинного и современного Архангельска, где сочетаются деревянная архитектура пешеходной улицы "Чумбаровки" и многоэтажные постройки центральных проспектов. Даже не верится, что здесь можно найти недорогое проживание.
Название хостела "Ломоносов" выбрано не случайно. В настоящем году мы отмечаем 300 лет со дня рождения нашего великого земляка, а, кроме того, как уже было сказано, хостел расположен на проспекте его имени.
Визитной карточкой хостела "Ломоносов" являются: традиции гостеприимства, специальные предложения для партнеров, индивидуальный подход к каждому гостю и недорогое проживание
К вашим услугам 4, 6, 8-местные номера. Просторная комната отдыха с телевизором, кухонными принадлежностями. Круглосуточно бесплатный беспроводной Интернет и горячий чай! Современные душевые кабинки и туалетные комнаты.
Хостел “Ломоносов” ждет вас!
Учитель: "Хостел" – это что поморское слово? Интересно, а Ломоносов его мог когда – нибудь предположить? Мы где: в Архангельске или на диком западе? Не жизнь, а сплошной вестерн!!!
Учитель: Честно говоря, я и сама не поняла, зачем называть хостел именем Ломоносова (может исходили, что Ломоносов вышел из простых людей и хостел для простых людей, и в частности путешественников)....
Новый бизнес-центр “Ломоносов-Плаза” расположен на одной из главных улиц города – проспекте Ломоносова.
Новый Бизнес-центр расположен на одном из главных проспектов города и станет по замыслу архитектора его главной архитектурной доминантой.
В цокольном этаже предусматривается: паркинг, инженерно-технические помещения, коммерческое помещение. На первом этаже размещаются: кафе, магазин и офисное помещение.
Учитель: Первыми лауреатами премии имени Ломоносова стали директор Климовской школы Коношского района Сергей Миронов, учитель начальных классов Ломоносовской школы Холмогорского района Татьяна Степаненко и заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 9 Архангельска Тамара Зайцева.
27 мая 2011 года на Чумбаровке состоялось каннибал-шоу. За неимением других достойных современной цивилизации идей гостей международного туристского форума угощали огромной метровой кулебякой под названием “Ломоносов”.
Вот оно каково! Главное мероприятие года 300-летия Ломоносова – сделать из первого новатора России кулебяку и скушать ее под руководством министра. “Поморье – край каннибалов-эстетов”. Есть же у туристов, посещающих Папуа – Новую Гвинею такой тур: “Путешествие к племени каннибалов”. Вот и у нас будет. Но мы, дескать, не просто каннибалы... Съесть живьем – не эстетично. А вот запеченный в тесто интурист – это уже и вкусно, и эстетично, и питательно. Ну а для рекламы тура вполне сойдет Ломоносов... Ломоносов в виде кулебяки! Съел ученого – сам поумнел!
Кстати, сейчас очень модно называть развлекательные заведения различными именами-брендами. Так, например, в Санкт-Петербурге есть "Пушкинское кафе" и клуб "Грибоедов". В Архангельске бар "У Ломоносова" пока не открыли.
Как вы думаете, ребята, какие еще объекты можно назвать именем Ломоносова?
(Ответы учащихся:
– Именем Ломоносова стоит назвать космическую программу по освоению Марса.
Ломоносов же опередил свое время во многом.
– Нужно назвать канал. Наподобие американского "Дискавери", только Ломоносов.
Там будут показывать научные передачи.
– Я думаю, именем Ломоносова стоит назвать какой-нибудь рыбный салатик.
– Какой-нибудь химический элемент... Ломоносий... Ломоносий?!
– Я думаю, надо назвать молодежный какой-нибудь клуб именем Ломоносова.
– Спортивная школа.)
Учитель: Физические способности ученого остались вне поля изучений. Поэтому сложно представить, что где-то появится спортивная школа имени Ломоносова. А вот Ломоносовские турниры давно проходят в Москве. Правда его участники соревнуются не в силе мышц, а в силе ума – в знании физики, математики и литературы.
Учитель: Безусловно, Михаил Васильевич Ломоносов – это имя в мировой науке. Спору нет. И 300-летие со дня рождения ученого-это большой праздник. И мы к нему готовимся. Только такое чувство, что наши власти в погоне за переименовыванием в “ломоносовское” увлеклись. Пусть чиновники сначала создадут что-то новое, а потом уже дают этому новому название Ломоносов. Давайте уже Архангельск переименуем в Ломоносовск. Чего мелочиться?
Учитель: “Ломоносовская” эпидемия. А был бы рад сам ученый тому, что его именем назван автобус, поезд, перевал?
Ведущий: Сегодня так получилось, что мы сами подготовили и провели урок. Нам было здорово. Здорово, что мы – северные люди – не боимся трудностей, вот и сегодня мы волновались, но очень старались.
Ведущий: Всех присутствующих мы поздравляем с предстоящим праздником – праздником рождения самого известного и такого близкого нам человека – Михаила Васильевича Ломоносова. А в день рождения принято дарить подарки.
Учитель: Молодцы, ребята, спасибо вам за работу. А раз принято дарить подарки, то всем за работу небольшие подарки! Спасибо большое гостям нашего урока. С праздником.