Введение.
Актуальность данной разработки обусловлена тем, что образовательный процесс учреждений дополнительного образования принципиально отличается от любого другого учебного образовательного учреждения. Основой деятельности здесь является интерес ребенка, его свободный выбор вида деятельности, добровольность посещения занятий.
Предложенная методика способствует поддержанию интереса детей к занятиям, т.к. открывает в ребенке способность не только изготовить украшение по предложенному образцу, но и разработать свое неповторимое изделие.
Рекомендую в процессе изготовления индивидуального колье использовать самые разнообразные приемы плетения и материалы. Такой подход будет способствовать проявлению фантазии, индивидуальности и стремления детей к созданию все более и более сложных и интересных работ.
Цель: Развитие интереса детей к изготовлению изделий в технике бисероплетения с применением самостоятельно разработанных элементов..
Задачи:
– развивать художественный вкус, содействовать раскрытию творческого
потенциала каждого ребенка;
– изготовить колье, с применением самостоятельно разработанных элементов;
– научиться правильно подбирать и комбинировать разный бисер в одном изделии;
– воспитывать аккуратность, усидчивость и интерес в достижении цели.
Материалы и инструменты:
– бисер разного размера и оттенка;
– капроновая нить;
– игла для бисера;
– проволока;
– замок;
– ножницы;
– сантиметровая лента.
Формы работы:
– групповая: фронтальный показ последовательности выполнения изделия,
обсуждение;
– индивидуальная: выбор цвета изделия, подбор бисера, выбор техники выполнения
отдельных элементов.
Методы работы:
– информационные: история возникновения бисера, демонстрация предлагаемого за
основу образца и последовательности выполнения работы;
– практические;
– управление деятельностью детей.
План работы:
- Информация об истории возникновения бисера.
- Информация о видах бисера. 3
- Демонстрация, предлагаемого за основу образца.
- Просмотр презентации последовательности выполнения базового изделия.
- Подбор материала для выполнения индивидуальных изделий.
- Выполнение творческого задания. Практическая часть работы.
- Просмотр и обсуждение выполненных изделий.
Результаты:
– оценка усвоения полученной информации и навыков и умений, полученных в
процессе Работы;
– интерес детей не только к результату, но и к процессу изготовления изделия;
– проявление творческой активности каждого ребенка;
– анализ индивидуальной и коллективной работы.
История возникновения бисера.
История бисера очень увлекательна, она полна тайн и неожиданных поворотов. У современных стеклянных бусин и бисера существовало много предшественников.
В легенде о возникновении стеклоделия рассказывается: “Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней, купцы обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, путешественники обнаружили чудесный слиток, который был тверд, как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен, как вода. Это было стекло”. Люди изобрели стекло, сами того не ведая. Так почти 6 тысяч лет назад возникло стеклоделие и появились стеклянные бусы разных форм и размеров.
Изготавливали бусины таким образом: разноцветную стеклянную массу нанизывали на костяной или каменный стержень. Украшения использовались в основном для облачения умерших и в качестве искупительных даров.
В 400 г. до н.э. в Александрии появилась новая техника “мозаичного стекла”, основанная на использовании полых или цельных стеклянных трубочек разных цветов. Их изготавливали, вытягивая нити из стекломассы с помощью металлического прутика, введенного в расплавленное стекло.
С появлением способа выдувания изменился и процесс изготовления бус и бисера. Их стали делать из пустотелых стеклянных трубочек-дротиков, которые мастер-стеклодув выдувал из капли расплавленного стекла. Затем трубочки разрезали, обрабатывали смесью толченого угля с известью или огнеупорной глиной. После заполнения отверстий, бисер высушивали, смешивали с песком и нагревали. При этом бисер округлялся, сглаживались неровности. После охлаждения бисер шлифовали.
В конце 5 в.н.э. центр стеклоделия переместился в Византию, в конце 18 века началось изготовление бус и бисера в Германии. С древних времен стеклоделие было известно и на территории Руси, но первая попытка создать производство бисера относится к концу 17 века. Однако наладить постоянное крупное производство не удалось, и основную часть бисера продолжали ввозить из-за границы.
В конце 19 века в Подмосковье, в Тульской и Тамбовской губерниях были созданы небольшие бисерные производства. Изделия русских умельцев с успехом демонстрировались на выставках во Франции, Англии и Америке и пользовались большим спросом. Сегодня поставщиками бисера в страны Европы являются Чехия, Япония, Китай и Тайвань.
Виды бисера.
Бисер бывает стеклянный, металлический, пластмассовый и керамический. Наиболее распространен стеклянный бисер. Существует классификация бисера по размеру, самые популярные номера колеблются от 6–0 до 15–0. Цифры обозначают число бисеринок, которые умещаются, если их расположить цепочкой, в 1 дюйм.
Наиболее распространена чешская классификация круглого бисера:
- Прозрачный – изготовлен из бесцветного стекла, хорошо пропускает цвет.
- Полупрозрачный – из молочного стекла, свет пропускает частично.
- Непрозрачный – изготовлен из стекла не пропускающего свет.
- С серебряной линией – в центре имеется отверстие с зеркальным покрытием.
- Бисер с линией – отверстие в центре имеет покрытие из другого цвета.
- Шелковый –стекло покрыто бороздками, что делает его похожим на тигровый минерал или шелковую ткань.
Кроме круглого бисера существует рубленный (его называют рубкой). Он имеет форму цилиндра, и отличается от круглого тем, что при шлифовании у него только чуть-чуть обрабатываются острые края. Длина цилиндра приблизительно равна его диаметру.
Используется в бисероплетении и стеклярус, представляющий собой трубочки из цветного стекла. Он отличается от рубки только длинной. Кроме традиционных форм, современная промышленность выпускает различный витой стеклярус.
Бусины, как правило, крупнее бисера, их часто сочетают с бисером. Бусины бывают не только разных цветов и размеров, но и форм. Очень часто для оплетения используют карбошоны и стразы. Карбошоны – это поделочные и полудрагоценные непрозрачные камни круглой или овальной огранки с гладкой выпуклой верхней поверхностью и плоской нижней. Стразы – это имитация драгоценных камней из стекла.
Описание колье, взятого за основу изделий.
За основу индивидуальных работ взято колье, объединяющее в себе основные приемы бисероплетения. Основой колье служит сетка, расшитая сколами из натуральных камней. Замком служит карабин. Украшения изготовлены в разных техниках и из разного по размеру бисера. Особенностью колье можно считать то, что выполнено изделие в одной цветовой гамме. Декоративность изделия обеспечивается правильным подбором материала, не только по качеству и цвету, но и по размеру. В правильно выбранном сочетании цвета и размера заложено 80 % успеха изделия. На основе базового колье, последовательности его изготовления, дети должны изготовить изделие в своей цветовой гамме и с декоративными элементами, выполненными в любой из техник. Изготовить колье поможет пошаговая инструкция по плетению и сборке базового изделия.
Технология изготовления колье (фото и схемы даны в Приложении).
- Основой изделия служит сетка. Плетем сетку на необходимую длину, прибавив 2 см на усадку при последующей расшивке сколами. Материал для изготовления сетки – мелкий бисер основного цвета. Плетем на капроновую нить. Схема 1. Фото 1.
- Украшением колье служит цветочная композиция. Вначале плетем листочки для цветов. Листочков может быть от трех до семи, в зависимости от сложности композиции. Размеры листочков должны быть разными. Для плетения листочков рекомендовано использовать мелкий бисер основного цвета. Плетем на капроновой нити, т.к. листочки должны быть пластичными. Вариант листочка на схеме 2, фото 2.
- Плетем центральную композицию. Она может состоять как из одного крупного цветка, так и из нескольких более мелких. Для изготовления цветов рекомендован бисер основного цвета (или близкого по оттенку) более крупного размера. Цветы могут плестись как на капроновую нить (по схеме листочка), так и на проволоку. Схема 3. Фото 3.
- В цветы необходимо вставить тычинки. Вариант изготовления тычинок на схеме 4, фото 3.
- Собираем цветок. Фото 4.
- Начинаем сборку колье с закрепления листочков на сетку. Цветок или композиция из цветов может располагаться как по центру, так и сбоку изделия. Закрепление на сетку делаем иглой с капроновой нитью, проходя по элементам сетки, пришивая в необходимых местах листочки. Фото 5.
- Расшиваем сетку сколами в местах, не занятых основной композицией. Работу начинаем с самого нижнего ряда и с самых крупных сколов. Последующие ряды расшиваем, постепенно уменьшая размер сколов. Схема 5.
- Закрепляем цветок, или композицию из цветов между уже закрепленными листочками. Фото 6.
- Заканчивая работу, закрепляем замок в края верхнего ряда сетки. Фото 7.
- Изделие готово.
Заключение.
В процессе изготовления предлагаемого данной разработкой изделия учащиеся закрепляют навыки, полученные в процессе изучения основного курса бисероплетения.
Анализируя предложенный образец колье, дети на его основе разрабатывают свои индивидуальные работы. Творческий подход должен проявляться в определении назначения изделия, его размера, цвета, материала необходимого для его создания. В зависимости от выбранной длины, колье либо подчеркнет линию горловины, либо скроет ее. Правильно подобранная застежка только улучшит законченную работу. Это все должны знать дети и использовать в разработке своих работ.
Сформированный творческий подход к созданию изделий поможет становлению личности, формированию индивидуальности и возможно в дальнейшем окажет влияние на выбор профессии.
Список используемой литературы
- Основы художественного ремесла. Под ред. В.А.Барадулина О.В.Танкус., Практическое пособие для руководителей кружков. – Москва “Просвещение” 1978 г. 254 с.
- Курс женских рукоделий. С-Петербург. Типография “Слово” 1902 г. 533 с.
- Бисероплетение. Л.Аполозова. – Москва “Культура и традиции” 1992 г. 111 с.
- Стильный бисер. Е.Вирко. – Донецк ЧП. Издательство СКИФ 2006 г. 63 с.
- Педагогика учреждений дополнительного образования детей. Л.Н.Буйнов, З.А.Каргина.