Факультатив "Палитра творчества"

Разделы: Внеклассная работа


“Дело не только в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать, и понимать прекрасное в искусстве, задача гораздо сложнее – необходимо сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, повседневном труде, повседневных человеческих отношениях…”
Б.М. Неменский, книга “Мудрость красоты”

Пояснительная записка.

Творчество – это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. В творческой деятельности человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности.

Младший школьный возраст, это тот “манеж”, где ребенок может активно проявить свои задатки, использовать возможность для самовыражения, почувствовать необходимость и правильность выбранного пути своего дальнейшего развития. Чем шире ребенку предоставляется возможность проявить свою индивидуальность, тем полнее сливаются усилия педагога с ответными усилиями учащихся по усвоению материала, саморазвитию и самовоспитанию. Чтобы дети начали творчески применять полученные знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в такой деятельности.

Факультатив “Палитра творчества” позволяет интегрировать знания полученные в процессе обучения по предметным курсам, с воспитанием и творческим развитием личности младшего школьника.

Цель: воспитание творческой личности и создание условий для развития и самореализации.

Задачи: 

  1. Создать творческую атмосферу отдыха, интеллектуального и духовного развития детей оптимально удовлетворяющую и развивающую познавательные потребности ребенка;
  2. Выявить и реализовывать творческий потенциал детей;
  3. Использовать принцип многообразия в содержании и формах организации кружковой работы.
  4. Развить коммуникативные умения, воспитывать культуру досуга.

Воспитательные: 

– формировать основы анализа действительности;
– развивать у учащихся уверенности в своих силах, чувства радости, успеха в учении, умение слушать мнения других и смело высказывать свои мысли, умение самостоятельно принимать решения.

Образовательные: 

– повышать уровень общей образованности младших школьников через межпредметные связи;
– формировать положительное отношение детей к учебному процессу;
– развитие умение анализировать и решать нестандартные, повышенной сложности и практические задачи;
– углубить мотивации и активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся.

Развивающие:

– развить память, внимание, логику и интеллект в целом;
– развить творческие способности (беглость, гибкость, оригинальность мысли), пространственное мышление, речь, умение синтезировать, комбинировать и творческое воображение.

Основные принципы, положенные в основу программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
  • преемственности – каждый последующий материал базируется на знании предыдущего с расширением и углублением, что вносит новизну и не снижает интереса учащихся, тем самым осуществляется постепенное усложнение темы и переход развития интеллектуальных способностей ребенка к технологии творческого процесса;
  • интеграции – в программе заложено преподавание разных учебных предметов, что позволяет:

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее нравственно – культурная, эстетическая значимость, воспитательная ценность.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, презентация, сообщения;
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций, изготовление декораций;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, костюмов, практические работы, концертные выступления;
  • исследовательский метод.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику факультатива “Палитра творчества” необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы, концерты, инсценировки.

В программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.

Занятия факультатива проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, 34 часа.

Вводная диагностика – 1 ч.
Математический блок – 10 ч.
Блок русского языка и литературного чтения – 13 ч.
Блок окружающий мир – 10 ч.

Учебный план.

Тема Количество часов Всего часов
теория практика экскурсии массовые мероприятия предмет
Введение 1 1
Литературный клубочек 1 1 1 Литературное чтение 3
Я и моя история 2 Окружающий мир 2
Дорогой мой человек. 1 1 1 Литературное чтение 3
Братья наши меньшие 1 1 1 Окружающий мир 3
По расчетам проживем, по подсчетам соберем … 1 1 Математика 2
Где это видано, где это слыхано 1 1 1 Литературное чтение 3
Природа нашего края. Что дает наш край стране 2 2 Окружающий мир 4
Наш край богат талантами 1 1 1 1 математика 4
Ветераны Великой Отечественной войны 1 2 1 1 Литературное чтение 5
Раз словечко, два словечко. 1 1 Математика 2
О самом-самом: большом и малом 1 1 Математика 2
Всего часов: 11 14 4 5   34

Программа факультатива.

Тема 1: Введение (1 ч.).

Что изучают школьные науки? Вклад ученых в исследования наук. Мой вклад.

Тема 2: “Литературный клубочек” (3 ч.).

Знакомство с литературным источником. Поисковая работа по интересующему материалу. Проектная работа “Грибы”.

Тема 3: “Я и моя история” (2 ч.).

Творческий конкурс – “Старая фотография рассказала…”

“Моя родословная” – нарисовать родословное древо.

Тема 4: “Дорогой мой человек” (3 ч.).

Рисунок мамы, выполненный в реалистическом или сказочном представлении учеников, творческая работа с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.

Проект-концерт посвященный Дню матери.

Тема 5: “Братья наши меньшие” (3 ч.).

Урок-экскурсия по улицам города. Учащиеся знакомятся с местами обитания бездомных животных и скопления птиц. Изготовление “Столовой”, проведение акции “По зернышку” и выступление агитационной творческой группы с призывом о помощи бездомным животным.

Тема 6: “По расчетам проживем, по подсчетам соберем” (2 ч.).

Дети заранее выбирают поисково-исследовательскую работу или творческие задания в группах на тему “Как оригинально украсить елку”.

Тема 7: “Где это видано, где это слыхано” (3 ч.).

Экскурсия на выставку творческих работ – ручной труд. Знакомство с авторами. Форма контроля: Конкурс творческих литературных работ.

Тема 8: “Природа нашего края”, “Что дает наш край стране?” (4 ч.).

1. Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир нашего региона. 

Видовой состав растительного покрова и животного мира. Природный комплекс нашей природной зоны, территории района с коренной и вторичной растительностью. Численность животного мира нашего края (много, мало), животный мир рек, водоемов. Сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки. Виды промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон. Растения и животные района, занесенные в Красную книгу.
2. Памятники природы района.

3. Климат.

4. Знакомство с промышленностью города, его предприятиями, их история.

Практические занятия:

– разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;

а) в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;
б) в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока;
в) операция “Чистый двор”.

Тема 9: “Наш край богат талантами” (4 ч.).

Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.

Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.

Экскурсии – в местный краеведческий музей, посещение творческих выставок земляков в центральной библиотеке.

Тема 10: “Наш край в годы Великой Отечественной войны” (5 ч.).

Форма урока: видеоурок, беседа.

1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живущих в микрорайоне школы.
2. Творческая работа “Расскажи о своем герое”. Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.
3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.
4. Экскурсия детей в музей боевой славы. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.
5. Концерты для ветеранов войны.

Тема 11: “Раз словечко, два словечко” (2 ч.).

1. Лекция по символике: цифра, буква, геральдика.
2. Творческая работа по созданию символа предмета “Математика”.

Тема 12: “О самом – самом: большом и малом” (2 ч.).

Совместно с учителями музыки, хореографии, изобразительного искусства просчитывают и создают творческую работу – “Эрмитаж успеха”.