“Дело не только в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать, и понимать прекрасное в искусстве, задача гораздо сложнее – необходимо сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, повседневном труде, повседневных человеческих отношениях…”
Б.М. Неменский, книга “Мудрость красоты”
Пояснительная записка.
Творчество – это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. В творческой деятельности человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности.
Младший школьный возраст, это тот “манеж”, где ребенок может активно проявить свои задатки, использовать возможность для самовыражения, почувствовать необходимость и правильность выбранного пути своего дальнейшего развития. Чем шире ребенку предоставляется возможность проявить свою индивидуальность, тем полнее сливаются усилия педагога с ответными усилиями учащихся по усвоению материала, саморазвитию и самовоспитанию. Чтобы дети начали творчески применять полученные знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в такой деятельности.
Факультатив “Палитра творчества” позволяет интегрировать знания полученные в процессе обучения по предметным курсам, с воспитанием и творческим развитием личности младшего школьника.
Цель: воспитание творческой личности и создание условий для развития и самореализации.
Задачи:
- Создать творческую атмосферу отдыха, интеллектуального и духовного развития детей оптимально удовлетворяющую и развивающую познавательные потребности ребенка;
- Выявить и реализовывать творческий потенциал детей;
- Использовать принцип многообразия в содержании и формах организации кружковой работы.
- Развить коммуникативные умения, воспитывать культуру досуга.
Воспитательные:
– формировать основы анализа действительности;
– развивать у учащихся уверенности в своих силах, чувства радости, успеха в
учении, умение слушать мнения других и смело высказывать свои мысли, умение
самостоятельно принимать решения.
Образовательные:
– повышать уровень общей образованности младших школьников через
межпредметные связи;
– формировать положительное отношение детей к учебному процессу;
– развитие умение анализировать и решать нестандартные, повышенной сложности и
практические задачи;
– углубить мотивации и активизировать познавательную и творческую деятельность
учащихся.
Развивающие:
– развить память, внимание, логику и интеллект в целом;
– развить творческие способности (беглость, гибкость, оригинальность мысли),
пространственное мышление, речь, умение синтезировать, комбинировать и
творческое воображение.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
- преемственности – каждый последующий материал базируется на знании предыдущего с расширением и углублением, что вносит новизну и не снижает интереса учащихся, тем самым осуществляется постепенное усложнение темы и переход развития интеллектуальных способностей ребенка к технологии творческого процесса;
- интеграции – в программе заложено преподавание разных учебных предметов, что позволяет:
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее нравственно – культурная, эстетическая значимость, воспитательная ценность.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, презентация, сообщения;
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций, изготовление декораций;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, костюмов, практические работы, концертные выступления;
- исследовательский метод.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику факультатива “Палитра творчества” необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы, концерты, инсценировки.
В программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.
Занятия факультатива проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, 34 часа.
Вводная диагностика – 1 ч.
Математический блок – 10 ч.
Блок русского языка и литературного чтения – 13 ч.
Блок окружающий мир – 10 ч.
Учебный план.
Тема | Количество часов | Всего часов | ||||
теория | практика | экскурсии | массовые мероприятия | предмет | ||
Введение | 1 | – | – | – | – | 1 |
Литературный клубочек | 1 | 1 | – | 1 | Литературное чтение | 3 |
Я и моя история | – | 2 | – | – | Окружающий мир | 2 |
Дорогой мой человек. | 1 | 1 | – | 1 | Литературное чтение | 3 |
Братья наши меньшие | – | 1 | 1 | 1 | Окружающий мир | 3 |
По расчетам проживем, по подсчетам соберем … | 1 | 1 | – | – | Математика | 2 |
Где это видано, где это слыхано | 1 | 1 | 1 | – | Литературное чтение | 3 |
Природа нашего края. Что дает наш край стране | 2 | 2 | – | – | Окружающий мир | 4 |
Наш край богат талантами | 1 | 1 | 1 | 1 | математика | 4 |
Ветераны Великой Отечественной войны | 1 | 2 | 1 | 1 | Литературное чтение | 5 |
Раз словечко, два словечко. | 1 | 1 | – | – | Математика | 2 |
О самом-самом: большом и малом | 1 | 1 | – | – | Математика | 2 |
Всего часов: | 11 | 14 | 4 | 5 | 34 |
Программа факультатива.
Тема 1: Введение (1 ч.).
Что изучают школьные науки? Вклад ученых в исследования наук. Мой вклад.
Тема 2: “Литературный клубочек” (3 ч.).
Знакомство с литературным источником. Поисковая работа по интересующему материалу. Проектная работа “Грибы”.
Тема 3: “Я и моя история” (2 ч.).
Творческий конкурс – “Старая фотография рассказала…”
“Моя родословная” – нарисовать родословное древо.
Тема 4: “Дорогой мой человек” (3 ч.).
Рисунок мамы, выполненный в реалистическом или сказочном представлении учеников, творческая работа с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.
Проект-концерт посвященный Дню матери.
Тема 5: “Братья наши меньшие” (3 ч.).
Урок-экскурсия по улицам города. Учащиеся знакомятся с местами обитания бездомных животных и скопления птиц. Изготовление “Столовой”, проведение акции “По зернышку” и выступление агитационной творческой группы с призывом о помощи бездомным животным.
Тема 6: “По расчетам проживем, по подсчетам соберем” (2 ч.).
Дети заранее выбирают поисково-исследовательскую работу или творческие задания в группах на тему “Как оригинально украсить елку”.
Тема 7: “Где это видано, где это слыхано” (3 ч.).
Экскурсия на выставку творческих работ – ручной труд. Знакомство с авторами. Форма контроля: Конкурс творческих литературных работ.
Тема 8: “Природа нашего края”, “Что дает наш край стране?” (4 ч.).
1. Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир нашего региона.
Видовой состав растительного покрова и животного мира. Природный комплекс
нашей природной зоны, территории района с коренной и вторичной растительностью.
Численность животного мира нашего края (много, мало), животный мир рек,
водоемов. Сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки. Виды
промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон.
Растения и животные района, занесенные в Красную книгу.
2. Памятники природы района.
3. Климат.
4. Знакомство с промышленностью города, его предприятиями, их история.
Практические занятия:
– разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;
а) в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;
б) в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей
березового сока;
в) операция “Чистый двор”.
Тема 9: “Наш край богат талантами” (4 ч.).
Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.
Экскурсии – в местный краеведческий музей, посещение творческих выставок земляков в центральной библиотеке.
Тема 10: “Наш край в годы Великой Отечественной войны” (5 ч.).
Форма урока: видеоурок, беседа.
1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живущих в микрорайоне
школы.
2. Творческая работа “Расскажи о своем герое”. Можно предложить детям узнать,
кто из героев или членов их семей проживает рядом.
3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками
трудового фронта.
4. Экскурсия детей в музей боевой славы. Составление экспозиции “Дедушкины
ордена и медали”.
5. Концерты для ветеранов войны.
Тема 11: “Раз словечко, два словечко” (2 ч.).
1. Лекция по символике: цифра, буква, геральдика.
2. Творческая работа по созданию символа предмета “Математика”.
Тема 12: “О самом – самом: большом и малом” (2 ч.).
Совместно с учителями музыки, хореографии, изобразительного искусства просчитывают и создают творческую работу – “Эрмитаж успеха”.