Форма урока: Физический турнир.
Тип урока: Обобщение.
Цели урока:
Обучающие
- Повторение и закрепление материала по теме.
- Формирование умения выделять, наблюдать и объяснять физические явления.
- Формирование умений и навыков решения задач.
- Формирование умения объяснять действие приборов и механизмов.
Развивающие
- Развитие логического мышления.
- Развитие устной речи.
- Формирование умения выстраивать план выполнения задания.
- Расширение кругозора.
- Формирование целостной картины окружающего мира и единства наук, объясняющих его.
Воспитательные
- Воспитание взаимовыручки, взаимопомощи, ответственности.
- Формирование познавательного интереса к физике и другим наукам.
Оборудование и материалы
- Тексты задач для каждой команды к п.3, 6, 7.
- Рисунки (<Рисунок 1>, <Рисунок 3>).
- Кроссворд для каждой команды (<Рисунок 2>).
- Маршрутная карта выполнения заданий (Приложение 1).
- Пипетка, шприц, вантуз, спринцовка, медицинская банка.
- Вареное яйцо, ложка, по две емкости (с пресной и соленой водой) для каждой команды.
- Два стаканчика с соком, в одном из них – трубочка.
- Портрет М.В. Ломоносова.
Ход урока
Организационный момент.– Приветствие классу;
– Проверка готовности к уроку (ученики разделены на две команды, названия команд
указаны на столах).
1. Блиц турнир.
Каждая команда отвечает на 10 вопросов.
1-я команда.
- Первый в мире летчик-космонавт (Ю.А. Гагарин).
- Прибор для измерения давлений, больших и меньших атмосферного (манометр).
- Прибор для измерения плотности жидкости (ареометр).
- Управляемый аэростат (дирижабль).
- Зависит ли и как сила Архимеда от плотности погруженного в жидкость тела? (не зависит).
- Физическая величина, равная отношению модуля силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности (давление).
- Давление, производимое на жидкость или газ, передается ими во всех направлениях одинаково. Имя ученого, открывшего закон (Паскаль).
- От чего не зависит сила Архимеда (от плотности тела).
- Действует ли закон Паскаля в условиях невесомости (да).
- Действует ли закон Архимеда на Луне? (да).
2-я команда.
- Первый в мире человек, вышедший в открытый Космос (А. Леонов).
- Прибор для измерения атмосферного давления (барометр).
- Прибор для измерения силы (динамометр).
- Глубина, на которую судно погружается в воду (осадка).
- Единица давления в системе СИ (паскаль).
- Итальянский ученый, который первым измерил атмосферное давление (Торричелли).
- На тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной этим телом жидкости. Имя ученого, открывшего закон (Архимед).
- От чего зависит сила Архимеда (от плотности жидкости и объема вытесненной жидкости).
- Действует ли закон Архимеда в условиях невесомости? (нет).
- Будет ли гидравлический пресс работать на Луне? (да).
2. Конкурс “Не ошибусь”.
Поставить знаки равенства или неравенства в формулы (текст на доске):
Тело тонет, если
FА < FТ
ρж < ρТ
Тело всплывает, если
FА > FТ
ρж > ρТ
Тело плавает, если
FА = FТ
ρж = ρТ
3. Помогите царю.
1). Задача про корону.
Царь усомнился в честности мастера, изготовившего золотую корону. Хотя корона весила столько, сколько было отпущено на нее золота, царь заподозрил, что она изготовлена из сплава золота с другими, более дешевыми металлами.
Царь просит двух независимых экспертов или развеять его сомнения, или уличить мастера.
Все необходимые измерения уже сделаны слугами царя. Вес короны в воздухе 20 Н, в воде – 18,75 Н. Плотность золота 20000 кг/м3, плотность воды 1000 кг/м3, g=10 Н/кг.
2). Конкурс знатоков формул.
Царь просит еще двух грамотных людей проверить домашнее задание по физике у принца и принцессы (неправильное зачеркнуть и сверху написать правильное).
Физика – наука о мире, в котором мы живем. Она тесно связана с разными науками.
4. Физика и биология.
1-я команда
1. Что общего между спрутом, мухой и вантузом?
(Многие живые организмы, например, глисты, спруты, пиявки, мухи, имеют присоски, при помощи которых они могут прилипнуть, присосаться к любому предмету. Пиявки пользуются присосками для перемещения по дну, осьминоги – для схватывания добычи. Происходит это так. Присоски увеличиваются в объеме, поэтому внутри них образуется разреженное пространство, и наружное давление воздуха прижимает их к какому-либо предмету.)
3. Почему стебли подводных растений гибкие, слабые в отличие от стеблей деревьев?
2-я команда
1. Почему лошадь вязнет в трясине, а свинья – нет?
(Атмосферное давление сказывается при передвижении по болотистой местности. Под ногой, когда мы ее приподнимаем, образуется разреженное пространство, и атмосферное давление препятствует вытаскиванию ноги. Если по трясине передвигается лошадь, то ее копыта действуют как поршни. Копыта же свиней, состоящие из нескольких частей, при вытаскивании ноги сжимаются (из-за разности давлений снизу и сверху) и пропускают воздух в образовавшееся углубление. В этом случае ноги животных свободно вытаскиваются из почвы.)
2. Отгадайте загадку. Мягонькие лапки, а на лапках – царапки (кот). Почему колющие приспособления в живой природе (зубы, клювы, когти, шипы) твердые, гладкие, острые?
5. Физика и литература.
Отгадайте загадки.
1-я команда
1. До чего народ доходит: паровоз по речке ходит (пароход).
Пароход выходит из реки в море. Изменится ли сила Архимеда, действующая на
пароход?
(Нет.)
2. Два кольца, два конца, посредине гвоздик (ножницы). Для чего лезвия режущих инструментов остро оттачивают? (Для того, чтобы увеличить давление.)
2-я команда.
1. В огне не горит, в огне не тонет (лед). Почему лед не тонет? (Его плотность меньше плотности воды.)
2. Деревянные кони по снегу скачут, а в снег не проваливаются (лыжи). Почему лыжи в снег не проваливаются? (Площадь лыж большая, и давление на снег маленькое.)
В пословицах и поговорках часто отражаются подмеченные народом явления природы и проявления физических законов: как по маслу, как с гуся вода, кусок в горле застрял, как банный лист пристал, не подмажешь – не поедешь, нечего на зеркало пенять и т.д.
А теперь к каждой поговорке найдите подходящую физическую формулу и соедините их стрелками (написано на доске или листах бумаги):
6. Физика и география.
1). Какой физический закон можно применить и к чайнику, и ко всем морям и океанам на Земле? (Закон сообщающихся сосудов.)
2). Решить задачи.
1-я команда.
Высота гор Среднего Урала примерно 400 м над уровнем моря. Каково на этой высоте атмосферное давление? Считать, что атмосферное давление на уровне моря равно 760 м рт.ст. и при подъеме на 10 м давление уменьшается на 1 мм рт. ст. (320 мм. рт. ст.).
2-я команда.
Самая большая глубина Тихого океана 11035 м. Чему равно давление воды на этой глубине? Плотность воды считать равной 1000 кг/м3, g=10 Н/кг (110350000 Па=110,35 МПа).
3). Может ли такое быть и где?
Рис.1
(Мертвое море, залив Кара-Богаз-Гол, озеро Эльтон.)
7. Физика и техника.
1 и 2 команды (письменно).
1). Перечислить устройства, в которых применяется закон сообщающихся сосудов (шлюзы, артезианский колодец, уровнемер, водомерное стекло парового котла).
2). Решить задачи.
1-я команда.
Железобетонная плита размером 1 м3 полностью погружена в воду. Какова архимедова сила, действующая на нее? Сколько потеряла в весе плита по сравнению с весом в воздухе? (1000 Н).
2-я команда.
Масса лодки, плавающей на озере, 100 кг. Чему равна архимедова сила, действующая на лодку? Чему равен вес вытесненной лодкой воды? (1000 Н).
3). Разгадать кроссворд.
Рис. 2
8. Физика и медицина.
1). Ответьте на вопросы:
1-я команда.
Почему высоко в горах часто случаются вывихи суставов?
(Благодаря атмосферному давлению суставные поверхности плотно прилегают друг к другу (в суставной сумке, охватывающей суставы давление пониженное). Высоко в горах, где атмосферное давление резко падает, действие суставов расстраивается, руки и ноги плохо слушаются, легко случаются вывихи.)
2-я команда.
В чем заключается механизм вдыхания воздуха?
(Механизм дыхания заключается в следующем: мышечным усилием мы увеличиваем объем грудной клетки, при этом давление воздуха внутри легких уменьшается, и атмосферное давление вталкивает туда порцию воздуха.)
2). Объясните действие одного из медицинских приборов (шприц, медицинская банка, спринцовка, пипетка).
Физические явления мы наблюдаем и используем каждый день.
9. Физика на кухне.
1-я команда
1. Какой чайник купите и почему?
Рис. 3
2. Для чего ножи точат?
3. Объясните, как мы пьем из чашки.
(Приставив стакан к губам, мы начинаем тянуть порцию воздуха в себя. Грудная клетка расширяется, воздух в легких и полости рта разряжается, и атмосферное давление вталкивает туда порцию жидкости.)
4. Почему сливки плавают сверху молока?
5. Почему жирный суп долго не остывает?
2-я команда.
1. Почему жир в супе плавает сверху, а картошка на дне тарелки?
2. Почему крышки на стеклянных банках, закрытые слабо в момент горячего консервирования, после остывания содержимого открываются с большим трудом?
3. Объясните, как мы пьем через соломинку.
4. Объяснить действие присоски на мыльнице.
5. Почему мы дуем на горячий чай, суп, чтобы они быстрее остыли?
10. Экспериментальная задача.
1-я и 2-я команды.
В какой емкости вода соленая? А какое это яйцо: вареное или сырое?
А теперь все вместе (по моей команде!) назовем имя замечательного русского физика, который составил первый учебник физики, ввел в русский язык само слово “физика”.
Имя, отчество, фамилия этого человека – М.В.Ломоносов.
Пока жюри подводят итоги, отгадайте секрет фокусов.
Объявление команды победителя.
Использованные источники.
- Браверман Э.М. Вечера по физике в средней школе. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1969.
- Гальперштейн Л. Забавная физика. М.: Дет.лит.,1993.
- Зорин Н.И. Элективный курс”Элементы биофизики”: 9 класс._М.: ВАКО, 2007.
- Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. – М. “Просвещение”,1988.
- http://www.travelcol.ru/tours/36
- http://900igr.net/prezentatsii/fizika/Soobschajuschiesja-sosudy/005-CHajnik.html