Праздник "Вслед за пером Жар-птицы" (русский народный промысел)

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Ведущий: Здравствуйте дорогие друзья! Приглашаю вас на праздник, посвященный народным промыслам. Русские мастера создавали посуду, игрушки, вышивки. И настолько эти изделия были красивы, что объяснить эту красоту можно только с помощью сказки. И так начинаем со сказки.

(Песня “В низенькой светелке…” и “Ниточка”.)

Сказительница: Жила-была на свете Марьюшка. (Приложение) (Слайд 2) Собой пригожая, тихая, скромная. А уж мастерица, во всей округе лучше ее не было. Шила Марьюшка шелками цветными и бисером. Кому рубашку, кому рушник, а кому пояс узорчатый сделает. (Слайд 3) Прослышали об искуснице купцы заморские. Из далеких стран приехали посмотреть на ее рукоделие. Увидели и от изумления даже рты разинули. Не думали такую красоту увидеть. Потом наперебой стали уговаривать Марьюшку с ними поехать. Горы золотые сулили.

Купцы: Марьюшка, поехали с нами. Будем торговать, много золота ты получишь. Ты прославишься на весь мир

Марьюшка: Не надо мне вашего золота. Никуда я не поеду из родной деревни. А работу мою, если хотите, продать могу.

Сказительница: С тем купцы и уехали. Только славу рукодельницы по всей Земле понесли. И дошел слух до Кощея Бессмертного. Осерчал Кощей, что есть на свете красота великая, какой он не видывал. Прикинулся тогда Кощей добрым молодцем, перелетел через моря глубокие, через горы высокие и очутился перед Марьюшкиной избушкой. Постучал в дверь, поприветствовал мастерицу, как положено. Попросил показать Рукоделие готовое. Вынесла ему Марьюшка рубашки да рушники шитые – один другого краше.

Марьюшка: Бери, добрый молодец, что тебе по душе придется.

Сказительница: Увидал Кощей такую красоту, услыхал такие слова ласковые. Пуще прежнего озлобился. Виданное ли дело, чтобы крестьяне простые красотой владели, какой у него, у Кощея Бессмертного, нет. Стал он поначалу сиротинку уговаривать.

Кощей: Поедем ко мне, Марьюшка. Будешь жить царицей во дворце из драгоценных камней. Есть будешь на золотой посуде. Спать – на лебяжьем пуху. Гулять будешь в саду, где поют райские птицы, где растут золотые яблоки.

Марьюшка: Не проси меня, добрый молодец, не нужны мне твои богатства и диковины заморские. Нет ничего лучше родимых полей и лесов. Не поеду я из родных мест никуда. Здесь батюшка и матушка мои похоронены. Здесь и люди живут, которым мое рукоделие радость приносит.

Кощей: Коль не хочешь, то быть тебе птицей, а не девицей. (Слайд 4)

Сказительница: Глядь, на том месте, где Марьюшка стояла, Бьется Жар-птица. А сам Кощей взвился орлом черным. Упал орел с поднебесья, хотел схватить Жар-птицу. Да увернулась птица, решила память о себе оставить. Стала Жар-птица свои красочные перья на Землю сбрасывать. Падали они на луга заливные, в леса густые. Упадет перо на землю, ветер-баловник травой да листьями принакроет, а все равно сияния их разноцветного притупить не может. Стали перья на Земле сами по себе жить. Были те перья не простые, а волшебные. Не всякий их увидеть может, а только тот, чья душа красоту понимает, и чьи руки ту красоту для других создавать готовы.

Ведущий: Рассыпала свои перья Жар-птица по всей русской Земле, наверное, самые яркие упали недалеко от Нижнего Новгорода, что на великой реке Волге. Много лет живут и работают там умельцы, которые создали эти замечательные изделия. А называется это место и эти прекрасные изделия “ХОХЛОМА”. И не просто хохлома, а огненная, золотая хохлома. Огненно-красный цвет хохломских изделий, золото сияние узоров вызывают ощущение жаркого пламени. Откуда же появилось это удивительное хохломское искусство? Вот, что говорят сказки и легенды. (Слайд 5)

Сказительница – 1: Старики сказывают, будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он ее угостил. И вдруг Жар-птица прикоснулась своим крылом к чаше. Чаша стала золотой. Это, конечно, легенда, сказка, но сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Не оттуда ли, не из сказки ли появилась эта удивительная сказочная красота?

Сказительница – 2: А вот еще легенда. Говорят, в давние времена в Москве жил талантливый мастер-живописец. Царь высоко ценил его мастерство и вознаграждал за труды. Мастер любил свое ремесло, но еще больше любил свободу. И однажды покинул царские палаты, поселился в глухих лесах и занялся прежним ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало всем родным, как простая русская песня, и чтобы в нем отразилась красота родной природы. И стал он рисовать на посуде яркие цветы.

Сказительница – 3: Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Приезжали люди любоваться этой красотой, селились рядом. Слава о мастере дошла и до государя. Приказал он отряду стрельцов вернуть его в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких ног.

Сказительница – 4: Узнал о беде мастер, собрал односельчан и раскрыл секреты своего мастерства. А утром ярким пламенем горела изба чудо-художника. А самого мастера, как ни искали, не нашли. Но остались после него краски, вобравшие в себя и жар пламени, и чернь пепелища. Исчез мастер, но осталось его удивительное мастерство, в котором отразились горячая любовь к людям и жажда красоты.

Ведущий: Это все сказки. А как же было на самом деле? История указывает на то, что искусство золотой хохломы зародилось в 17 веке. Не было в этой местности ни одной деревушки, ни одного дома, где бы не занимались каким-либо ремеслом. Из маленьких деревень везли продавать свои изделия в одно большое село. Деревянная посуда была в повседневном употреблении и на боярском столе и в избе крестьянина, поэтому быстро изнашивалась, приходила в негодность. И только гораздо позже стали покрывать посуду олифой и лаком.

Ученик: А почему эти изделия называются хохломскими?

Ведущий: Издавна делали и расписывали посуду в лесных заволжских деревеньках Новопокровское, Кулигино, Семино, Хрящи. Но зовут ее не кулигинской, не новопокровской, а хохломской. Катят груженые подводы вдоль извилистых берегов малой речки Узолы. Едут семинские и кулигинские мастера в большое торговое село Хохлома. Стук-бряк погромыхивает деревянный товар. Оттуда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле.

(Песня “Наша хохлома”, стих П. Синявского, муз. Ю. Чичкова, сборник “Ромашковая Русь”.)

Кисть хохломская, большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа красива!
Ты, как и люди, служишь Отчизне! (В. Боков)

Хохлома, хохлома! Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!

(Выступление ансамбля ложкарей)

(Слайд 6)

Собираю, разбираю васильковые цветы.
Я тебя не забываю, не забудь меня и ты.

Василек, ты василек, а лучше – незабудки,
Я сплету из них венок для сестры Машутки.

Назови, подружка, цветик самый милый, дорогой,
А подружка отвечает: “Колокольчик голубой!”

Из лазоревого цвета наберу я два букета
Синей лентой завяжу, кому в подарок – не скажу!

Колокольчик голубой улыбнулся нам с тобой.
Колокольчики-цветы очень вежливы. А ты?

Разливается заря, наряжаются поля,
И полна, полна цветами вся родимая земля.

Ведущий: Итак, мы говорим хохломе “до свиданья” и отправляемся вслед за пером Жар-птицы в другие места, где живут в России мастера своего дела, известные всему миру.

Синие птицы по синему небу,
Море цветов голубых.
Кувшины и кружки –
Быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая ГЖЕЛЬ. (О. Левицкий)

Ведущий: Гжелевскому фарфору около ста семидесяти лет. (Слайд 7) Человек увидел в природе редкой красоты сочетание белого и синего и загорелся мыслью перенести сверкающие переливы синевы на белую гладь вазы, на большое блюдо, на стройный кувшин или простую кружку.

Никто не знает, кто был первый мастер, положивший широкий мазок кобальтовой краски на белый сосуд. Но с давних времен изделия с кобальтовой росписью вызывают в человеке чувство взволнованности от общения с живой красотой.

Кобальтовый цветок расправляет синие лепестки и смотрит на мир с белого, как снег, фарфора. Под его тяжестью склоняется тонкий стебель с синими листьями. Над ним спиралью закручиваются травки-усики, синие крылья стрекозы и бабочки, синие птицы поют песни кобальтовому цветку. Большой мак, стрельчатый лютик и пушистый одуванчик, все они словно пришли на белую гладь из далекого синего леса.

Ведущий: Очень много на нашей выставке игрушек. Все они яркие, красочные, сказочные. Несомненно, и их коснулась своим крылом Жар-птица.

Дымковская игрушка: Дымковский узор особенный, его ни с кем не спутаешь. (Слайд 8) Краски яркие, как радуга: синие, желтые, красные, золотые. А рисунок незатейлевый: клетки, полоски, вилюшки, круги. Вот петушок. Какой смешной, задорный, веселый. Перышки распушил, золотую бородку приподнял, гребешок будто светится. Хвостик пестрый распустил, глазком бойким повел, вот-вот в любую драку полезет. Что за чудо-свистулька.

Дымковская игрушка: А у меня в руках красавица-водоноска. Не идет, а плывет гордо, как лебедь. Коромысло на крутом плече не шелохнется, только ведрышки скрип-скрип. Стройная девица бела да румяна, черноброва, ясноглаза, взор строгий, вид важный. Бусы шею белую обвили, кокошник золотом разукрашен. Юбка-колокол яркими полосами, по оборчатому фартуку круги, что солнце.

1-й ученик:

Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны.
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные,
Белоснежны, как березки –
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.

2-й ученик:

И пошла о “дымке” слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду –
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз,
О древней дымковской игрушке
Мы споем сейчас частушки!
Наши руки крендельком,
Щеки, будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские
Дымковские барыни
Всех на свете краше,
А гусары-баловни –
Кавалеры наши.
С лентами да бантами,
Да под ручку с франтами
Мы гуляем парами,
Проплываем павами.
За студеною водицей,
Как лебедушка плывет,
Водоноска-молодица
Ведра красные несет.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Под березки, на лужки
Выбегают петушки:
Зеленые сапожки,
Красные сережки.
Козоньки рогатые,
Козоньки бодатые,
Ждем вас на дорожке,
Разомните ножки.
Мы игрушки знатные,
Складные да ладные.
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся.
Ой вы, гости дорогие!
У нас игрушки расписные
Веселы и ярки,
Примите их в подарки!
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям.
Пришло время расставанья.
До свиданья! До свиданья!

3-й ученик:

А эти игрушки из села БОГОРОДСКОГО. (Слайд 9)

Машет белка не хвостом –
Размахивает молотком.
Отчего же, как на грех,
Все не колется орех?!
А вот медведь-рыболов
Щуку вытянуть готов.
Но на удочке пока
Не видать и окунька.

(Песня “Во кузнице”.)

1-й ученик:

Абрамцево, Абрамцево –
Старинное местечко.
Там есть и лес, и рощица,
Поле, мостик, речка…
Там мастера решили матрешку сотворить,
Чтоб только радость людям, она могла дарить. (Слайд 10)

2-й ученик:

Матрешки русские по сету славятся.

На них взгляните вы, чем не красавицы?

3-й ученик:

Сто лет матрешке, но не старится она.
Как красна девица умна, стройна, скромна.
От многих бед ее хранит секрет –
Дуэт живет в матрешке, трио и квартет.

Мальчик-матрешка 1:

Мы матрешки понарошку,
Я – Фома, а он – Гордей,

Мальчик-матрешка 2: Я – Тимошка,

Мальчик-матрешка 3: Я – Антошка,

Все: Позабавим мы гостей!

Мальчики-матрешки:

А у нас, у четверых, у ребяток удалых
Есть еще сестрицы-крошки-настоящие матрешки!

(Танец матрешек. Русская народная мелодия “Байновская кадриль”)

Матрешка-бабушка:

Я – бабушка Матрешка,
Несу грибов лукошко.
За мной родные внучки
Идут, сложивши ручки.
И все они – Матрешеньки,
И все они – милашеньки,
Все с аленькими щечками,
Под пестрыми платочками,
Нарядные, пригожие,
На бабушку похожие.
У каждой по корзинке.
Набрали нам малинки.

Ведущий: Вот какие замечательные матрешки появляются недалеко от Москвы, в городе Сергиеве Посаде. Они действительно известны всему миру.

(Все артисты выходят на сцену.)

1-й ученик: Из поколения в поколение передавалось мастерство русского народа в изготовлении посуды, игрушек, одежды. И сейчас рядом с нами живут люди, чей талант не перестает удивлять.

2-й ученик: Ребята, мы еще долго можем путешествовать за пером Жар-птицы по нашей стране. Можем побывать в подмосковном Павловском Посаде, где ткут замечательные платки (Слайд 11); в бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) село Жостово изготовляют расписные подносы, и во многих других уголках нашей Родины (Слайд 12). И везде мы встретим искусных умельцев, чей талант будет жить в веках.

3-й ученик:

Сколько сказочных мест у России.
Городов у России не счесть
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь! (Слайд 13)