Мастер-класс "Арт-терапевтические технологии в работе педагога дополнительного образования"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: ознакомление педагогов с арт-терапевтическими технологиями как одним из эффективных методов обучения.

Задачи:

  • познакомить педагогов с понятием «арт – терапия», историей появления технологии, характеристиками арт-терапии, её классификацией;
  • создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой при проведении практических заданий.

Ход мастер-класса

1. Организационный момент

Ведущий: Я приглашаю в круг всех педагогов.

(Педагоги выстраиваются в круг)

Прошу поднять правую руку тех, кто пришёл сегодня с открытым сердцем. Спасибо. Попрошу поднять правую руку тех, кто пришёл получить новые знания. Спасибо. А теперь положите левую руку к правому плечу те, кто готов работать со своими коллегами. Спасибо. Пожелаем друг другу творческих успехов, удачи! Прошу всех занять места за столиками.

(Педагоги по группам садятся за столики)

Ведущий: Сегодня у нас мастер - класс по теме: «Арт – терапевтические технологии в работе педагога дополнительного образования». Цель нашего занятия - ознакомление с арт-терапевтическими технологиями как одним из эффективных методов обучения. Сегодня вы познакомитесь с понятием «арт – терапия», историей появления технологии, характеристиками арт-терапии, её классификацией.

2. Основная часть

Ведущий: Радикальные социальные, политические и экономические перемены в стране и обществе затрагивают и усложняют жизни каждого человека. Растущая личность, находясь в стремительно изменяющихся условиях своего существования, в большой степени нуждается в помощи и психолого-педагогической поддержке. В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки мы рассматриваем искусство и художественно-творческую деятельность.            Применение технологий арт-терапии в образовательном пространстве способствует приобретению новых навыков взаимодействия и рефлексии, самопонимания и самопринятия, а также принятия и понимания других людей.

Появление арт-терапии как области теоретического и практического знания на стыке искусства и науки относят примерно к 30 –м годам прошлого столетии в Великобритании. Исходя из происхождения «терапия», что в переводе с греческого означает забота, уход, лечение, вполне оправдано его введение в понятийный аппарат психологии и педагогики. Приоритетным значением становится забота о человеке. Лечение понимается как «социально-психологическое врачевание», изменение стереотипов поведения и повышение адаптационных способностей личности средствами художественной деятельности. Арт-терапия - это терапия искусством, забота о душе с помощью искусства. Традиционно арт-терапия связывается с разнообразными видами творчества – от изобразительной деятельности до создания театрализованных действий. В Санкт-Петербурге признанным носителем метода арт-терапии является А. И. Копытин.

Педагогическое направление арт-терапии имеет неклиническую направленность, рассчитано на потенциально здоровую личность. На первый план выходят задачи развития, воспитания, социализации.            Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности. Говоря официальным научным языком, арт-терапия в образовании – это системная инновация, которая характеризуется: 1)комплексом теоретических и практических идей, новых технологий; 2)многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями; 3)относительной самостоятельностью (обособленностью) от других составляющих педагогической действительности (процессов обучения, управления и др.); 4)способностью к интеграции, трансформации.

И ребёнок, и взрослый в арт-терапевтическом процессе приобретает ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углубленное самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост.

Среди позитивных феноменов, зафиксированных как зарубежными, так и отечественными специалистами, назову научно аргументированные и наиболее значимые.

Арт-терапия: создаёт положительный и эмоциональный настрой в группе; облегчает процесс коммуникации со сверстниками, учителем, другими взрослыми; совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатии;

позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать реально; даёт возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в приемлемой форме. Работа над рисунками – безопасный способ разрядки разрядки разрушительных эмоций. Позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять. Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом; повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни и к школе; снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением; позволяет выстраивать отношения с ребёнком на основе любви и взаимной привязанности и тем самым компенсировать их возможное отсутствие в родительском доме.

Арт-терапия в иерархии направлений на основе искусства и творческой деятельности

Тип: терапия искусством

Класс: терапия творчеством (креативная терапия)

Подкласс: экспрессивная терапия

Семейства:

  • Терапия творческим самовыражением
  • Музыкальная терапия
  • Игровая терапия
  • Драматерапия
  • Сказкотерапия
  • Библиотерапия
  • Танцевальная терапия
  • Телесно- двигательная терапия
  • Арт-терапия

Виды арт-терапии:

  • Изотерапия (рисуночная терапия)
  • Визуальная (терапия образами)
  • Медитативное рисование

Как видим, данная категория объединяет группу направлений, основанных на различных видах творческой деятельности участников (рисование, драма, танец, музицирование и прочее).

Сейчас мы выполним одно практическое задание, используя метод сказкотерапии. Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для развития творческих

способностей личности, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Функции сказок: 1. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням – к уровню сознания и подсознания, что создаёт особые возможности при коммуникации. 2. В сказке в символической форме содержится информация о том: как устроен этот мир, кто его создал; что происходит с человеком в разные периоды его жизни; какие «ловушки», искушения и трудности можно встретить в жизни и как с ними справляться; как найти и ценить дружбу и любовь; какими ценностями руководствоваться в жизни; как строить отношения с родителями и детьми; как бороться и прощать. 3. Сказки возвращают ребёнка и взрослого в состояние целостного восприятия мира. Они дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают знания о мире и человеческих взаимоотношениях.

4. Сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти». «Нравственный иммунитет» - способность человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума. Нравственный иммунитет является приобретённым, его формирование происходит с момента рождения и продолжается в течение жизни. Содействие формированию нравственного иммунитета становится одной из важнейших задач сказкотерапевта.

Попробуем воспроизвести одно из таких занятий.

Практическая часть.

Задание первое – Ориентация Все участники группы рассаживаются в кругу либо на стульях, либо на полу. Когда все участники рассядутся в кругу, ведущий начинает занятие и расспрашивает о впечатлениях, событиях, мыслях, затем – приглашает в путь.

Ритуал «входа» Ведущий включает музыку и зажигает светильник (или свечу).

Ведущий: Прошу вас, дорогие друзья, подойти поближе к светильнику, протянуть над ним руки и закрыть глаза... Знаете ли вы, что стоит только нам закрыть глаза, мы можем оказаться в мире, именуемом волшебным, сказочным, фантастическим?...Мудрецы называют его миром внутренним. А внутри каждого из нас живёт волшебство, надо только найти время, чтобы понять его, почувствовать. И сейчас, когда вы откроете глаза, вроде ничего существенного не изменится вокруг, однако появится внутренний настрой, желание понять волшебство. Пожалуйста, сделайте глубокий вдох и медленный выдох... Не спеша откройте глаза и оглядитесь вокруг. Что-то изменилось? Практически ничего? Я же вас предупреждала, что волшебство невидимо, нам ещё предстоит научиться его ощущать и даже создавать.          Но благодаря чудесному светильнику и нашему ритуалу, мы провели границу между миром реальным и волшебным. Это очень важно для того, чтобы наши миры не перемешались, а наши путешествия и занятия позволяли нам брать из волшебной страны нечто важное для нас. То, что будет помогать в нашей реальной жизни. Итак, в путь!

Расширение   Ведущий: - Вы, наверное, уже догадываетесь, что между людьми существует невидимая связь? Об этом есть одна история ...         Ведущий просит участников встать в круг на расстоянии вытянутых рук и закрыть глаза. Сам ведущий берёт моток ниток, заходит внутрь круга и начинает рассказывать сказку.

Ведущий: Известно, что давным-давно на свете жил один удивительный человек. У него были длинная седая борода и седые волосы, поэтому многие думали, что он стар и мудр. Другие же видели озорной блеск его глаз и говорили, что он молод. Этот человек умел то, чего не умели другие. И люди называли его мудрецом. Никто не знал, откуда он пришёл, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким как все. Менялись поколения, а мудрец всё жил среди людей. И они ощущали себя под его защитой. И вот пришёл день, когда мудрец отправился в путь. Он обошёл всю землю и узнавал многих людей. И удивился мудрец, насколько разными были эти люди, их характеры, привычки, желания и стремления. «Как непросто всем уживаться друг с другом, - думал мудрец, - что бы такое предпринять? – размышлял он».             И тогда мудрец сплёл длинную тончайшую нить. Задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их этой тончайшей чудесной нитью.

Далее ведущий рассказывает историю, обходя каждого участника игры и вкладывая ему в руки нить.

Ведущий: Воистину нить эта была уникальна. Гладкая, тонкая, она была совершенно незаметна для человека, но несмотря, на это влияла на его взаимоотношения с другими людьми. Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они спорили, но, о чудо, нить натягивалась, но не рвалась. Иногда они ссорились, и нить разрывалась, но при примирении оборванные концы нити связывались вновь. Только узелок напоминал о прошлой ссоре.

Что сделали люди с подарком мудреца? Кто-то, бережно берёг, передавая тайну из поколения в поколение. Кто-то, не ощущая присутствия нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постоянно менялся и становился «узловатым». Но главное, у каждого появилась способность протягивать невидимые нити к тем, кого они считали близкими и друзьями.

Ведущий на последнем участнике, стоящем в кругу, отрезает нить от мотка и завязывает концы. Таким образом, нить образует замкнутый круг.

Ведущий: Дорогие друзья! - обращается ведущий к участникам. - Сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить, подарок Мудреца. Какова она на ощупь? Гладкая, шёлковая, тонкая, прохладная... Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет её на себя... Она натянется и станет «резать « руки. Такие отношения некоторые называют «натянутыми»...А если, - продолжает ведущий, - кто-то потянет нить на себя, а кто-то не станет этого делать... Что будет, давайте попробуем... Равновесие круга нарушается. Кто-то оказывается в более устойчивом положении, а кто-то совсем в неустойчивом... О таких ситуациях говорят «он тянет одеяло на себя»...            Некоторые люди, - продолжает ведущий, - предпочитают надевать эту нить себе на шею. Хотите попробовать?.. Те, кто сейчас сделал это, наверное, ощутил, как больно нить режет шею... Про такие ситуации люди говорят: «посадил себе на шею»... Разные эксперименты можно проводить с этой нитью, - продолжает ведущий, - собственно, многие люди посвящают этому целую жизнь. Натянут, разорвут, завяжут узел, наденут на шею или вообще отпустят... Про это ли думал мудрец, делая людям чудесный подарок? Наверное, нет...

Давайте сейчас найдём такое положение и натяжение нити, которое для всех будет удобным. И запомним это состояние каждой клеточкой нашего тела.

Закрепление Ведущий берёт в руки моток ниток (желательно золотистого цвета) и становится в круг вместе с участниками.

Ведущий: Вы видите у меня в руках моток ниток. Если нить намотать на палец, наши пальцы смогут удерживать нити в натяжении, как катушки. Таким образом, мы сможем соткать общий ковёр. Намотав нить на палец, мы будем передавать нить другому. Но чтобы ковёр действительно получился чудесным, есть один секрет: передавая моток другому, нужно сказать ему доброе слово. Это может быть комплимент, доброе пожелание, выражение добрых чувств. Передавать моток можно как угодно, - и тем, кто стоит рядом, и тем, кто стоит напротив, и тем, кто стоит через несколько человек. Можно говорить добрые слова всем, когда моток будет пущен по кругу; каждый намотает нить себе на палец, и моток вернётся обратно. Постепенно наши пальцы окажутся занятыми, а ковёр сотканным.

Ведущий: Позвольте, я начну, - продолжает ведущий и наматывает на палец конец нити. – Я восхищаюсь твоим талантом, (имя того, к кому он обращается), - говорит ведущий, наматывая нить на другой палец. – Твоя улыбка всякий раз озаряет солнечным светом всех нас.

Ведущий передаёт моток участнику игры, адресату комплимента. Если он находится далеко, другие передают моток адресату. Далее участник, которому передали моток и доброе слово, наматывает нить себе на палец и передаёт нить другому участнику, говоря ему добрые слова. Постепенно между всеми участниками образуются нити. Игра может продолжаться довольно долго: либо пока нитки не закончатся (в этом случае берётся второй моток ниток), либо пока участники не устанут. Здесь ведущему важно поймать настроение группы, т.к. « всё хорошо в меру».

Ведущий: Посмотрите, - говорит ведущий, когда ковёр становится прочным, - какой красивый ковёр у нас получился! Похоже, что и почти все наши пальцы задействованы в поддержании его формы. Попробуйте пошевелить пальцами! Чувствуете, какой резонанс это вызывает?

Мы уже говорили с вами о том, что между нами протянуты невидимые нити, теперь мы видим, что они образуют интересные рисунки. Видите, достаточно нам пошевелить пальцами, как мы можем быть услышанными. Мудрецы называют это чуткостью. Давайте сохраним это ощущение.

Итак, наш ковёр соткан. Теперь мы аккуратно опустим его вниз, на пол и снимем с пальцев. Чудесный ковёр, сотканный нами сегодня, символизирует добрые отношения между нами.

Резюмирование

Ведущий: Сегодня в очередной раз невидимое стало видимым. Вы увидели то, что обычно бывает скрыто от человеческих глаз. Многие думают, что ощущение взаимосвязи лишь красивый образ, метафора и не более того. Но сегодня вы увидели, что нити реальны. И каждый из нас в своей жизни ткёт вместе с другими людьми невидимые ковры. Хотелось бы, чтобы в тех нитях, которые вы образуете, было как меньше узелков, а узоры в ковре наших взаимоотношений были красивыми и гармоничными.

Ритуал «выхода»

Ведущий: Давайте возьмём с собой в реальный мир ощущение красивого ковра, узоры которого описывают взаимную поддержку и сотрудничества между нами. А теперь, чтобы вернуться в реальный мир из нашего путешествия сделаем глубокий вдох и медленный выдох и .... вернёмся в мир реального. Спасибо за внимание.

Основная часть.

Телесно-ориентированная техника

Ведущий: Изначально почти всю информацию об окружающем мире ребёнок получает через телесные ощущения. На разных участках тела имеются зоны, «запоминающие» на всю жизнь «положительные» и отрицательные «отпечатки» его общения с миром. Не зря считается, что память тела - самая крепкая. Поэтому очень важно постараться оставить на теле ребёнка как можно меньше негативных «отпечатков». Имеются в виду не только физические наказания, раны и травмы, но и психические зажимы, образующиеся в результате переживаний и эмоциональных проблем. В качестве такой физкультминутки мы используем танцевальные и «образные» упражнения, развивающие пластику, гибкость, лёгкость тела, снимающие мышечные зажимы, дающие ребёнку ощущение свободы и радости. Упражнение «Танец 5-ти движений», для выполнения упражнения необходима запись музыки разных темпов продолжительностью 1 минуту для каждого упражнения.

  • «Течение воды» - плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения(1 минута).
  • «Переход через чащу» - импульсивная музыка, резкие, сильные, чёткие, рубящие движения, бой барабанов.
  • «Сломанная кукла» - неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, незаконченные движения.
  • «Полёт бабочки» - лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения.
  • «Покой» - спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морского прибоя, звуки леса – в неподвижной позе «слушаем» своё тело.

После окончания упражнения обсудите с детьми, какие движения им больше всего понравились, что получилось легко, а что с трудом.

Рассмотрим вид арт-терапии - изотерапию.

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется для детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах. Изобразительное творчество позволяет ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также – освободиться от негативных переживаний прошлого.   Будучи напрямую сопряжена с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Изотерапия – это не создание произведения искусства, не часть занятий по изобразительному искусству. Занятия с использованием изотерапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, для снятия страхов, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. Искренность, открытость, спонтанность в выражении собственных чувств и переживаний, индивидуальный стиль самовыражения представляют большую ценность, нежели эстетическая сторона. Арт-терапия предоставляет высокую степень свободы и самостоятельности. Так, участники определяют замысел, цветовое решение, тональное, изобразительные материалы выбирают по своему желанию, самостоятельно контролируют последовательность действий и работу в целом. За каждым человеком остаётся право выбирать меру участия в групповом взаимодействии. Важно создавать определённую атмосферу, безопасную для обращения к сокровенным переживаниям и чувствам: не интерпретировать рисунки детей и не оценивать их поступки. Принимать плачущими или агрессивными, предоставлять им право на молчание и право выбора, т. е. сопровождать в трудном путешествии к истокам самого себя. Это необходимые условия для арттерапевтического процесса как пути к установлению отношений. Творчество, как известно, само по себе обладает целительной силой.

Стиль общения, методы и приёмы воспитательного воздействия несут в себе гуманистическую позицию, при которой быстрее устанавливаются отношения доверия, взаимного принятия. Благодаря механизму взаимоотражения (зеркальности), можно воспитывать у ребёнка доброжелательность, терпимость, эмпатию, другие положительные качества, который взрослый сам проявляет по отношению к детям. Вмешательство руководителя в творчество группы нередко снижает терапевтический эффект занятия, особенно в случае авторитарного стиля взаимодействия.

Педагог на арт-терапевтических занятиях – равноправный партнёр, его роль облегчать, продвигать. Он помогает открыть в ребёнке положительное, что прежде могло быть искажено, спрятано. Иными словами, построение «помогающих отношений» - одно из условий эффективности арт-терапии.

Таким образом, члены группы передвигаются от исследования своих внутренних переживаний и ощущений к рассмотрению себя в пространстве, во времени и в отношениях с другими.

При этом создаются благоприятные условия для сотрудничества, появляется возможность показать участникам привлекательность отношений поддержки и взаимопомощи.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов:

  • краски, карандаши, восковые мелки, пастель;
  • для создания коллажей и объёмных композиций используются журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная фольга, коробки от конфет, открытки, тесьма, верёвочки, текстиль;
  • природные материалы - кора, листья и семена растений, цветы, ветки, мох, камешки;
  • для лепки - глина, пластилин, дерево, специальное тесто;
  • бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;
  • кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч.

Практическая часть.

Ведущий: Одно из упражнений арт-терапевтического занятия мы сейчас с вами выполним, называется оно «Прекрасный сад».

Изобразите себя в виде какого-нибудь растения, реального или выдуманного. По желанию расскажите о своём рисунке. Вырежем его и разместим на большом листе бумаги, формируя один прекрасный сад.

Это упражнение особенно эффективно для развития     групповой сплочённости, сотрудничества, осознания группы как целого.

Вопросы к изображению растения: «Если бы ты был растением, то каким? Какие у тебя были листья? С зазубринами или гладкие? Были ли бы у тебя шипы? А цветы? Какого цвета?

Подведение итогов.

Ведущий: Сегодня мы познакомились с понятием «арт – терапия», историей появления технологии, характеристиками арт-терапии, её классификацией. Были проведены практические задания по разным видам арт-технологии, которые вы могли бы эффективно использовать в работе с детьми. Я рада и благодарю вас за то, что вы активно и творчески работали.