Цель:
- Создать условия для понимания идеи содержания произведения.
- Вызвать в ребятах эмоциональные чувства.
- Учить проводить сопоставления, делать выводы.
- Развивать умение слушать, понимать смысл прочитанного.
- Прививать читательский интерес к книгам.
Оборудование: Портрет автора, детские рисунки своих питомцев, грамзапись, выставка книг о собаках, фотографии разных пород собак.
Ход урока
I. Мотивационно-целевой этап.
Отгадать задуманное слово.
О - Как зовут водяного воробья? (оляпка)
Б - Этот плод растёт на пальме (банан)
А - Дом для рыб (аквариум)
С - Вестники зимы (снегири)
А - Столица Казахстана (Астана)
К - Прибор облегчающий найти любую информацию (компьютер)
Составить слово из этих букв.
Метод ассоциации - Собака (работа в группе)
*Расширение кругозора.
Слово "собака" пришло из иранских языков. В древнерусском языке было только слово (пёс).
*Обогащение словарного запаса (работа в группах)
-Подбор однокоренных слов к слову собака.
-Найти для описания имена прилагательные.
-Какие действия может совершить собака (глаголы)
-Дать клички собакам.
Вывод: Как много можно узнать о нашем друге используя знания русского языка.
Выставка рисунков, книг о собаках, постановка цели.
Выход на тему урока. Постановка цели (говорят дети)
II. Реализационный этап.
-Знакомство с биографией автора Ю.Коринец.
*Проблемная ситуация
-Для чего люди держат несколько животных у себя дома?
*Словарная работа.
Симфония | оторопели |
Дуэт | растроган |
Баритон | озорник |
Дискант | получить взбучку |
Дирижер | ходить по буму |
- Какие слова можете объяснить?
*Работа с текстом.
- Чтение текста учителем, учениками
- Беседа по осмыслению прочитанного.
- С каким настроением слушали рассказ?
- Какие вопросы возникли при чтении?
- О чём был рассказ?(кратко в группе)
- Кто главные герои?
- Характеристика героев (в группе)
- Хозяин
- Ханг
- Чанг
(на столах листы со словами помощниками)
-Что можно сказать о взаимоотношении человека и двух его друзей?
-Они такие разные. Что их объединяло?
(умение слушать музыку, понимать её, петь, страдать)
-Какую музыку подберёте к каждому герою? (звучат варианты музыки)
Кто Вам ближе по характеру? Почему?
Вывод: Животные во многом похожи на своих хозяев.
-Выборочное чтение.
-Найти отрывки с пением собаки.
-Как чувствовали музыку. Описание (зачитать)
-А что вы чувствуете в напряженный момент?
-Как сам человек отреагировал на пение собаки? Почему?
Вывод: Наши герои были одной семьёй, одним целым т.к. понимали и любили друг друга.
Чувствовали настроение каждого.
*Проблемный вопрос.
Почему хозяин не продавал ни одну из собак. С ними ведь много хлопот.
(обсуждение в группе)
Вывод: В пятистишье (работа в группе)
III. Рефлексия.
-С каким настроением уходите с урока?
-Какое животное держали бы дома?
-Кто может быть воспитателем?
Домашнее задание (по выбору)
- Войти в образ собаки и составить диалог.
- Мини-сочинение. (О чём думает бродячая собака или комнатная?)
- Объяснить выражение – Он на этом собаку съел.