Учебные дисциплины: окружающий мир, литература, изо.
Авторы проекта: учащиеся 2-го класса.
Презентация к проекту в Приложении.
Цель: формирование у учащихся способностей к саморазвитию через исследовательскую и проектную деятельность как перспективного средства воспитания творческой личности.
Задачи:
- формировать патриотические чувства младших школьников на примере русской березки как символа России;
- развивать речь, память, наблюдательность, артистические способности, расширять кругозор учащихся, их представления об окружающем мире;
- воспитывать любовь к прекрасному, экологическую культуру младших школьников.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- мультимедийная презентация «Русская березка – символ Родины моей»;
- музыка «Во поле берёза стояла», «Растет в Волгограде березка»;
- проект учащихся о берёзе – книга «Русская берёза»;
- изделия из березы;
- репродукции картин русских художников: А.И. Куинджи “Берёзовая роща”, А.К. Саврасов «Грачи прилетели», И.И. Левитан «Весна – большая вода», И.И. Левитан «Золотая осень», И.И. Грабарь «Зимний пейзаж», А.А. Пластов «Сенокос»;
- костюмы для девочек-«берёзок».
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя. Музыка. (Слайды 1–2)
– У каждого государства есть свои символы герб, флаг, гимн. А ещё каждое государство символом выбирает дерево. Так, символом Греции с древних веков является олива, в Японии – священное дерево – сакура. Символ Канады – клен. А у нас в России – береза. Почему именно береза? Мы с ребятами задумались над этим и решили создать план-проект, по которому изучали достоинства березы.
Проект назвали «Русская берёзка – символ Родины моей». (Слайд 3)
Цель нашего проекта: показать образ русской берёзы как символа России. (Слайд 4)
Для работы над проектом были созданы творческие группы: (Слайд 5)
- Наблюдатели.
- Художники.
- Исследователи.
- Аналитики.
Каждая группа сейчас расскажет о своей работе. Слово предоставляется «наблюдателям». (Слайд 6)
Выступают 2 учащихся:
1: Мы наблюдали, как сезонные изменения в неживой природе влияют на жизнь березы.
2: В сентябре на березе появляются желто-лимонные листья.
1: Старые берёзы меняют окраску листьев раньше, чем молодые.
2: Первыми сбрасывают листву старые и больные берёзы, березы в парках.
1: Листопад у березы продолжается около двух месяцев.
2: В результате наблюдения сделали вывод: чем холоднее осень, тем быстрее сбрасывают листву березы. (Слайд 7)
– Слово предоставляется «художникам». (Слайд 8)
Они расскажут нам о знаменитых картинах русских художников, которые запечатлели красоту русской берёзы в разное время года. Обратите внимание, каждый художник видел в березке свою красоту.
Выступают учащиеся. (Слайд 9)
- Вот репродукция картины А.И. Куинджи «Берёзовая роща». Смотришь, и, кажется, вот-вот из-за белых берёз выйдут девушки с длинными косами и поплывут в дивном русском танце.
- Эта картина И.И. Левитана «Золотая осень». Белоствольные берёзки в ярком осеннем убранстве сияют в лучах солнца. Картина очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни.
- Эта картина И.Э. Грабаря «Зимний пейзаж». Здесь изображены зимние березки, они в розовом цвете. Нежные, хрупкие, беззащитные.
- А эта картина А.А. Пластова «Сенокос». Белые стволы берёзовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов – такая картина запоминается на всю жизнь!
- Вот картина И.И. Левитана «Весна – большая вода», какие здесь стройные березки, прямые, как бы на цыпочках тянутся к небу.
– Писатель Всеволод Михайлович Гаршин, глядя на картину Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели», сказал «Я бы назвал эту картину «Чувства Родины». И действительно, и весенняя звонкая капель, и дымок, и тонкие берёзки – всё это такое знакомое и родное. Эта удивительная картина рождает любовь к Родине. (Слайд 10)
– Это репродукции картин, а сами картины находятся в Москве, в музее «Третьяковской галереи».
– Михаил Иванович Глинка – великий русский композитор жил за границей, и когда возвращался домой, остановил экипаж, вышел и низко поклонился берёзке и обнял её – он на Родине. (Слайд 11)
Итог. Все картины художников объединяет одна мысль – образ России немыслим без русской березы. Ни в одной стране нет такого количества берёз, как у нас. Кто не восхищался красотой русской берёзки! (Слайд 12)
– Однажды прилетела к берёзе Жар-птица, села у берёзы и стала хвастаться. Музыка. (Слайд 13)
Театральная постановка «Жар-птица и Берёза».
Жар-птица: Я – жар-птица, рода царского, из сада райского! Не чета тебе – дереву!
Берёзка: А я простого народа. Мой батюшка – месяц ясный, он мне ночью светит. Моя матушка – красное солнышко, она меня греет, мой брат – соловей в лесу, он мне песни поет. Моя сестра – ранняя заря, она росой меня питает.
Жар-птица: А мои перья золотыми лучами сияют!
Берёзка: Моей лучиной избу освещают!
Жар-птица: А я вся огнём пылаю!
Берёзка: Я в печи всех жаром согреваю!
Жар-птица: Мои перья царские одежды украшают!
Берёзка: А я в лапти всех обуваю!
Жар-птица: Ради меня за тридевять земель отправляются!
Берёзка: А моим соком по весне угощаются!
Жар-птица: А я хвост веером распускаю!
Берёзка: А моим дегтем в тележных колёсах скрип унимают.
Жар-птица: Я – Жар-птица! Моей красоте весь свет дивится!
Берёзка: А вокруг меня девушки хороводы водят, венки плетут, красавицей называют.
Жар-птица: Заслушалась я тебя, берёзка. Вижу и впрямь мне делать нечего в русских лесах. Вернусь-ка я в сады райские. А ты радуй людей своей красотой!
– Так и улетела жар-птица в сады царские, а берёзка – символ России радует нас своей красотой. (Слайд 14)
Русские поэты С. Есенин, А. Прокофьев, Н. Рубцов и многие другие написали очень много стихов о русской красавице берёзе. Я приглашаю вас на «Поэтическую полянку». (Слайд 15) Музыка.
Слово предоставляется «исследователям». (Слайды 16–17)
-
Русь моя, люблю твои берёзы!
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз. (Н. Рубцов) -
Ты до того, берёзонька, красива
И в полдень жаркий, и в час росы,
Что без тебя немыслима Россия
И я не мыслим без твоей красы. (П. Балацкий) -
На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокорая берёзка –
Символ Родины моей. (М. Ероха) -
Хороша ты любою порою.
И недаром, всем сердцем любя,
Богатырского леса красою
Называли повсюду тебя. -
С какой любовью к берёзке писал Сергей Есенин: (Слайд 18)
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы. -
Чуть пригрело солнце откосы
И стало в лесу потеплей,
Берёзка зелёные косы,
Развесила с тонких ветвей.
И столько задумчивых песен
Поется в народе о ней.
Наряд её легкий, чудесен,
Нет дерева сердцу милей. (В. Рождественский) -
Стихотворение А. Прокофьева «Берёза» – читает ученик.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
– А ученица 2 б класса Балашова Кристина сочинила своё стихотворение:
Береза – символ красоты и счастья
С тобой прекрасно мне всегда.
Ты добрая, ты нежная, красивая
Белая березонька моя.
– Какое милое дерево! Ни одно из деревьев не вмещает столько понятий, не рождает столько образов и сравнений. (Слайд 19)
Итог. Из отрывков стихотворений, мы узнали, что не только художники, но и поэты восхваляли русскую березку.
– А теперь я приглашаю вас на следующую полянку «Познавательную». (Слайд 20)
Учащиеся.
- А вот, что мы узнали из энциклопедии о березе. Всего насчитывается более 140 видов берёз. Они растут по всему северному полушарию – от субтропиков до тундры. Возраст берёзы достигает порой 120 лет.
- В нашей стране их до 70 видов. Но некоторые виды берёз из-за неразумных вырубок исчезают. Занесены в красную книгу четыре вида дальневосточных берёз и мегрельская, растущая на Кавказе.
- Растёт берёза быстро. За четверть века поднимается на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых почвах. Из них дерево выкачивает за тёплые летние сутки до сорока вёдер влаги.
- А вот какими целебными свойствами обладает береза. В медицине используют березовые почки, березовый гриб – чагу – в онкологии, в банях используют березовые веники. Целебной силой обладает живительный березовый сок.
- Берёзовый деготь используют для лечения кожных болезней, ожогов, ран. Берёзовый уголь применяют при пищевых отравлениях.
- Всё из берёзы идёт в дело. Из почек приготавливают лекарства. Из ветвей делают мётлы и веники. Берёзовые дрова – лучшее топливо в русской печке.
- Из бересты народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, добывают скипидар, древесный спирт, уксус. (Слайды 21, 22)
- Ещё берёзу называют деревом – пионером, а пионер значит «первый». Берёза первой «заселяет» заброшенные пашни, откосы у дорог, даже пожарища.
- Уже в 10 веке люди писали на берестяной коре. Прочитав берестяные грамоты, учёные-историки смогли многое узнать о жизни предков.
– Сегодня в моде берестяные украшения: браслеты, серьги, кулоны. Это защитные амулеты. Они защищают человека от болезней и зла. Обратите внимание на нашу выставку. На ней представлены предметы, сделанные из березы.
– Удивительна судьба русской берёзки. В мирное время она радость, подруга, советчица, а в грозные годы войны она – воин.
Деревья тоже воевали
И нас спасали от войны:
Стволы под пули подставляли
И гибли гордыми они. (А. Голицын) (Слайд 23) Песня «Берёзовый сок».
– Послушайте воспоминания солдата – воина.
За селом, вдали, на перекрёстке
Полевых, едва заметных троп,
Я узнал знакомые берёзки,
У которых рыл себе окоп.
И невольно вспомнил, как стонали
Ветки их от взрывов и огня…
Возле тех берёзок подобрали
Чуть живым товарищи меня.
С той поры остались на берёзках
Чёрные глубокие рубцы,
С той поры с любовью о берёзках
Говорили часто мне бойцы:
– Ты бы злую смерть не пересилил,
Ты бы тяжких ран не перенёс,
Если б мы тебя не напоили
Светлыми слезинками берёз…
– Тихо стоят березы у солдатских могил. На экране фото Мамаева кургана. (Слайды 24, 25)
Растет такая береза и на Мамаевом кургане в городе Волгограде. Откуда она – эта березка? Было их Рыкуновых пять братьев: Степан, Иван, Фёдор, Сергей и Василий. Все пятеро ушли на фронт, а вернулся один Фёдор. Он и посадил на Мамаевом кургане эту березку. Сейчас она высока и у неё много дорогих веточек, каждая из которых рассказывает о подвиге народа.
– Послушайте песню «Растет в Волгограде березка». Слова написала наша волгоградская поэтесса Маргарита Агашина, муз. Георгия Пономаренко тоже волгоградский композитор.
Итог: Любили на Руси берёзу и относились к ней, как к человеку. Сколько песен о ней сложено, сколько стихов написано! И всё, кажется, мало! (Слайд 26)
– Не случайно в честь берёзки на Руси отмечали с давних времен березкин праздник. Раньше его называли Семик, а сейчас праздник русской березки называется Троица. Девушки выбирали самую стройную берёзу, украшали её венками и ленточками, водили хороводы, плели венки, бросали их в воду и загадывали желание.
Наши девочки тоже научились водить хоровод. (Слайд 27)
Группа девочек исполняет хороводный танец “Во поле берёзонька стояла”
– Поэты посвящают стихи березе, русский народ слагает о ней песни. Но в жизни же часто бывает по-другому. Вот послушайте письмо, которое недавно пришло на наш адрес. (Слайд 28)
«Здравствуйте, ребята!
Десять лет прожила я на свете и считала, что я Берёза. Но прошлой весной подошел ко мне юный турист и на боку у меня вырезал «Ваня». Летом дачник подошел и вырезал «Лёня». Осенью грибник пришёл отдохнуть. Посидел, подумал и вырезал на коре «Миша». А зимой подкатил лыжник, прочитал на мне все имена, воткнул палки в снег, вытащил огромный ножище и вывел – «Эдуард». Так кто же я, наконец, Береза или Эдуард?! И почему все, кому не лень, вырезают у меня куски кожи.
Берёза-инвалид.»
– Жалко березку? Да. Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево. Ведь оно – живое!
Буртовая Л. расскажет стихотворение о том, как дети защитили березу от гибели. (Слайд 29)
У красы-березки
Платье серебрится.
У красы-березки
Зеленые косицы.
Со двора к березке
Выскочили козы.
Стали гнуть березку,
А березка в слезы.
Защитить берёзку
Мы бежим гурьбою,
Чтоб краса-берёзка
Выросла большою.
Творческое задание. Работа в группах.
(Показать жестами, мимикой, что написано про березку. Остальные должны догадаться.)
Задания в конвертах:
- Весенние березки просыпаются
И мило солнцу улыбаются. - Летние березки косички заплетают
- Осенние березки листочки осыпают.
- Зимние березки от стужи замерзают.
– Слово предоставляется «аналитикам», которые проанализировали все сказанное про березу и сделали вывод. (Слайд 30)
Выступление «аналитиков»:
– Мы прослушали все исследования про березу и поняли, за что русский народ выбрал березку символом России:
- за её красоту;
- за её нежность;
- за её белизну и свет;
- за её полезность;
- за то, что она – воин. (Слайд 31)
– Где бы ни росла русская берёзка, везде она людям радость, везде она людям свет! Стоит она, красавица русского леса. И будет стоять вечно! (Слайд 32)
И не найти её красивей
На радость нам она цветёт.
В ней образ матери-России
Неувядаемой живёт.
– Многие ребята тоже очень любят красавицу-берёзку. Своё отношение к этому дереву они выразили в своих рисунках, сочинениях и создали свою книгу «Русская береза». (Слайд 32)
Подведение итога.
– Что интересного вы узнали о березе?
Опять о них, кудрявых и белесых…
А что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси…
(В. Васильев) (Слайд 34)И я люблю тебя по-русски,
Моя берёзовая Русь!
– Спасибо за внимание. А ребят, за проделанную работу над проектом, береза угощает березовым соком. (Слайд 35)