В настоящее время важнейшей составляющей педагогического процесса становятся личностно-ориентированные образовательные технологии, призванные обеспечить эффективность обучения. Спектр современных образовательных технологий достаточно широк, и выбор каждой из них определяется целью, спецификой содержания, конкретными условиями образовательной среды. Внедрение технологического подхода в образование обусловлено необходимостью повышения результативности обучения в современных условиях.
«Активизация учебно-познавательной деятельности – едва ли не центральная проблема современной дидактики, а активные методы обучения - основная забота предметно-методических систем»[1].
Второй не менее значимой проблемой является сокращение общего количества времени при изучении предмета, которое не учитывает особенностей восприятия и усвоения стандарта образования у школьников, и поэтому проблема дифференциации при современном обучении имеет первостепенное значение.
Третья проблема обучения это то, «что остается незафиксированным, – это результаты обучения. Пресловутые «тройки», «четверки», «пятерки» за освоение учеником базового содержания образования фактически означают дифференциацию того, что не может быть дифференцировано по определению, ибо должно быть усвоено всеми полностью.
ВЫВОД: «При правильной организации обучения, особенно при снятии ограничений во времени, абсолютное большинство школьников в состоянии полностью усвоить обязательный учебный материал».[1]
Решение этой проблемы на мой взгляд, возможно, лежит через технологию полного усвоения знаний. М.В. Кларин [2] в своих трудах предлагает описание этой технологии, называя ее методикой полного усвоения.
Сущность основных элементов можно свести к следующему, по В.П. Беспалько [3]:
- Точно определяется эталон (критерии) усвоения темы (занятия), что выражается в перечне конкретных результатов обучения (целей обучения с определением уровней усвоения, требуемых программой).
- Подготавливаются проверочные работы
- Учебный материал разбивается на отдельные фрагменты (учебные единицы). Каждый фрагмент представляет собой целостный раздел учебного материала; помимо содержательной целостности ориентиром при разбивке на разделы может служить та или иная продолжительность изучения материала (2–3 занятия, 2–3 недели). После выделения учебных единиц определяются результаты (критерии), которые должны быть достигнуты в ходе их изучения, и составляются текущие проверочные работы, которые позволяют убедиться в достижении целей изучения каждой учебной единицы. Основное назначение текущего мониторинга – выявить необходимость коррекционных учебных процедур.
- Выбираются методы изучения материала, составляются обучающие задания.
- Разрабатываются альтернативные коррекционные и обогащающие материалы по каждому из вопросов.
Примером практического претворения технологии рассмотрим через тему «Количественные отношения в химии» в химии 8 класса по программе О.С. Габриелян. На изучение темы отводится 4 часа изучения:
- Количество вещества.
- Молярная масса вещества.
- Молярный объём газообразных веществ.
- Решение задач с понятиями «количество вещества», «моль», «молярный объём», «число Авогадро».
На подготовительном этапе, состоящим из двух часов, вводятся в основные понятия с расчетными действиями по заданным алгоритмам решения, которых для определенного процента учащихся бывает достаточно. Третий час изучения отводится на выяснение качества усвоения материала через диагностическую карту, в которой пошагово расписаны задания для выполнения, которые выполняются в самой карте. Задания составляются на основе обязательного минимума содержания образования. При выполнении заданий запрещено пользоваться какой-либо справочной или учебной литературой. В случае возникновения затруднений на любом из этапов учащемуся разрешается воспользоваться учебником, конспектом при этом диагностическая карта изымается, а после изучения материалов учебника выдается карта с другим порядком выполнения заданий. При этом дифференциация предусматривается в самой дидактической карточке, где имеются задания обязательного исполнения соответствующие минимуму содержания образования, а также предусмотрены дополнительные задания которые предусматривают в зависимости от количества и качества исполнения оценки либо «хорошо», либо «отлично», что также способствует повышению качества образования через состязание. Учащиеся, получившие отметку «отлично», могут освобождаться от следующего занятия и заниматься по индивидуальному плану, либо на четвертом уроке выступают в качестве помощников учителя, давая консультации учащимся, за что также предусмотрена система поощрений.
Пример контрольной диагностической карты по теме «Количественные отношения в химии»
№ | Задания | Ответ |
I. Задания на понятие «количество вещества», обязательные для исполнения: | ||
1. | Моль – это | такое количество вещества, в котором содержится 6*1023молекул этого вещества |
2. | Единицы измерения количества вещества | г/моль, кг/кмоль, мг/моль |
3. | Как соотносятся величины молекулярная массе вещества и молярная масса вещества? | равны, Mr=M |
4. | Вычислите молярную массу вещества SO2? | M=Mr=Ar(S)+Ar(O)*2=32+16*2=64 г/моль |
5. | По какой формуле можно определить сколько молекул содержится в определенном количестве вещества? | N= NA*n |
6. | Какие величины необходимы для вычисления количества вещества? | масса вещества (m) и молярная масса вещества (М) |
7. | Приведите формулу для вычисления количества вещества? | n= m/M. |
8. | Сколько примерно атомов содержится в 0,5 моль углерода? | N= NA*n= 6*1023*0,5 моль = 3*1023 атомов |
9. | Сколько примерно нужно взять молекул углекислого газа СO2, чтобы количество вещества соответствовало 1,5 моль? |
N= NA*n = 6*1023*1,5 моль = 9*1023 молекул |
10. | Вычислите количество вещества равное 22 г СО2. | M=Mr=Ar(С)+Ar(О) *2=12+16*2=44 г/моль n= m/M = 22г/44г/моль = 0,5 моль. |
11. | Какова масса 3 моль НСl? | M=Mr=Ar(Н)+Ar(Сl) =1+35,5=36,5 г/моль n= m/M = 36,5 г/моль* 3 моль = 109,5 г |
II. Дополнительные задания: | ||
1. | Масса какого количества вещества больше: 5 моль H2O или 5 моль СuО? Ответ подтвердите расчетами. |
M=Mr=Ar(Н)*2+Ar(О) =1*2+16=18 г/моль m = M *n = 18 г/моль * 5 моль = 90 г M=Mr=Ar(Сu)+Ar(O) = 64+16 = 80 г/моль m = M *n = 80 г/моль * 5 моль = 400 г Масса СuО больше. |
2. | Масса железного гвоздя 11,2 г. Какому количеству вещества железа это соответствует? | Т.к. М = Ar(Fe) = 56 г/моль n = m /M = 11,2г/ 56г/моль = 0,2 моль. |
Возможные темы для применения подобной технологии при обучении химии в 8 классе:
- Типы и механизм образования химических связей;
- Степень окисления;
- Расчеты с понятием «доля вещества»;
- Химические реакции и их типы;
- Ионные реакции.
Кроме всего прочего на этой технологии могут быть построены большинство уроков обобщения, систематизации и коррекции ЗУН.
Литература:
- Лаврентьев Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина. Ч.2.– Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. – 232 с.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта).- Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995.- 176 с.
- Теория создания и применения. Учебник.; Беспалько В.П.; М.:НИИ школьных технологий; 2006. 188 с.
- Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян. – 12-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2007. – 267 с.