Формирование временных представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи имеет важное коррекционно-воспитательное значение.
Анализ работы с данной категорией детей позволил выявить, что у таких детей происходит отставание в формировании временных представлений, по сравнению с нормально развивающимися детьми.
Дошкольники часто путаются или вовсе не знают названий дней недели, слабо владеют временной терминологией, например "сегодня", "завтра", "вчера". Это говорит о том, что дети не могут или затрудняются в соотнесении данных понятий с конкретными жизненными событиями; они не могут представить, что время не останавливается и оно необратимо. Некоторые дети думают, что часы на ночь останавливают свой ход, так как все вокруг спят.
У детей с тяжелыми нарушениями речи снижено представление о единицах измерения времени, они имеют нечеткие представления о длительности отдельных видов деятельности, даже тех, которые повседневно связаны с их жизнью; с трудом усваивают соотношения мер времени, затруднено формирование отдаленности и последовательности событий и установление связи между событиями, которые происходили в разное время. Дети считают, что час меньше минуты, год меньше месяца и др.
Решая образовательные задачи, мы делаем опору на наблюдения, личный опыт ребенка, связываем каждый факт, событие со временем, в которое оно протекает или протекало. Занятия по формированию временных представлений мы проводим используя игры с отношениями мер времени: сутки больше чем день или ночь; год больше месяца; беседы с демонстрированием наглядного материала, что способствует лучшему восприятию и запоминанию информации.
Вовлекая в режимные моменты, мы акцентируем внимание детей на них, что позволяет сформировать правильное представление о длительности событий, явлений; дети накапливают опыт в определении длительности промежутка времени, который необходим для выполнения работы. Дети с тяжелыми нарушениями речи зачастую испытывают трудности при вербальном обозначении основных единиц времени и периодов человеческого возраста.
С целью формирования у детей представлений о времени мы организуем наблюдения за явлениями и событиями, используем иллюстрации, отображающие деятельность детей, взрослых, календарь дежурств, который имеется в групповой комнате, календарь природы.
Ежедневно беседуем с детьми о том, чем мы будем заниматься, акцентируя внимание детей на слове "сегодня"; вспоминаем, что делали вчера. В конце дня, перед тем, как дети уйдут домой, мы сообщаем им, чем будем заниматься завтра. В результате таких ежедневных бесед у детей накапливаются знания о временных представлениях и они учатся различать временные понятия и соотносить их с событиями из своей жизни. Мы обращаем внимание на то, что время движется; то, что происходит сегодня, завтра уже будет прошлым и будет называться "вчера". Текучесть времени хорошо отслеживается по графику дежурств, где дети определяют кто и когда будет дежурить или уже дежурил. На таком календаре мы с детьми выставляем карточки с именами детей и картинками(точно такие же картинки изображены на индивидуальных шкафчиках), так легче ориентироваться тем детям, которые еще не научились читать, не знают буквы, которые дежурили вчера, дежурят сегодня и будут дежурить завтра. На следующий день эти картинки перемещаются, сдвигаются.
Обучение детей ориентировке во времени основывается исходя из личного опыта ребенка, поэтому мы знакомим дошкольников с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность.
Ознакомление детей с частями суток происходит не только на занятиях, но и во время проведения прогулок. Некоторые дети путают последовательность частей суток, считая что за днем наступает ночь, а после ночи следует день. Используя в беседе иллюстрации с изображением частей суток облегчает запоминание последовательности их смены, а также даем задания на определение временных отношений, например: "Что было раньше, а что потом?". Выполняя такие задания ребенок учиться определять последовательность происхождения событий, составляя короткий рассказ; тем самым кроме формирования временных представлений мы развиваем речь ребенка, умение составлять короткие рассказы.
Используя на занятиях макеты в виде суточных часов, суточных домиков, очень удобно ребенку демонстрировать очередность смены частей суток. Одна часть суток приходит на смену другой, при этом каждую смену времени можно проговаривать в стихотворной форме, например:
Утром солнышко встает
Спать ребятам не дает!
-Ну-ка, детки, подымайтесь,
Заряжайтесь, умывайтесь,
Аккуратно одевайтесь
И за завтрак принимайтесь.
В полдень солнышко в зените
У него лучи как нити.
Землю щедро согревают,
Всех обедать приглашают.
Дальше, дальше день бежит,
Нам пословица гласит
-Долог день до вечера
Когда делать нечего.
Ну а вечером ребята,
Всё окутает прохлада.
Солнцу отдых тоже нужен,
А ребятам вкусный ужин.
Ночью на небе -луна,
Очень строгая она:
Наблюдает - все ли
Улеглись в постели?
Закрывайте глазки
Пусть вам снятся сказки.
Закрывайте очи
Всем спокойной ночи!
От утра и до утра
Сутки знает детвора.
(Н. Григорьева)
Чтение стихотворения и демонстрация иллюстраций развивает у детей как зрительную так и слуховую память.
В последующих беседах мы опираемся на наблюдения детей за деятельностью окружающих их близких людей, а затем и на наблюдения событий и явлений окружающей их жизни и природы. В ходе таких бесед у дошкольников развивается наблюдательность, расширяется кругозор, а также коммуникативная сторона речи, так как беседы, игры подразумеваю обратную связь ребенка со сверстниками и воспитателем; пополняют и обогащают словарь ребенка, способствуют общему умственному развитию детей.
Аналогичные способы используются нами при ознакомлении детей с месяцами, днями недели.
Опыт работы позволяет сделать вывод о том, что чем чаще мы спрашиваем дошкольников, какой сегодня день недели, какой день недели был вчера и будет завтра, тем интенсивнее происходит запоминание названий дней недели.
При заучивании названий дней недели мы также используем отрывной календарь. Оторванные листки календаря не выбрасываются, а складываются в кармашек. Проводя беседу с детьми мы выясняем сколько дней дети ходили в детский сад и сколько отдыхали в течение недели. Отрывные листики календаря ребята раскладывают на столе перед собой по порядку.
Большую коррекционно-развивающую роль играет умение дошкольника воспроизвести по памяти те события, которые произошли за неделю, какие поделки были изготовлены ими, что интересного происходило в той или иной день. Самые интересные события мы отмечаем в настенный календарь наблюдений.
Одним из важных факторов, на основе которых складывается работа по формированию временных представлений является ознакомление дошкольников с часами, формирование знаний об эталоне времени. Для того, чтобы дошкольник мог понять, о какой временной длительности говорят ему, он должен знать меру времени на часах, то есть научиться пользоваться часами.
Изучение циферблата часов способствует развитию у ребенка математического мышления, который в результате подсознательного интереса привыкает к цифрам, и овладевает порядковым счетом на подсознательном уровне, достаточно легко усваивает технику сложения, увеличивая число на единицу.
Знакомство с часами мы начинаем, прочитав детям стихотворение или загадав загадку, например:
Кто, ворочая усами,
Раскомандовался нами?
Можно есть! Пора гулять!
Умываться и в кровать! (часы)Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе
Но висят часы на месте!
(В. Орлов)
Далее мы рассказываем о том, для чего нужны людям часы, зачем нужно человеку определять время, как часы появились. Рассказ сопровождается демонстрацией иллюстраций. Знакомим детей с циферблатом часов и стрелками: минутная, часовая, секундная; объясняя, что на часах маленькая стрелка показывает целый час тогда, когда минутная (длинная) стрелка стоит на двенадцати часах.
Для обучения детей определению времени мы используем игру "Который час?", в ходе которой закрепляются знания о последовательности часового хода. Играя в эту игру, мы рассказываем, что стрелка на часах может находиться в одном и том же положении два раза, это будет означать, что первый раз часы будут показывать время в определенную часть суток, а второй раз - это уже будет другая часть суток. В качестве раздаточного материала используем макеты часов со стрелками и цифрами.
Нами используется игра "Почини часы", детям раздаются шаблоны часов без цифр (только метки для них), но со стрелками, где стрелки показывают на определенное время, которое ребенку нужно узнать, дорисовав цифры на циферблате. Нарисовав последовательно цифры дети определят время (с точностью до часа), причем у каждого ребенка будет разное время. В последующие дни мы организуем наблюдения за конкретной наполняемостью часа. С этой целью мы обращаем внимание на режимные моменты, во сколько мы завтракаем, начинаем заниматься, обедаем, ложимся на дневной сон. При ознакомлении детей с часами, особое внимание мы обращаем на движение стрелок, объясняя, что они движутся в одном направлении. Это способствует лучшему пониманию времени прошедшего, настоящего и будущего.
Знакомство детей с новой единицей времени - минутой мы начинаем с беседы о ее необходимости. Наглядно и удобно знакомить с этой единицей времени используя песочные часы, где дети могут наблюдать пересыпания песка в песочных часах в течение одной минуты. Мы предлагаем детям в течение одной минуты наклеить кружочки или вырезать их; сложить узоры из палочек. Когда проходит минута мы сравниваем, что успел сделать каждый за минуту, объясняя, как можно сделать все дети вместе, также в течение минуты можно похлопать в ладоши, попрыгать, что позволяет детям чувствовать её продолжительность.
Знакомство с делением циферблата на минуты начинаем с их рассматривания. Дети внимательно рассматривают деления, считают их количество между двумя соседними числами на циферблате (1 и 2) и определяют, на сколько делений передвинется минутная стрелка, когда она опишет целый круг, т. е. пройдет все шестьдесят делений.
Используя циферблат часов учим детей решать задачи с точностью до часа, до пяти минут, например: "Ежика пригласил в гости медвежонок в 3 часа, но еж живет далеко и его дорога занимает 2 часа хода. Во сколько нужно выйти из дома ежику, чтобы придти в 3 часа к медвежонку и не опоздать?", или например такая задача: "Минутная стрелка проходит расстояние между соседними числами от 1 до 2 за пять минут. Сколько времени пройдет, если минутная стрелка пройдет до цифры 4?". Такие задачи, при решении которых дети делают обобщения имеют коррекционно-обучающее значение, так как позволяют понять и запомнить соотношение мер времени.
Таким образом, формирование временных представлений у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи проводим с помощью различных моделей времени и сюжетных картинок. Обучение в ориентировке во времени мы проводим опираясь на личный опыт ребенка. Поэтому мы знакомим дошкольников с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность.
Умение регулировать и планировать свою деятельность является основой для развития таких качеств личности как собранность, организованность, точность. Эти качества будут необходимы ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.