Цель:
- раскрыть перед детьми сущность понятия доброта и вежливость;
- систематизировать правила вежливого поведения.
Оборудование:
- Картинка «Правила поведения за столом» (на пару).
- Вежливые слова, написанные на отдельных листочках.
- Карточка. Перепутанные правила поведения в общественных местах (на каждого).
Ход урока
I. Психологический настрой детей на урок
Учитель: Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок. Ребята у нас сейчас урок окружающего мира. С каким настроением вы пришли на урок. Игра "Обмен настроением". (Учащиеся описывает их настроение, и объясняют свой выбор.) Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие. Удачи вам и новых открытий!
II. Стартовая часть
Учитель: - Ребята приглашаю вас заглянуть на урок в необычную школу.(Просмотр мультфильма Чертёнок №13 «Шиворот на выворот»)Учитель: - Хотели бы вы учиться в такой школе? Почему?
Учитель: Что не хватает этим чертяткам? Прочитайте тему сегодняшнего урока ( на доске)
«Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».
Учитель: - Как понимаете смысл этого предложения .-Ребята, кто уже что-то знает или слышал по этой теме? Откуда ты об это знаешь? Когда и где тебе приходилось сталкиваться с этим в своей жизни?
Учитель:- Ребята, что вы ожидаете от урока? – Что бы хотели ещё узнать об этом? Учитель записывает на доске ожидания детей
Учитель: Мои ожидания , чтобы Вы ясно формулировали свои точки зрения, уважительно относились к мнению своих одноклассников, работали быстро и организованно.
Сегодня на уроке мы поговорим о вежливости и вспомним правила поведения вежливого человека.
Я приготовила такой план урока (на доске):
1. Что такое доброта и вежливость?
2. Правила вежливого человека:
- правила общения
- правила поведения за столом
Работа в парах
- правила поведения в общественных местах:
- в театре, в музее…;
- в транспорте;
3. Подведение итогов.
Учитель: - Вы согласны с планом? Начнём работу.
III. Основная часть
1)Учитель:
Прочтите еще раз тему урока: «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».
Как вы бы объяснили значение этих двух замечательных слов? Добрым и вежливым.
Дети: 3-4 человека
Воспользуемся толковым словарем Ожегова.
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать доброе… Добрый человек– соответственно, несущий доброту своим ближним, отзывчивый человек…
Учитель: - Спасибо. А что вы можете сказать о вежливости? Что такое вежливость?
Дети: 3-4 человека
Вежливый человек – значит соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый.
Вежливость-приличие, доброе поведение и обращение.(словарь В.И.Даль)
Слово вежливый образовалось от древнерусского слова “вежа”, с помощью суффикса “лив”. “Вежа” - знаток (“ведать” - знать). Буквальное значение слова “вежливый” - знающий, как себя вести.
Посмотрим. Что обозначает слово вежливость в словаре по этике.
Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.
Одних слов очень часто бывает мало. Нужны не только добрые слова, но и добрые дела, мимика, жесты, улыбка. Один неправильный жест может полностью изменить смысл произнесённых слов. Особенно высоко ценится в общении улыбка.
2) Учитель: - Вежливый и воспитанный человек соблюдает определённые правила
И первое правило – это правила общения.
А вы знаете правила общения?
Учитель читает стих:
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
(В. Солоухин)
- Какие же слова рождают тепло души?
Дети (волшебные, вежливые)
Учитель Молодцы! Давайте сыграем в игру «Доскажи словечко», последнее словечко будет вежливым..
Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь: «добрый день!
Как похоже слово «царствуй»
На приветливое … «здравствуй».
Друг другу на прощание
Мы все скажем … «до свидания».
Когда виноваты, сказать спешите:
«Прошу Вас, пожалуйста, ….извините»
До чего ж оно красиво,
Слово доброе …«спасибо».
Учитель:-
Историческая справка о слове спасибо.
“Слово “спасибо” известно в русском языке с ХVI века. Оно произошло от слов “спаси бог”. Теперь “спасибо” - новое слово.
В конце второго слова исчезла буква “Г”, и из двух слов образовалось слово “СПАСИБО”, которое обозначает следующий смысл: “Я вас благодарю и желаю вам всех благ”.
- Но мы с вами не все слова назвали. Слова спрятались в нашем классе давайте их найдём. (слова развешаны по всему классу)
Учитель: - Я рада, что вы знаете вежливые слова.
-Сколько сегодня раз вы поздоровались?
-Кто сегодня говорил кому-нибудь слова извинения?
-Кто сегодня благодарил кого-нибудь?
2) Учитель: - Следующее правило вежливого человека это правила поведение за столом?
Учитель:- Сейчас вы будете работать в парах. Вы до урока сели с тем учеником, с кем бы вы хотели работать на уроке.
У вас на столе лежит картинка, с изображением ребята. Вы попробуйте найти ошибки, которые допустили ребята. Запишите правила поведения за столом в белые прямоугольники на картинке. Вы работаете 2 минуты. Заканчиваем работу по звонку колокольчика.
Проверка работы. Выберите, кто от вашей пары будет отвечать.
Учитель: Молодцы! Почему важно знать правила поведения за столом?
Физ. минутка.
Мы молодцы и достойны награды. Давайте отдохнем и потанцуем. (песенка «Воспи-пи-тание» )
Как вы думаете, почему мы танцевали под эту песню?
Дети: песенка про воспитание.
3) Мы с вами часто ездим на автобусе в театры и в музеи. А знаете ли вы правила поведения в общественных местах.
Учитель: - Выполните следующее задание. Правила поведения в транспорте перепутались с правилами поведения в театре и в музее. Разделите их на две группы. Работаете 2 минуты. Заканчиваете по звонку колокольчика.
Проверка. Дети показывают жестами (согласны или нет.)
Учитель: А какие ещё правила поведения вы знаете?
Учитель:- О них мы поговорим на следующих уроках.
IV. Финишная часть.
Учитель: - Наш урок подходит к концу.
Давайте проверим, сбылись ли наши ожидания. (спросить тех детей, чьи ожидания были записаны на доске).
Учитель: - Ребята, что вам запомнилось больше всего на уроке? Что вас порадовало на уроке? Что вас расстроило? Почему?
Учитель: - Что нового вы для себя узнали? Чему научились? Что было самым трудным? Что было бы изменить на нашем уроке, чтобы сделать его лучше?
Учитель: Мои ожидания сбылись. Вы ясно формулировали свои точки зрения, уважительно относились к мнению своих одноклассников, работали быстро и организованно.
- Ребята в начале урока вы мне рассказали, с каким настроением вы пришли на занятие. Есть ли ребята, у кого изменилось настроение. Почему?
-Надеюсь, что хорошее настроение будет вас сопровождать всегда. Что вы будете расти добрыми и вежливыми людьми.
Добрым быть совсем не просто.
Доброта не зависит от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит –
Радуются взрослые и дети.
Но чтобы радость людям дарить,
Нужно и добрым, и вежливым быть.
Учитель: Спасибо за урок.