Урок окружающего мира про программе "Планета знаний" "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель:

  • раскрыть перед детьми сущность понятия доброта и вежливость;
  • систематизировать правила вежливого поведения.

Оборудование:

  1. Картинка «Правила поведения за столом» (на пару).
  2. Вежливые слова, написанные на отдельных листочках.
  3. Карточка. Перепутанные правила поведения в общественных местах (на каждого).

Ход урока

I. Психологический настрой детей на урок

Учитель: Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок. Ребята у нас сейчас урок окружающего мира. С каким настроением вы пришли на урок. Игра "Обмен настроением". (Учащиеся описывает их настроение, и объясняют свой выбор.) Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие. Удачи вам и новых открытий!

II. Стартовая часть

Учитель: - Ребята приглашаю вас заглянуть на урок в необычную школу.(Просмотр мультфильма Чертёнок №13 «Шиворот на выворот»)Учитель: - Хотели бы вы учиться в такой школе? Почему?

Учитель: Что не хватает этим чертяткам? Прочитайте тему сегодняшнего урока ( на доске)

«Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».

Учитель: - Как понимаете смысл этого предложения .-Ребята, кто уже что-то знает или слышал по этой теме? Откуда ты об это знаешь? Когда и где тебе приходилось сталкиваться с этим в своей жизни?

Учитель:- Ребята, что вы ожидаете от урока? – Что бы хотели ещё узнать об этом? Учитель записывает на доске ожидания детей

Учитель: Мои ожидания , чтобы Вы ясно формулировали свои точки зрения, уважительно относились к мнению своих одноклассников, работали быстро и организованно.

Сегодня на уроке мы поговорим о вежливости и вспомним правила поведения вежливого человека.

Я приготовила такой план урока (на доске):

1. Что такое доброта и вежливость?

2. Правила вежливого человека:

  • правила общения
  • правила поведения за столом

Работа в парах

  • правила поведения в общественных местах:
  • в театре, в музее…;
  • в транспорте;

3. Подведение итогов.

Учитель: - Вы согласны с планом? Начнём работу.

III. Основная часть

1)Учитель:

Прочтите еще раз тему урока: «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».

Как вы бы объяснили значение этих двух замечательных слов? Добрым и вежливым.

Дети: 3-4 человека

Воспользуемся толковым словарем Ожегова.

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать доброе… Добрый человек– соответственно, несущий доброту своим ближним, отзывчивый человек…

Учитель: - Спасибо. А что вы можете сказать о вежливости? Что такое вежливость?

Дети: 3-4 человека

Вежливый человек – значит соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый.

Вежливость-приличие, доброе поведение и обращение.(словарь В.И.Даль)

Слово вежливый образовалось от древнерусского слова “вежа”, с помощью суффикса “лив”. “Вежа” - знаток (“ведать” - знать). Буквальное значение слова “вежливый” - знающий, как себя вести.

Посмотрим. Что обозначает слово вежливость в словаре по этике.

Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.

Одних слов очень часто бывает мало. Нужны не только добрые слова, но и добрые дела, мимика, жесты, улыбка. Один неправильный жест может полностью изменить смысл произнесённых слов. Особенно высоко ценится в общении улыбка.

2) Учитель: - Вежливый и воспитанный человек соблюдает определённые правила

И первое правило – это правила общения.

А вы знаете правила общения?     

Учитель читает стих:

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
(В. Солоухин)

- Какие же слова рождают тепло души?

Дети (волшебные, вежливые)

Учитель Молодцы! Давайте сыграем в игру «Доскажи словечко», последнее словечко будет вежливым..

Говорить друзьям не лень,

Улыбаясь: «добрый день!

Как похоже слово «царствуй»

На приветливое … «здравствуй».

Друг другу на прощание

Мы все скажем … «до свидания».

Когда виноваты, сказать спешите:

«Прошу Вас, пожалуйста, ….извините»

До чего ж оно красиво,

Слово доброе …«спасибо».

Учитель:-

Историческая справка о слове спасибо.

“Слово “спасибо” известно в русском языке с ХVI века. Оно произошло от слов “спаси бог”. Теперь “спасибо” - новое слово.

В конце второго слова исчезла буква “Г”, и из двух слов образовалось слово “СПАСИБО”, которое обозначает следующий смысл: “Я вас благодарю и желаю вам всех благ”.

- Но мы с вами не все слова назвали. Слова спрятались в нашем классе давайте их найдём. (слова развешаны по всему классу)

Учитель: - Я рада, что вы знаете вежливые слова.

-Сколько сегодня раз вы поздоровались?

-Кто сегодня говорил кому-нибудь слова извинения?

-Кто сегодня благодарил кого-нибудь?

2) Учитель: - Следующее правило вежливого человека это правила поведение за столом?

Учитель:- Сейчас вы будете работать в парах. Вы до урока сели с тем учеником, с кем бы вы хотели работать на уроке.

У вас на столе лежит картинка, с изображением ребята. Вы попробуйте найти ошибки, которые допустили ребята. Запишите правила поведения за столом в белые прямоугольники на картинке. Вы работаете 2 минуты. Заканчиваем работу по звонку колокольчика.

Проверка работы. Выберите, кто от вашей пары будет отвечать.

Учитель: Молодцы! Почему важно знать правила поведения за столом?

Физ. минутка.

Мы молодцы и достойны награды. Давайте отдохнем и потанцуем. (песенка «Воспи-пи-тание» )

Как вы думаете, почему мы танцевали под эту песню?

Дети: песенка про воспитание.

3) Мы с вами часто ездим на автобусе в театры и в музеи. А знаете ли вы правила поведения в общественных местах.

Учитель: - Выполните следующее задание. Правила поведения в транспорте перепутались с правилами поведения в театре и в музее. Разделите их на две группы. Работаете 2 минуты. Заканчиваете по звонку колокольчика.

Проверка. Дети показывают жестами (согласны или нет.)

Учитель: А какие ещё правила поведения вы знаете?

Учитель:- О них мы поговорим на следующих уроках.

IV. Финишная часть.

Учитель: - Наш урок подходит к концу.

Давайте проверим, сбылись ли наши ожидания. (спросить тех детей, чьи ожидания были записаны на доске).

Учитель: - Ребята, что вам запомнилось больше всего на уроке? Что вас порадовало на уроке? Что вас расстроило? Почему?

Учитель: - Что нового вы для себя узнали? Чему научились? Что было самым трудным? Что было бы изменить на нашем уроке, чтобы сделать его лучше?

Учитель: Мои ожидания сбылись. Вы ясно формулировали свои точки зрения, уважительно относились к мнению своих одноклассников, работали быстро и организованно.

- Ребята в начале урока вы мне рассказали, с каким настроением вы пришли на занятие. Есть ли ребята, у кого изменилось настроение. Почему?

-Надеюсь, что хорошее настроение будет вас сопровождать всегда. Что вы будете расти добрыми и вежливыми людьми.

Добрым быть совсем не просто.
Доброта не зависит от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит –
Радуются взрослые и дети.
Но чтобы радость людям дарить,
Нужно и добрым, и вежливым быть.
Учитель: Спасибо за урок.