Цели:
- Отработать навык правописания заглавной буквы в именах собственных; повторить изученные орфограммы.
- Развивать навык самостоятельной работы, умение рассуждать, анализировать, сравнивать.
- Воспитывать умение работать индивидуально и коллективно, внимательно слушать учителя и учащихся, аккуратность и трудолюбие.
Ход урока
1. Организационный момент
(Приложение 1, слайд 1)
Учитель:
Встаньте ровно и красиво,
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
(Представление гостей.)
Пора за дело браться
Придется постараться,
Чтобы грамотными стать,
Надо много правил знать.
2. Актуализация опорных знаний
Минутка чистописания.
Давайте повторим написание заглавных букв.
Л Л Л О О О
3. Словарная работа (интерактивная доска)
Рос Моск те во О си я ва чест
Соедините слоги так, чтобы получились слова. Что общего у этих слов?
Россия, Москва, Отечество
(2 слайд)
4. Сообщение темы и цели урока
Давайте прочитаем тему урока. Кто может сказать, что сегодня на уроке мы будем повторять? Обратите внимание на листочки, которые лежат у вас на столах, и скажите, можете ли вы сразу, в начале урока, заполнить пустые кружочки? (нет) (3 слайд )
Конечно, нет, но к концу урока мы должны будем сделать это, чтобы запомнить, какие существительные относятся к именам собственным. А зачем нам нужно это знать?
Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте еще раз тему урока.
(Чтобы писать эти слова с большой буквы.)
Кроме этого мы еще повторим другие изученные орфограммы.
Составление кластера
5. Повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме урока
1. Я приглашаю вас совершить путешествие на корабле в удивительную страну Имен собственных (4 слайд).
И в этом нам поможет карта, по которой мы будем ориентироваться. (5 слайд).
Игрим
ИСОШ №2 остров Загадочный Встреча с
дельфинами
Цветочный остров Необитаемый остров
Путешествие начинается, и мы отправляемся в путь. (5 слайд)
Наша первая остановка – на острове Загадочный (6 слайд)
Здесь живут необычные животные, о которых мы узнаем сейчас в стихотворении
2. Большая буква в кличках животных (7 слайд )
Жили-были дед да баба
С маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою называли Жучкой.
А Хохлаткою они звали жеребенка.
А еще была у них курица Буренка.
А еще у них была собачка Мурка.
А еще – два козла:
Сивка да Бурка!
Ребята, что за необычные животные жили у стариков?
Правильно ли даны клички животным?
Соедините и запишите кого, как надо звать? (интерактивная доска)
3. Самостоятельная работа
Соедините и запишите кого, как надо звать? (интерактивная доска)
Как напишете названия животных?
А клички животных?
Подчеркните заглавную букву в кличках животных. Обменяйтесь тетрадями,
проверьте, правильно ли вы написали.
Вывод: Клички животных пишутся с заглавной буквы.
Физкультминутка
(8 слайд)
7. Большая буква в именах сказочных героев.
Ребята, посмотрите, что это за животные?
Что вы знаете о дельфинах?
Дельфины предлагают с ними поиграть, но прежде хотели бы услышать, знаете ли вы
правила работы на уроке?
Правила учащихся на уроке (слайд 9 )
Правила работы:
– Уважай своего товарища
– Умей каждого выслушать
– Не согласен – предлагай
Викторина.
Я читаю отрывки из знакомых вам сказок, а вы, ребята, отгадываете, кто это?
– В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, всего один дюйм. Ее так и прозвали … (Дюймовочка).
– Девочка, беленькая, как снежок и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня … (Снегурочка).
– Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых в сказке К.И.Чуковского? (Айболит).
– Как зовут малышей – коротышек из романа – сказки «Приключения Незнайки и его друзей?» (Незнайка, Знайка и т.д.)
– Почему авторы назвали так своих героев?
– Составьте предложение об одном из сказочных героев.
– Что общего во всех этих предложениях (имя героя)
– Как вы будете их писать?
Вывод: Имена сказочных героев пишутся с заглавной буквы.
А теперь давайте запишем мое предложение и поработаем с ним.
Маленькая Снегурочка боялась солнца.
(Найти грам. основу, подчеркнуть опасные места)
8. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей (10 слайд)
Выход пирата.
Ха-ха-ха! Вы все попали на необитаемый остров и находитесь у меня в плену. Почему вас так много? Кто такие будете? (Подходит к ученику и бросает ему мяч.)
Игра «Не ошибись» (Ученик должен сказать свое имя, отчество, фамилию).
П. Ну ничего себе! Знают свои имена, отчества, да еще фамилии!
У. Дорогой пират! Мы и так много потеряли времени, отпусти нас. Мы
выполним любое твое задание.
9. Дифференцированная работа
П. Хорошо. Сейчас я проверю, как вы умеете дружно работать. (11 слайд)
Запишите самостоятельно слова
Запиши полное имя: Образуй отчество от имени: Коля –
Лена –
Люда –Борис –
Иван –
Олег –
Проверка задания (самооценка) (12 слайд)
Используя данные слова, скажите, как будут называть этих людей, когда они
станут взрослыми?
Как будем писать эти слова? Почему?
Вывод: Имена, фамилии, отчества пишутся с заглавной буквы.
П. Молодцы! Я отпускаю вас. Продолжайте путешествовать.
Физкультминутка.
10. Заглавная буква в названиях городов, поселков, рек, морей и т.д.
Ребята, наше путешествие продолжается под звездным небом.
(13 слайд)
На что похожи звездочки? (Букетики цветов)
Значит, мы на верном пути. Звезды и лунная дорожка указывают нам путь к острову цветов.
(14 слайд)
Хотели бы вы попасть на этот остров? Почему? (Посмотрите, сколько много солнца, ярких красок, разных цветов)
– А кто из вас может сказать, почему в названии острова слово Цветочный пишется с большой буквы? (Имя собственное)
На этом острове, конечно, замечательно, но я боюсь, что нас потеряют мамы и папы, и поэтому мы должны вернуться на Родину.
наша Родина – поселок Игрим. (15 слайд)
Я предлагаю вам составить рассказ о нашей жизни в родном поселке.
11. Работа с учебником (Школа 2100, Бунеевы, 2 класс, стр.99, упр.160)
Перед вами неполный текст (16 слайд)
В нем пропущены имена собственные.
Подумайте и составьте рассказ, вставив подходящие имена собственные.
У леса стоит поселок _______. Рядом речка ______.
Друзья _______ и ________ пошли на рыбалку. Они взяли удочки и ведерко. За ними весело бежит собака ________.
Вывод: Как вы напишете слова, которые вставили в этот текст? Почему?
Давайте на минутку вернемся к словам из словаря, с которыми мы работали в начале
урока.
Какое слово вы бы добавили в этот ряд? (Игрим.)
12. Домашнее задание.
Запишите рассказ в тетрадь. Подчеркните знакомые вам орфограммы.
Наше путешествие подошло к концу.
13. Итог урока (17 слайд)
Давайте подведем итог нашей работы, заполним пустые кружочки в таблице,
которая называется «Имена собственные».
Составление кластера (слайд 18) (19 слайд)
Запомните, ребята: (20 слайд)
Имена собственные пиши с заглавной буквы.
(Стихи детей о заглавных буквах.)
Буква обычная выросла вдруг
Выросла выше всех букв-подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
2. Рефлексия
Я хочу узнать, с каким настроением вы заканчиваете урок?
Кому из вас на уроке: (21 слайд)
– было все понятно
– было трудно
– было интересно