Заглавная буква в именах собственных. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • Отработать навык правописания заглавной буквы в именах собственных; повторить изученные орфограммы.
  • Развивать навык самостоятельной работы, умение рассуждать, анализировать, сравнивать.
  • Воспитывать умение работать индивидуально и коллективно, внимательно слушать учителя и учащихся, аккуратность и трудолюбие.

Ход урока

1. Организационный момент

(Приложение 1, слайд 1)

Учитель:

Встаньте ровно и красиво,
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.

(Представление гостей.)

Пора за дело браться
Придется постараться,
Чтобы грамотными стать,
Надо много правил знать.

2. Актуализация опорных знаний

Минутка чистописания.

Давайте повторим написание заглавных букв.

Л Л Л О О О

3. Словарная работа (интерактивная доска)

Рос Моск те во  
О си я ва чест

Соедините слоги так, чтобы получились слова. Что общего у этих слов?

Россия, Москва, Отечество

(2 слайд)

4. Сообщение темы и цели урока

Давайте прочитаем тему урока. Кто может сказать, что сегодня на уроке мы будем повторять? Обратите внимание на листочки, которые лежат у вас на столах, и скажите, можете ли вы сразу, в начале урока, заполнить пустые кружочки? (нет) (3 слайд )

Конечно, нет, но к концу урока мы должны будем сделать это, чтобы запомнить, какие существительные относятся к именам собственным. А зачем нам нужно это знать?

Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте еще раз тему урока.

(Чтобы писать эти слова с большой буквы.)

Кроме этого мы еще повторим другие изученные орфограммы.

Составление кластера

5. Повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме урока

1. Я приглашаю вас совершить путешествие на корабле в удивительную страну Имен собственных (4 слайд).

И в этом нам поможет карта, по которой мы будем ориентироваться. (5 слайд).

Игрим
ИСОШ №2    остров Загадочный    Встреча с дельфинами
                        Цветочный остров    Необитаемый остров

Путешествие начинается, и мы отправляемся в путь. (5 слайд)

Наша первая остановка – на острове Загадочный (6 слайд)

Здесь живут необычные животные, о которых мы узнаем сейчас в стихотворении

2. Большая буква в кличках животных (7 слайд )

Жили-были дед да баба
С маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою называли Жучкой.
А Хохлаткою они звали жеребенка.
А еще была у них курица Буренка.
А еще у них была собачка Мурка.
А еще – два козла:
Сивка да Бурка!

Ребята, что за необычные животные жили у стариков?
Правильно ли даны клички животным?
Соедините и запишите кого, как надо звать? (интерактивная доска)

3. Самостоятельная работа

Соедините и запишите кого, как надо звать? (интерактивная доска)

Как напишете названия животных?
А клички животных?
Подчеркните заглавную букву в кличках животных. Обменяйтесь тетрадями, проверьте, правильно ли вы написали.

Вывод: Клички животных пишутся с заглавной буквы.

Физкультминутка

(8 слайд)

7. Большая буква в именах сказочных героев.

Ребята, посмотрите, что это за животные?
Что вы знаете о дельфинах?
Дельфины предлагают с ними поиграть, но прежде хотели бы услышать, знаете ли вы правила работы на уроке?

Правила учащихся на уроке (слайд 9 )

Правила работы:

– Уважай своего товарища
– Умей каждого выслушать
– Не согласен – предлагай

Викторина.

Я читаю отрывки из знакомых вам сказок, а вы, ребята, отгадываете, кто это?

– В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, всего один дюйм. Ее так и прозвали … (Дюймовочка).

– Девочка, беленькая, как снежок и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня … (Снегурочка).

– Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых в сказке К.И.Чуковского? (Айболит).

– Как зовут малышей – коротышек из романа – сказки «Приключения Незнайки и его друзей?» (Незнайка, Знайка и т.д.)

– Почему авторы назвали так своих героев?

– Составьте предложение об одном из сказочных героев.

– Что общего во всех этих предложениях (имя героя)

– Как вы будете их писать?

Вывод: Имена сказочных героев пишутся с заглавной буквы.

А теперь давайте запишем мое предложение и поработаем с ним.

Маленькая Снегурочка боялась солнца.

(Найти грам. основу, подчеркнуть опасные места)

8. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей (10 слайд)

Выход пирата.

Ха-ха-ха! Вы все попали на необитаемый остров и находитесь у меня в плену. Почему вас так много? Кто такие будете? (Подходит к ученику и бросает ему мяч.)

Игра «Не ошибись» (Ученик должен сказать свое имя, отчество, фамилию).

П. Ну ничего себе! Знают свои имена, отчества, да еще фамилии!
У. Дорогой пират! Мы и так много потеряли времени, отпусти нас. Мы выполним любое твое задание.

9. Дифференцированная работа

П. Хорошо. Сейчас я проверю, как вы умеете дружно работать. (11 слайд)

Запишите самостоятельно слова

Запиши полное имя: Образуй отчество от имени:

Коля –
Лена –
Люда –

Борис –
Иван –
Олег –

Проверка задания (самооценка) (12 слайд)

Используя данные слова, скажите, как будут называть этих людей, когда они станут взрослыми?
Как будем писать эти слова? Почему?

Вывод: Имена, фамилии, отчества пишутся с заглавной буквы.

П. Молодцы! Я отпускаю вас. Продолжайте путешествовать.

Физкультминутка.

10. Заглавная буква в названиях городов, поселков, рек, морей и т.д.

Ребята, наше путешествие продолжается под звездным небом.

(13 слайд)

На что похожи звездочки? (Букетики цветов)

Значит, мы на верном пути. Звезды и лунная дорожка указывают нам путь к острову цветов.

(14 слайд)

Хотели бы вы попасть на этот остров? Почему? (Посмотрите, сколько много солнца, ярких красок, разных цветов)

– А кто из вас может сказать, почему в названии острова слово Цветочный пишется с большой буквы? (Имя собственное)

На этом острове, конечно, замечательно, но я боюсь, что нас потеряют мамы и папы, и поэтому мы должны вернуться на Родину.

наша Родина – поселок Игрим. (15 слайд)

Я предлагаю вам составить рассказ о нашей жизни в родном поселке.

11. Работа с учебником (Школа 2100, Бунеевы, 2 класс, стр.99, упр.160)

Перед вами неполный текст (16 слайд)

В нем пропущены имена собственные.

Подумайте и составьте рассказ, вставив подходящие имена собственные.

У леса стоит поселок _______. Рядом речка ______.
Друзья _______ и ________ пошли на рыбалку. Они взяли удочки и ведерко. За ними весело бежит собака ________.

Вывод: Как вы напишете слова, которые вставили в этот текст? Почему?
Давайте на минутку вернемся к словам из словаря, с которыми мы работали в начале урока.
Какое слово вы бы добавили в этот ряд? (Игрим.)

12. Домашнее задание.

Запишите рассказ в тетрадь. Подчеркните знакомые вам орфограммы.
Наше путешествие подошло к концу.

13. Итог урока (17 слайд)

Давайте подведем итог нашей работы, заполним пустые кружочки в таблице, которая называется «Имена собственные».
Составление кластера (слайд 18) (19 слайд)

Запомните, ребята: (20 слайд)

Имена собственные пиши с заглавной буквы.

(Стихи детей о заглавных буквах.)

Буква обычная выросла вдруг
Выросла выше всех букв-подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.

Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!

2. Рефлексия

Я хочу узнать, с каким настроением вы заканчиваете урок?

Кому из вас на уроке: (21 слайд)

– было все понятно
– было трудно
– было интересно