Проект "Значение музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

Разделы: Работа с дошкольниками


Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, – спроси, что ты можешь сделать для своей родины.
Джон Кеннеди

Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственно – патриотического воспитания детей. (Приложение 1, см. Слайд 1)

Родина, отечество…

В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история…. (Слайд 2)

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, красоте, истине. (Слайд 3)

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

Воспитание чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.

Преимущества патриотизма

  • Патриотизм даёт радость – от осознания достоинств и успехов своей страны.
  • Патриотизм даёт ответственность – за семью, народ и Родину.
  • Патриотизм даёт уверенность – за счет чувства сопричастности к судьбе страны.
  • Патриотизм придаёт силы – от осознания того, что за спиной человека незримо стоят сотни поколений его предков.
  • Патриотизм даёт свободу – действовать во благо своей стране.
  • Патриотизм даёт уважение – к истории, традициям и культуре страны.

Цель проекта: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

Задачи

  • Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду.
  • Развивать познавательные, художественные и творческие способности детей через ознакомление с музыкальными произведениями.
  • Побуждать детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через речь, творческое движение. Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
  • Воспитывать потребность в познавательной активности через восприятие произведений искусства.
  • Закреплять знания детей о Великой Отечественной войне и героизме русского народа через художественную литературу, музыку, живопись.
  • Воспитывать любовь и уважение к ветеранам войны, вызывать желание быть похожими на них.

Гипотеза: Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим, тематических, музыкальных, физкультурных, на занятиях по изо. Наличие таких занятий является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слаборазвитым.

Формы работы

  • Целевые прогулки, экскурсии
  • Театрализованная деятельность
  • Подготовка и проведение патриотических праздников
  • Образовательная деятельность
  • Тематические занятия на патриотическую тему
  • Выставки
  • Создание проектов
  • Оформление развивающей среды

Средства патриотического воспитания

  • Целевые прогулки, экскурсии
  • Театрализованная деятельность
  • Подготовка и проведение патриотических праздников
  • Образовательная деятельность
  • Тематические занятия на патриотическую тему
  • Выставки
  • Создание проектов
  • Оформление развивающей среды
«Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования».
Аристотель

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений

В процессе занятий у детей формируется чувство патриотизма через приобщение к песням периода Великой Отечественной войны, танцам, играм, стихотворениям

Происходит развитие познавательного интереса детей к русской истории через закрепление знаний о героях Российской армии в литературных, художественных и музыкальных произведениях, в памятниках архитектуры, посвящённых военной истории и памяти защитников Отечества

Суть нравственно-патриотического воспитания детей состоит в том, чтобы посеять и возрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, и истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы.

Важный аспект в нравственно-патриотическом воспитании знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время.

Родное село… его традиции, достопримечательности, история. (Слайд 4)

Каждый педагог на своих занятиях «проносит» тему патриотизма. На занятиях по развитию речи дети знакомятся с традициями и культурой нашего народа. С удовольствием участвуют в народных праздниках «Осинины», «Праздник села» и др. На занятиях по физической культуре знакомятся с играми различных народов, участвуют в музыкально-спортивных развлечениях: «День защитника», «Честный поединок», игра «Зарница». На занятиях по ознакомлению с окружающим знакомятся с символикой страны, родного края, народов проживающих на нашей территории.

Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребёнка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.

Использование музыкальных произведений на занятиях и в повседневной жизни детей, несёт с собой более целостное восприятие мира.

Педагоги раскрывают перед детьми их красоту, стараются сделать эти произведения знакомыми и любимыми.

Образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны. Интонационные достоинства песен позволяют детям исполнять их как в младшем возрасте, так и в старшем.

Разнообразие народных мелодий обогащает музыкально– ритмические движения детей и придаёт им определённую окраску.

Все мелодии и песни, используемые в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Дети начинают понимать разный характер используемого материала: мелодичные, спокойные песни о природе; задушевные о маме; глубокие, трагичные о войне; гордые, торжественные о победе, армии; весёлые, задорные – о детстве…

Сила воздействия на ребёнка музыкальных произведений возрастёт, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр. (Слайд 5)

Праздники

– это неотъемлемая часть нашей Духовной Культуры, и всей жизни. (Слайд 6)

Праздничный утренник включает в себя целый комплекс различных видов народного художественного творчества. Сюда входят песни, танцы, художественное слово, театрализация, игры. Ребенок дошкольного возраста очень восприимчив ко всему, что дается в яркой увлекательной форме, а потому праздничные утренники являются сильнейшим воспитательным средством приобщения детей к народному художественному творчеству. Готовя материал к тому или иному празднику, дети с родителями и педагогами готовят костюмы для выступления, разучивают стихи, песни, танцы. Но никогда не знают ход всего праздника. Это и является интригой, которую хотят скорее увидеть и дети и гости.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитник Отечества». ( Слайд 7)

Это день воинской славы. Мы чтим славные традиции нашей армии: беззаветную преданность Родине, постоянную готовность защищать её до последнего дыхания, верность военной присяге и Боевому Знамени! ( Слайд 8)

Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Они не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребёнка. (Слайд 9)

«Праздники с мамой»

Нравственное воспитание ребёнка – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. (Слайд 10)

Для многих людей это слово «мама» – самое прекрасное слово на земле.

Все дети любят своих мам.

С большой любовью ребята делают для мам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. (Слайд 11)

Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.

Нет ни одной песни про маму, где бы не звучала ласковая, нежная, добрая мелодия, передающая нежность и любовь к единственной на свете мамочке…

Говоря о защитниках Родины, нельзя оставлять без внимания тему: Великой Победы!

В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями и музыкой тех времён… Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятнику солдата в нашем селе.

На тематические концерты, посвящённые «Дню Победы», а также мюзикл: «Не перевелись богатыри на земле русской» наши воспитанники неоднократно приглашали ветеранов войны и тыла. (Слайды 12–17) Выступления детей, всегда трогают до глубины души людей переживших страшные годы войны.

Встреча с ветеранами надолго осталась в памяти ребят и явилась важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.

Выставки

Работы представленные на выставках – это выплеск идей, творчества и безграничной фантазии детей и взрослых. За учебный год в нашем ДОУ проходит не менее 5 выставок: это поделки из овощей и бросового материала. Родители наших воспитанников с удовольствием принимали участие в изготовлении кормушек для птиц, придумывали необычные ёлочки к Новому году, музыкальные инструменты, самописные книги и мн. др.

Создание проектов

В методическом кабинете нашего ДОУ имеется неоценимая по своей значимости коллекция различных проектов: «Моё село – Боровиха», «Дети и природа», «Природа нашего села», «Семья», «Музыка для нас» и мн. др.

Так в рамках проекта «Моё село – Боровиха» родители придумывали герб семьи, герб села. В этих работах было видно отражение культурных традиций людей живущих в селе, семейные традиции. (Слайд 18) В данном случае – герб, помогает ребёнку осознать себя членом общества, формирует собственную значимость и чувство гордости за свою семью и своё село.

Для удобного и полноценного проведения занятий, в методическом кабинете имеются информационные журналы: «Планета детства». (Слайд 19) Эти журналы – отражение проектной деятельности в ДОУ. Каждый номер насыщен информацией, иллюстрациями, имеется подборка стихов и песен по теме. В них представлен материал для детей и взрослых в доступной, увлекательной форме. В каждом номере имеются рисунки детей, в которых они отражают своё восприятие мира. Каждый номер выпускается с названием темы: « 23 февраля – красный день календаря», « Память жива –о войне», « Чем пахнут ремёсла», « В солнечном царстве – космическом государстве», «Ходит осень по дорожке» , «Музыка для нас» и мн.др. В военно-патриотические выпуски включены исторические факты, поэтические странички, иллюстрации . Темы, которые освещаются в каждом выпуске – раскрыты.

Результативность

  • В результате проведённой работы у детей сформировались следующие ценностные ориентиры:
  • Патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа .
  • Семья, хранящая и прививающая детям русскую духовную культуру.
  • Потребность у дошкольников слушать музыку военного и послевоенного времени, исполнять песни, танцы.
  • Бережное отношение к природе родных мест.
  • Любовь к своей малой Родине, как к источнику патриотического начала.
  • Участие в праздниках героико-патриотической тематики.
  • Потребность в тесном контакте с родителями, как на праздниках, так и в повседневной жизни.
  • Гордость за малую Родину, любовь к родному краю, уважение русского народа.
  • Культура общения через музыкальное, поэтическое, театральное и изобразительное искусство.
  • Уважение к ветеранам войны, гордость за защитников Отечества.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Безусловно, работа над этим проектом интересна, многогранна и очень важна.

Поэтому её обязательно нужно продолжать, поскольку считаю, что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспринимать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой! (Слайд 20)

Используемая литература:

  1. Журналы: «Музыкальный руководитель», « Старший воспитатель» 2010г.
  2. Серия: «Библиотека воспитателя» Праздники в детском саду: «Великой Победе Посвящается».

Сайты интернета:

  1. urok.1sept.ru/articles/508942/ материалы музыкального руководителя Смирновой С.Б.
  2. www.portal-slovo.ru/art/36432.php Методические рекомендации Маханёвой М.Д.
    det-sad50.ru/.../duxovno-patrioticheskoe-vospitanie-v-doshkolnom– ...