Число 10. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели.

  • Образовательные:
    • создать условия и осмысление блока новой информации средствами традиционной технологии;
    • дать первичное представление о числе 10;
    • продолжить работу над умением решать задачи (по опорным схемам), сложению и вычитанию по числовому отрезку, выполнять работу над сравнением чисел и выражений;
    • закреплять умение выполнять вычисления по алгоритмам;
    • закреплять умение видеть и выделять компоненты действий.
  • Воспитательные:
    • создать условия для формирования чувства ответственности за результат своего труда;
    • формирование трудолюбия, самодисциплины, настойчивости;
    • прививать  навыки культуры поведения, общения.
  • Развивающие:
    • развивать математическую речь в ходе комментариев, объяснения, при чтении выражений;
    • развивать распределения внимания при выполнении заданий (слушать, вычислять, комментировать).

Оборудование:

  • иллюстрации животных: воробей, лев, лиса, морж, слон, журавль, носорог, кенгуру, медведь, крокодил;
  • кружки красного и синего цвета (по 10 штук), большой треугольник на каждой парте;
  • учебник «Математика» 1 класс 3 часть (автор Петерсон Л.Г.)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Математика пришла,
Занимай свои места!
Математика сложна,
Но скажу с почтеньем:
Математика нужна
Всем без исключенья.

– Чем мы занимаемся на уроках математики?
– Скажите мне, ребята, вы любите путешествовать?

II. Актуализация знаний

– И сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие. Куда? Попробуйте догадаться.

Загадка:

Спят пятнистые жирафы,
И сосут медведи лапу.
Ходят важные цесарки,
Где же дети?.. (В зоопарке)

(Цесарка – птица  из семейства цесарковых, одомашненная человеком, живет в Восточной Африке).

– А поможет нам в этом путешествии… Догадайтесь!

Загадка:

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков,
Зимовать не улетаю
Под карнизом обитаю.
Прыг-скок! Не робей!
Я бывалый… (воробей)

– Вот однажды воробей залетел в зоопарк на обед. Послушайте и постарайтесь запомнить, у кого обедал воробей. Посчитайте этих зверей, а чтобы не сбиться со счета, каждый раз кладите на стол по одному кружочку.

– Где обедал, воробей?
– В зоопарке у зверей.
Пообедал я, сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.

– Каких животных в зоопарке посетил воробей?
– Сколько их было? Давайте отметим маршрут воробья на числовом отрезке. Внизу под цифрами числового отрезка я буду располагать картинки.
– Сколько всего животных? (9)
– А самого воробья посчитали? Каким по счету стал воробей? (10)

III. Изучение нового материала

 Работа с числовым отрезком
– Где расположить на числовом отрезке число 10?
– Сосчитайте от 1 до 10 и от 10 до 1.
– Какое число следует в натуральном ряду чисел за числом 9?
– На сколько 9 < 10? На сколько 10 > 9?
– Какое число левее 10 на 3? (7) На сколько 7 < 10? (На 3)
– Какое число надо увеличить на 4, чтобы получить 10? (6)
– Сколько единиц  дополняет число 8 до 10? (2)
– Сколько надо прибавить к 5, чтобы получить 10? (5)

Работа  над составом числа 10

 Подберите слагаемые в сумме:

9 +  * = 10
8 + * = 10
7 + * = 10
6 + * = 10
5 + * = 10

– Как вы думаете, какое равенство «лишнее»? Почему? (5 + 5 = 10, в нем оба слагаемых одинаковые)
– На какие еще числа можно разбить число 10?
– Какое свойство сложения мы использовали? (Переместительное)

Физкультминутка

Групповая работа (в парах)

У каждого ребенка большой треугольник и 10 кружков красного и 10 кружков синего цвета. Каждый ребенок должен выложить кружки на треугольник и объяснить, какой вариант разбиения числа 10 у него получится. Цепочка: 3 + 2 – 1 + 4 – 5 + 0 + 3 + 4 (10)

– Как вы считаете, какое число у нас сегодня на уроке  главное? Почему?

Работа в тетради-учебнике (С. 38-39)

– А как записать число 10? Чем отличается число 10 от других чисел, с которыми мы уже познакомились? (Число 10 обозначается двумя знаками: 1 и 0)
– Это первое, самое маленькое двузначное число.
– У С.Я.Маршака есть такое стихотворение:

Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Если слева рядом с ним
Единицу поместим,
Он побольше станет весить,
Потому что это – десять!

– Открываем учебник на стр. 38-39.
– Давайте найдем на странице, как записывается это двузначное число, сколько клеток для этого потребуется? (Дети прописывают)
– А чего у нас 10? (Пальцы, яйца)
– А вам интересно было бы узнать, какие еще задания нам встретятся?

IV. Применение полученных знаний

№1.

– Внимательно посмотрите на рисунок. На какие части разбиты фигуры на рисунке с учетом заданного выражения? И определяем признак разбиения.
– Сколько всего геометрических фигур? (10)
– Итак, 10 это: 3 и 7 (форма), 2 и 8 (размер), 5 и 5 (цвет).

№2. Волшебные ниточки.

– Продолжаем работать над составом числа 10. Составляем выражения  по рисунку.

№3. Волшебный домик.

– Как вы думаете, какое надо выполнить задание? (Вставляем пропущенные числа в домик)
– И составляем все возможные равенства с числами 4,6,10.

Физкультминутка

Самостоятельная работа в учебнике

№4.

– Сравниваем числа и выражения. Взаимопроверка.
– У кого нет ошибок? (Молодцы) У кого одна ошибка? (Быть внимательными) У кого больше ошибок? (Есть над чем поработать)

№5. Решение уравнений

– Решаем уравнения пользуясь алгоритмом читаем, выделяем части и целое.

№6. Решение задач.

– Решение задач по опорным схемам.

V. Итог урока

Вам понравилось путешествие в зоопарк?
– Чем заинтересовал вас урок?
– Что нового узнали, чему научились?
– С каким числом работали?
– Какие задания особенно понравилось выполнять?
– Какие трудности встретились?
– Как оцениваете свою работу?
– Молодцы! Всем спасибо за урок.