Цели.
- Образовательные:
- создать условия и осмысление блока новой информации средствами традиционной технологии;
- дать первичное представление о числе 10;
- продолжить работу над умением решать задачи (по опорным схемам), сложению и вычитанию по числовому отрезку, выполнять работу над сравнением чисел и выражений;
- закреплять умение выполнять вычисления по алгоритмам;
- закреплять умение видеть и выделять компоненты действий.
- Воспитательные:
- создать условия для формирования чувства ответственности за результат своего труда;
- формирование трудолюбия, самодисциплины, настойчивости;
- прививать навыки культуры поведения, общения.
- Развивающие:
- развивать математическую речь в ходе комментариев, объяснения, при чтении выражений;
- развивать распределения внимания при выполнении заданий (слушать, вычислять, комментировать).
Оборудование:
- иллюстрации животных: воробей, лев, лиса, морж, слон, журавль, носорог, кенгуру, медведь, крокодил;
- кружки красного и синего цвета (по 10 штук), большой треугольник на каждой парте;
- учебник «Математика» 1 класс 3 часть (автор Петерсон Л.Г.)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Математика пришла,
Занимай свои места!
Математика сложна,
Но скажу с почтеньем:
Математика нужна
Всем без исключенья.
– Чем мы занимаемся на уроках математики?
– Скажите мне, ребята, вы любите путешествовать?
II. Актуализация знаний
– И сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие. Куда? Попробуйте догадаться.
Загадка:
Спят пятнистые жирафы,
И сосут медведи лапу.
Ходят важные цесарки,
Где же дети?.. (В зоопарке)
(Цесарка – птица из семейства цесарковых, одомашненная человеком, живет в Восточной Африке).
– А поможет нам в этом путешествии… Догадайтесь!
Загадка:
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков,
Зимовать не улетаю
Под карнизом обитаю.
Прыг-скок! Не робей!
Я бывалый… (воробей)
– Вот однажды воробей залетел в зоопарк на обед. Послушайте и постарайтесь запомнить, у кого обедал воробей. Посчитайте этих зверей, а чтобы не сбиться со счета, каждый раз кладите на стол по одному кружочку.
– Где обедал, воробей?
– В зоопарке у зверей.
Пообедал я, сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
– Каких животных в зоопарке посетил воробей?
– Сколько их было? Давайте отметим маршрут
воробья на числовом отрезке. Внизу под цифрами
числового отрезка я буду располагать картинки.
– Сколько всего животных? (9)
– А самого воробья посчитали? Каким по счету стал
воробей? (10)
III. Изучение нового материала
Работа с числовым отрезком
– Где расположить на числовом отрезке число 10?
– Сосчитайте от 1 до 10 и от 10 до 1.
– Какое число следует в натуральном ряду чисел
за числом 9?
– На сколько 9 < 10? На сколько 10 > 9?
– Какое число левее 10 на 3? (7) На сколько 7 <
10? (На 3)
– Какое число надо увеличить на 4, чтобы получить
10? (6)
– Сколько единиц дополняет число 8 до 10? (2)
– Сколько надо прибавить к 5, чтобы получить 10? (5)
Работа над составом числа 10
Подберите слагаемые в сумме:
9 + * = 10
8 + * = 10
7 + * = 10
6 + * = 10
5 + * = 10
– Как вы думаете, какое равенство «лишнее»?
Почему? (5 + 5 = 10, в нем оба слагаемых одинаковые)
– На какие еще числа можно разбить число 10?
– Какое свойство сложения мы использовали? (Переместительное)
Физкультминутка
Групповая работа (в парах)
У каждого ребенка большой треугольник и 10 кружков красного и 10 кружков синего цвета. Каждый ребенок должен выложить кружки на треугольник и объяснить, какой вариант разбиения числа 10 у него получится. Цепочка: 3 + 2 – 1 + 4 – 5 + 0 + 3 + 4 (10)
– Как вы считаете, какое число у нас сегодня на уроке главное? Почему?
Работа в тетради-учебнике (С. 38-39)
– А как записать число 10? Чем отличается число 10
от других чисел, с которыми мы уже познакомились? (Число
10 обозначается двумя знаками: 1 и 0)
– Это первое, самое маленькое двузначное число.
– У С.Я.Маршака есть такое стихотворение:
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Если слева рядом с ним
Единицу поместим,
Он побольше станет весить,
Потому что это – десять!
– Открываем учебник на стр. 38-39.
– Давайте найдем на странице, как записывается
это двузначное число, сколько клеток для этого
потребуется? (Дети прописывают)
– А чего у нас 10? (Пальцы, яйца)
– А вам интересно было бы узнать, какие еще
задания нам встретятся?
IV. Применение полученных знаний
№1.
– Внимательно посмотрите на рисунок. На какие
части разбиты фигуры на рисунке с учетом
заданного выражения? И определяем признак
разбиения.
– Сколько всего геометрических фигур? (10)
– Итак, 10 это: 3 и 7 (форма), 2 и 8 (размер), 5 и 5 (цвет).
№2. Волшебные ниточки.
– Продолжаем работать над составом числа 10. Составляем выражения по рисунку.
№3. Волшебный домик.
– Как вы думаете, какое надо выполнить задание? (Вставляем
пропущенные числа в домик)
– И составляем все возможные равенства с числами
4,6,10.
Физкультминутка
Самостоятельная работа в учебнике
№4.
– Сравниваем числа и выражения.
Взаимопроверка.
– У кого нет ошибок? (Молодцы) У кого одна
ошибка? (Быть внимательными) У кого больше
ошибок? (Есть над чем поработать)
№5. Решение уравнений
– Решаем уравнения пользуясь алгоритмом читаем, выделяем части и целое.
№6. Решение задач.
– Решение задач по опорным схемам.
V. Итог урока
– Вам понравилось путешествие в
зоопарк?
– Чем заинтересовал вас урок?
– Что нового узнали, чему научились?
– С каким числом работали?
– Какие задания особенно понравилось выполнять?
– Какие трудности встретились?
– Как оцениваете свою работу?
– Молодцы! Всем спасибо за урок.