Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Пришла зима"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Обобщение жизненных наблюдений детей об изменениях в окружающей их природе с приходом зимы.
  2. Изучение правил безопасного поведения во время зимних игр.
  3. Воспитание чувства прекрасного.

Ход урока

I. Вводная часть.

- Создаем хорошее настроение.

Улыбнитесь друг другу.

II. Сообщение темы и цели урока.

Послушайте стихотворение Кузбасского поэта Алексея Тарасова. О каком времени года ведет речь автор?

Опять в родном краю зима
От белых туч провисло небо
И вьюга строит терема
Высокие от снега.
Сверкает дальняя гора
Под солнцем серебристо.
И сердце радует с утра
Снегирь веселым свистом.

Сегодня на уроке мы будем говорить о зиме, об изменениях в природе с приходом зимы.

III. Повторение пройденного.

- Вспомним, какие изменения произошли в природе с наступлением осени? (Сильно похолодало, птицы улетели в теплые края, деревья сбросили листву и стоят голые.)

- С какими явлениями в неживой природе это связано? (С похолоданием.)

- Что такое похолодание? (Понижение температуры воздуха.)

- Почему деревья сбрасывают листву? (Нет влаги, под тяжестью снега ветки и сучья сломались бы.)

На предыдущем уроке мы говорили о том, как животные готовятся к зиме. У меня на столе картинки с изображениями животных. Распределим их в две группы:

1 группа: животные, которые лежаться в спячку – к Маше (ежь, медведь, жаба).
2 группа: животные которые бодрствуют всю зиму (лиса, лось, волк) – к Мише.

IV. Работа над новым материалом.

- На доске картины. Сравните их. Это одинаковая местность? (Да.)

- В чем разница? (На одной осень, на другой зима.)

- Как узнали, что это зима? (На земле много снега, замерзла вода в водоемах, небо серо- голубое, белые облака, не видно птиц, насекомых/)

- Какие звуки мы слышим зимой? (Скрип снега.)

- Посмотрим по словарю, что такое снег? (Это твердые осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы – снежинок.)

На доске слова: снег, снежинка.

- Прочитаем как рождается снежинка? (Хрестоматия, с.24.)

- Можно ли поймать снежинку? А рассмотреть? Задание к следующему уроку: попробовать поймать несколько снежинок и рассмотреть.

- Почему же снег под ногами скрепит? Прочитайте текст в Хрестоматии, с. 24. (Это ломаются под твоей тяжестью лучики снежинок-звездочек.)

Динамическая минута.
(Музыкальная физкультурная минутка «Ходьба».)

- Мы отправляемся на зимнюю прогулку. В какие игры вы любите играть зимой? (В снежки, кататься на лыжах, санках, коньках.)

Прежде чем пойти, подберем подходящую одежду (тетрадь, с. 24). Обсудите в парах, как ведут себя дети во время игр и отметьте галочкой одежду и обувь (легкая, но теплая куртка, вязаная шапочка, закрывающая уши, теплая обувь, брюки, варежки).

Во время прогулки нужно помнить правила, чтобы не заболеть (не есть снег и лед, вернувшись, домой сразу переодеться в сухую одежду).

Работа по учебнику с. 33.

- Какие опасности нас могут поджидать, когда мы катаемся на санках, лыжах, коньках?

- Отметим эти опасности в тетради с. 25. (Можно пораниться о палочки впереди идущего лыжника, въехать в прорубь, на проезжую часть дороги, наткнуться на торчащие из снега предметы.)

- А можно ли кататься по льду на реке? Почему? (Лед в начале зимы тонкий.)

- Проведем опыт. В стакане лед с водой. Опустим гирьку. Что произошло? (Лед треснул.)

Вывод: тонкий лед опасен.

Динамическая минутка.

Выставка рисунков, экскурсия в «выставочный зал».

Работа в группах.

Составьте лото-картинку с изображением зимы.

V. Итог урока.

- Какие основные признаки зимы вы знаете?

Дополнительный материал.

- Какие знаете загадки о зиме, снеге, снежинках?