Цель:
- Обобщение жизненных наблюдений детей об изменениях в окружающей их природе с приходом зимы.
- Изучение правил безопасного поведения во время зимних игр.
- Воспитание чувства прекрасного.
Ход урока
I. Вводная часть.
- Создаем хорошее настроение.
Улыбнитесь друг другу.
II. Сообщение темы и цели урока.
Послушайте стихотворение Кузбасского поэта Алексея Тарасова. О каком времени года ведет речь автор?
Опять в родном краю зима
От белых туч провисло небо
И вьюга строит терема
Высокие от снега.
Сверкает дальняя гора
Под солнцем серебристо.
И сердце радует с утра
Снегирь веселым свистом.
Сегодня на уроке мы будем говорить о зиме, об изменениях в природе с приходом зимы.
III. Повторение пройденного.
- Вспомним, какие изменения произошли в природе с наступлением осени? (Сильно похолодало, птицы улетели в теплые края, деревья сбросили листву и стоят голые.)
- С какими явлениями в неживой природе это связано? (С похолоданием.)
- Что такое похолодание? (Понижение температуры воздуха.)
- Почему деревья сбрасывают листву? (Нет влаги, под тяжестью снега ветки и сучья сломались бы.)
На предыдущем уроке мы говорили о том, как животные готовятся к зиме. У меня на столе картинки с изображениями животных. Распределим их в две группы:
1 группа: животные, которые лежаться в спячку – к Маше (ежь, медведь, жаба).
2 группа: животные которые бодрствуют всю зиму (лиса, лось, волк) – к Мише.
IV. Работа над новым материалом.
- На доске картины. Сравните их. Это одинаковая местность? (Да.)
- В чем разница? (На одной осень, на другой зима.)
- Как узнали, что это зима? (На земле много снега, замерзла вода в водоемах, небо серо- голубое, белые облака, не видно птиц, насекомых/)
- Какие звуки мы слышим зимой? (Скрип снега.)
- Посмотрим по словарю, что такое снег? (Это твердые осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы – снежинок.)
На доске слова: снег, снежинка.
- Прочитаем как рождается снежинка? (Хрестоматия, с.24.)
- Можно ли поймать снежинку? А рассмотреть? Задание к следующему уроку: попробовать поймать несколько снежинок и рассмотреть.
- Почему же снег под ногами скрепит? Прочитайте текст в Хрестоматии, с. 24. (Это ломаются под твоей тяжестью лучики снежинок-звездочек.)
Динамическая минута.
(Музыкальная физкультурная минутка «Ходьба».)
- Мы отправляемся на зимнюю прогулку. В какие игры вы любите играть зимой? (В снежки, кататься на лыжах, санках, коньках.)
Прежде чем пойти, подберем подходящую одежду (тетрадь, с. 24). Обсудите в парах, как ведут себя дети во время игр и отметьте галочкой одежду и обувь (легкая, но теплая куртка, вязаная шапочка, закрывающая уши, теплая обувь, брюки, варежки).
Во время прогулки нужно помнить правила, чтобы не заболеть (не есть снег и лед, вернувшись, домой сразу переодеться в сухую одежду).
Работа по учебнику с. 33.
- Какие опасности нас могут поджидать, когда мы катаемся на санках, лыжах, коньках?
- Отметим эти опасности в тетради с. 25. (Можно пораниться о палочки впереди идущего лыжника, въехать в прорубь, на проезжую часть дороги, наткнуться на торчащие из снега предметы.)
- А можно ли кататься по льду на реке? Почему? (Лед в начале зимы тонкий.)
- Проведем опыт. В стакане лед с водой. Опустим гирьку. Что произошло? (Лед треснул.)
Вывод: тонкий лед опасен.
Динамическая минутка.
Выставка рисунков, экскурсия в «выставочный зал».
Работа в группах.
Составьте лото-картинку с изображением зимы.
V. Итог урока.
- Какие основные признаки зимы вы знаете?
Дополнительный материал.
- Какие знаете загадки о зиме, снеге, снежинках?