Цель: знакомство с народной игрушкой – матрёшкой, развитие детского творчества.
Задачи:
- Учить узнавать и называть популярную русскую народную игрушку – матрёшку.
- Обогащение словаря и активизация в речи детей слов: матрёшка, деревянная кукла, круглолицая, румяная, русская народная игрушка, шёлковый платочек.
- В аппликации учить пространственной ориентировке на плоскости листа бумаги: в углу, в середине, рядом.
- Развивать наблюдательность, ручное умение, глазомер.
- Воспитывать художественный вкус, аккуратность при наклеивании форм, терпение при выполнении работы.
Предварительная работа:
- стихи и загадки про матрёшку;
- рассматривание узоров на одежде матрёшек;
- прослушивание песен: «Матрёшка», муз. З.Левиной, сл. З.Петровой,
- «Русская матрёшка», сборник «Хлопайте в ладоши» Ю. Вережников;
- пение «Мы матрёшки, маленькие крошки»;
- дидактическая игра «Найди одинаковых матрёшек»;
- раскраски с изображением матрёшек.
Материал и оборудование к занятию:
- кукла матрёшка;
- готовые формы для аппликации;
- образец платочка для матрёшки;
- клей, клеёнка, салфетка и др.
Ход занятия
Дети стоят в кругу.
- Ребята, у вас у всех есть любимая игрушка. Расскажите, с какой игрушкой вы любите играть?
Ответы детей: «Я люблю играть в кубики», «Я играю с машинкой», «Я люблю играть с куклой Катей».
- У меня тоже есть любимая игрушка. А знаете какая?
Отгадайте загадку:
- Я с таинственной игрушкой
Заигралась допоздна.
Разбираю, собираю…
То их восемь, то одна.
Вся она как маков цвет-
Сарафан на ней надет,
Алый, как цветочек,
И под цвет платочек.
Пуще всех её храню.
Больше всех её люблю.
Маленькую крошку-
Красную… матрёшку.
- Правильно, ребята, это матрёшка.
Выставляю матрёшку, а дети садятся на стульчики.
- Весёлая игрушка, расписная матрёшка издавна была самой любимой игрушкой на Руси.
Раскрываю фигурку матрёшки и выставляю их в ряд.
- Много кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех Матрёшками зовут!
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка!
- Про эту игрушку можно сказать, что она и разъёмная и складная, не разнимается только самая маленькая матрёшка. А большие матрёшки раскрываются на две части, и в ней оказывается ещё одна, и ещё одна, и так до восьми кукол. Фигурка матрёшки вырезается из дерева, затем её расписывают.
- Скажите, во что одета матрёшка?
Ответы детей: матрёшка одета в блузку, сарафан, на голове платочек, она красивая, большая и т.п.
- Одежда у матрёшки яркая, красочная, сарафан цветастый, на голове платочек. А украшена одежда или цветами, или горошинами, или листочками. И такую игрушку делают только у нас в России. Матрёшки – куклы весёлые. Посмотрите, как они нам улыбаются, а ещё они любят танцевать и приглашают вас поплясать.
Физкультурная минутка (звучит отрывок русской плясовой «Камаринская», дети выполняют танцевальные движения за воспитателем).
- Мы матрёшки, мы сестрички,
Мы толстушки, невелички.
Как пойдём плясать и петь,
Вам за нами не успеть!
- Ребята, давайте нашим матрёшкам сделаем подарок: мы для них приготовим платки.
Дети садятся за столы. Показываю готовый образец платка.
- Нравится вам платок? Сейчас и у вас такой получится.
Объясняю последовательность выполнения работы: формы располагаются ритмично в
углах и в середине квадрата-платка. Обращаю внимание, что наклеивать надо
сначала кружки красного цвета в определённом порядке: вверху, внизу, слева,
справа, а затем между ними мы будем наклеивать кружки жёлтого цвета. По ходу
выполнения детьми работы, напоминаю, что наклеивать надо аккуратно, а излишки
клея вытирать салфеткой, а, намазав клеем деталь, положить её клеем вниз на лист
бумаги (платка) и плотно прижать мягкой салфеткой.
После выполнения работы, организовать выставку: рассмотреть с детьми все работы
и полюбоваться ими, отметить, что все постарались порадовать наших матрёшек.
- Ой, ты барышня-матрёшка
Разноцветная одёжка,
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир!