Литературное чтение по теме "А.С. Пушкин "У лукоморья дуб зеленый"". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Тип урока: изучение новой темы, урок-путешествие.

Цель урока: совершить путешествие в Лукоморье.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с биографией и творчеством А.С.Пушкина;
  • Развивать умение выразительного чтения и устную речь учащихся, обогащать их словарный запас;
  • Воспитывать любовь к своей стране, её традициям, к русским сказкам  и развивать творческие способности детей.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент  (слайд 1)

Вступительное слово учителя

– Мы с вами начинаем изучать  раздел «Поэтические страницы» и окажемся в удивительном мире – мире сказок.

– Какие русские поэты писали сказки?

Учащиеся предлагают свои варианты______________________________

– Какие сказки А.С.Пушкина вы читали?

Учащиеся предлагают свои варианты______________________________

– Сегодня мы приоткроем потайную дверь в добрую, сказочную страну Лукоморье и познакомимся с её жителями.
Хочу обратить ваше внимание на то, что у нас Лукоморье – название страны, в которую мы отправимся, значит, имя собственное и пишется с заглавной буквы. У автора это место, такое, как поляна, поэтому «лукоморье» – имя нарицательное и пишется с маленькой буквы.

– Какое путешествие нам предстоит совершить?

Учащиеся озвучивают цель урока. Учитель делает вывод:

Цель нашего урока:совершить путешествие в Лукоморье. (Cлайд 2)

II. Изучение нового материала

1. Знакомство с биографией А.С.Пушкина (слайд 3)

Учащийся рассказывает краткую биографию А.С.Пушкина. (Сообщение было подготовлено заранее)

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. У него были брат Лев и сестра Ольга, с которыми он очень дружил. Маленький Саша вёл себя так, как все дети: то был молчаливым, то наоборот шаловливым, порой не слушался родителей, за что его наказывали. Саша горячо любил свою бабушку Марию Алексеевну, которая заботилась о нём и заступалась за него перед его родителями.
Была в семье Пушкиных и няня Арина Родионовна. Она ухаживала за детьми и любила маленького Сашу, как родного сына. Няня знала много сказок и прекрасно умела их рассказывать. От неё Пушкин впервые услышал народные песни и сказки, которые произвели на него сильное впечатление. Когда Александр Сергеевич вырос, он пересказал нянюшкины сказки стихами.

2. Словарная разминка (слайд 4)

а) Подбери синонимы и антонимы к словам:

неведомый – ... , …
невиданный – … , …

Учащиеся предлагают свои варианты______________________________

б) Какие значения может иметь слово заводить?         слайд 5

Учащиеся предлагают свои варианты______________________________

3. Знакомство с фрагментом из поэмы «Руслан и Людмила»

Чтение отрывка «У лукоморья дуб зелёный» учителем

– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Учащиеся предлагают свои варианты______________________________

– Как вы думаете, существует ли Лукоморье? (Слайды 6-7)

Учащиеся предлагают свои варианты______________________________

Кто-то скажет, что Лукоморье – это выдумка. Нет! Лукоморье существует! На Крымском полуострове есть мыс Фиолент, там находится монастырь, основанный в честь явления Святого Георгия Победоносца морякам во время бури. Этот монастырь посетил А.С. Пушкин. Пораженный красотой морского залива в форме лука и, увидев столетний дуб на берегу, поэт сочинил стихотворение, которое стало началом поэмы «Руслан и Людмила».

4. Словарная работа

В этом стихотворении есть «слова-чудеса», непонятные вам. (Слайд 8)

– Какие  непонятные слова встретились вам в этом стихотворении? 

– Почему они нам непонятны? 

Учащиеся предлагают свои варианты______________________________

(Потому  что в нашей речи они не употребляются)
–  Узнайте значения этих слов в сносках. 

Дети читают значения слов:   (слайд 9)

Лукоморье – морской залив.
Леший – сказочное существо, живущее в лесу.
Дол – речная долина.
Видение – призрак, приведение.
Витязь – храбрый сильный воин.
Чахнуть – становиться худым, болезненным.

– А что обозначают следующие выражения:


«…Там королевич мимоходом  (слайд 10)
Пленяет грозного царя…»
«…В темнице там царевна тужит…» (слайд 11)
«…Там царь Кащей над златом чахнет…»

Учащиеся предлагают свои варианты______________________________

5. Физминутка

Учитель читает  отрывок из стихотворения «У лукоморья…», а дети ассоциациями изображают действия данного произведения.

6. Работа с текстом

– Прочитайте отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина про себя. – Подумайте, где надо сделать паузы, какие слова выделить?

Учащиеся предлагают свои варианты______________________________

– А теперь давайте прочитаем это стихотворение.

7. Викторина по произведению

Учащиеся дают краткие ответы на вопросы викторины:

– Кто из героев говорит, поёт, рассказывает?                             слайд 12
– Сказочный герой, живёт в лесу, строит разные козни.           слайд 13
– Кому верно служит серый волк?                                               слайд 14
– Кто выходит из морских волн?                                                  слайд 15
– Что идёт, бредёт сама собой?                                                     слайд 16
– Что стоит без окон, без дверей?                                                 слайд 17
– Ребята, кого из героев мы посадим на наш дуб?                      слайд 18
– А кого забыли посадить на дуб?                                                слайд 19

III. Итоги урока

Все эти герои, с которыми мы познакомились, герои русских народных сказок. И именно поэтому Александр Сергеевич Пушкин своё стихотворение заканчивает строчками:
«Там русский дух…там Русью пахнет!» (Слайд 20)

IV. Домашнее задание (слайд 21)

Выучить отрывок наизусть.
Нарисовать иллюстрации к этому отрывку, сопровождая их подписями – цитатами.

Литература: Э.Э.Кац «Обучение в 3 классе»  Москва АСТ «Астрель»,  2006 год.