Тип урока: изучение новой темы, урок-путешествие.
Цель урока: совершить путешествие в Лукоморье.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с биографией и творчеством А.С.Пушкина;
- Развивать умение выразительного чтения и устную речь учащихся, обогащать их словарный запас;
- Воспитывать любовь к своей стране, её традициям, к русским сказкам и развивать творческие способности детей.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (слайд 1)
Вступительное слово учителя
– Мы с вами начинаем изучать раздел «Поэтические страницы» и окажемся в удивительном мире – мире сказок.
– Какие русские поэты писали сказки?
Учащиеся предлагают свои варианты______________________________
– Какие сказки А.С.Пушкина вы читали?
Учащиеся предлагают свои варианты______________________________
– Сегодня мы приоткроем потайную дверь в
добрую, сказочную страну Лукоморье и
познакомимся с её жителями.
Хочу обратить ваше внимание на то, что у нас
Лукоморье – название страны, в которую мы
отправимся, значит, имя собственное и пишется с
заглавной буквы. У автора это место,
такое, как поляна, поэтому «лукоморье» – имя
нарицательное и пишется с маленькой буквы.
– Какое путешествие нам предстоит совершить?
Учащиеся озвучивают цель урока. Учитель делает вывод:
Цель нашего урока:совершить путешествие в Лукоморье. (Cлайд 2)
II. Изучение нового материала
1. Знакомство с биографией А.С.Пушкина (слайд 3)
Учащийся рассказывает краткую биографию А.С.Пушкина. (Сообщение было подготовлено заранее)
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. У
него были брат Лев и сестра Ольга, с которыми он
очень дружил. Маленький Саша вёл себя так, как все
дети: то был молчаливым, то наоборот шаловливым,
порой не слушался родителей, за что его
наказывали. Саша горячо любил свою бабушку Марию
Алексеевну, которая заботилась о нём и
заступалась за него перед его родителями.
Была в семье Пушкиных и няня Арина Родионовна.
Она ухаживала за детьми и любила маленького Сашу,
как родного сына. Няня знала много сказок и
прекрасно умела их рассказывать. От неё Пушкин
впервые услышал народные песни и сказки, которые
произвели на него сильное впечатление. Когда
Александр Сергеевич вырос, он пересказал
нянюшкины сказки стихами.
2. Словарная разминка (слайд 4)
а) Подбери синонимы и антонимы к словам:
неведомый – ... , …
невиданный – … , …
Учащиеся предлагают свои варианты______________________________
б) Какие значения может иметь слово заводить? слайд 5
Учащиеся предлагают свои варианты______________________________
3. Знакомство с фрагментом из поэмы «Руслан и Людмила»
Чтение отрывка «У лукоморья дуб зелёный» учителем
– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
Учащиеся предлагают свои варианты______________________________
– Как вы думаете, существует ли Лукоморье? (Слайды 6-7)
Учащиеся предлагают свои варианты______________________________
Кто-то скажет, что Лукоморье – это выдумка. Нет! Лукоморье существует! На Крымском полуострове есть мыс Фиолент, там находится монастырь, основанный в честь явления Святого Георгия Победоносца морякам во время бури. Этот монастырь посетил А.С. Пушкин. Пораженный красотой морского залива в форме лука и, увидев столетний дуб на берегу, поэт сочинил стихотворение, которое стало началом поэмы «Руслан и Людмила».
4. Словарная работа
В этом стихотворении есть «слова-чудеса», непонятные вам. (Слайд 8)
– Какие непонятные слова встретились вам в этом стихотворении?
– Почему они нам непонятны?
Учащиеся предлагают свои варианты______________________________
(Потому что в нашей речи они не
употребляются)
– Узнайте значения этих слов в сносках.
Дети читают значения слов: (слайд 9)
Лукоморье – морской залив.
Леший – сказочное существо, живущее в
лесу.
Дол – речная долина.
Видение – призрак, приведение.
Витязь – храбрый сильный воин.
Чахнуть – становиться худым,
болезненным.
– А что обозначают следующие выражения:
«…Там королевич мимоходом (слайд 10)
Пленяет грозного царя…»
«…В темнице там царевна тужит…» (слайд 11)
«…Там царь Кащей над златом чахнет…»
Учащиеся предлагают свои варианты______________________________
5. Физминутка
Учитель читает отрывок из стихотворения «У лукоморья…», а дети ассоциациями изображают действия данного произведения.
6. Работа с текстом
– Прочитайте отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина про себя. – Подумайте, где надо сделать паузы, какие слова выделить?
Учащиеся предлагают свои варианты______________________________
– А теперь давайте прочитаем это стихотворение.
7. Викторина по произведению
Учащиеся дают краткие ответы на вопросы викторины:
– Кто из героев говорит, поёт,
рассказывает?
слайд 12
– Сказочный герой, живёт в лесу, строит разные
козни. слайд
13
– Кому верно служит серый
волк?
слайд 14
– Кто выходит из морских
волн?
слайд 15
– Что идёт, бредёт сама
собой?
слайд 16
– Что стоит без окон, без
дверей?
слайд 17
– Ребята, кого из героев мы посадим на наш
дуб?
слайд 18
– А кого забыли посадить на
дуб?
слайд 19
III. Итоги урока
Все эти герои, с которыми мы познакомились,
герои русских народных сказок. И именно поэтому
Александр Сергеевич Пушкин своё стихотворение
заканчивает строчками:
«Там русский дух…там Русью пахнет!» (Слайд 20)
IV. Домашнее задание (слайд 21)
Выучить отрывок наизусть.
Нарисовать иллюстрации к этому отрывку,
сопровождая их подписями – цитатами.
Литература: Э.Э.Кац «Обучение в 3 классе» Москва АСТ «Астрель», 2006 год.