Цели урока.
Оборудование: мел, доска, индивидуальные карточки, мультимедийная установка, презентация.
Ход урока
1. Организация класса на урок.
2. Сообщение темы и целей урока:
Сегодня у нас необычное занятие. У нас сегодня смотр знаний по математике. Итог того, как вы усвоили решение примеров и задач с числами в пределах 1000. (Слайд 1. Презентация)
Наше занятие пройдет в необычной форме. Мы отправимся с вами в путешествие. А в какое – вы определите сами. Ответьте на вопрос, какой праздник мы отмечали 12 апреля? (Слайд 2)
- Как звали первого человека, который полетел в космос? (Слайд 3)
- Вы хотели бы попасть в космос и совершить путешествие в космическое пространство?
Мы с вами отправимся в космическое путешествие на 4 кораблях, именно столько космических экипажей готовы отправиться в полёт. Путь наш лежит на Луну и во время путешествия мы попадёт на разные планеты и выполним разные задания. Капитаны кораблей доложите о готовности ваших экипажей.
(Капитаны называют название корабля и их готовность) (Слайд 4)
- Отгадав загадку, вы узнаете, на чем мы полетим:
Загадка:
Чудо-птица, алый хвост,
Полетела в стаю звёзд. (Слайд 5)
- Во время путешествия вам придется выполнить задания и показать на сколько хорошо вы умеете решать примеры и задачи.
Помните: нужно много знать, чтоб стране полезным стать. (Слайд 6)
Да, ребята, ещё раз напоминаю вам о необходимости прочных знаний. Только тот, кто много знает, принесёт большую пользу людям. Во время путешествия ваши тетради превратятся в бортжурналы и вы будете также решать задания на карточках.
В начале нашего путешествия запишите дату. Итак, в путь - в космическое пространство задач и примеров.
3. Работа по теме урока.
Для путешествия в космос надо быть не только сильным, но быть внимательным. Разминка перед стартом.
Задание 1. Устный счет. (Слайд 7)
1. Примеры: 26х2=52 96:8=12
задание: рассказать решение примеров, назвать числа при умножении и делении.
2. Решить примеры:
7х7 | 3х12 | 24:4 | 8х6 | 120:10 |
8х8 | 10х5 | 20:5 | 11х10 | 100:100 |
3. Задача. (слайд 8)
Космическая экспедиция на одну планету длиться 126 дней, а на другую 100 дней. На сколько дней одна экспедиция длиться дольше, чем другая?
А теперь выполните задание на карточке № 1
Задание: решить примеры, записав только ответ:
2х40 | 50х2 | 6х12 | ||||||
30х3 | 3х20 | 81х1 | ||||||
90:9 | 70:7 | 60:10 | ||||||
5х16 | 17х4 | 15х3 | ||||||
41х1 | 6х10 | 40х2 | ||||||
48:8 | 81:9 | 72:9 |
Пройдя все испытания, мы с вами благополучно отправились в полёт. Ребята впереди нас встречает первая планета - Геометрическая
Но что это вся поверхность усыпана необычными фигурами. Нам надо соединить осколки и назвать фигуры, которые образовались (слайд 9).
На этой планете необходимо выполнить задание на карточке №2.
Задание: на своих путевых листах (карточка № 2) напишите названия геометрических фигур и вычислите их площадь.
Посмотрите, какие необычные люди живут на этой планете. (Слайд 10)
Они принёсли задания вашим экипажам. Вам надо решить примеры, каждую цифру ответа заменить буквой по указанному коду и прочитать послание.
(Слайд 13) (работа коллективная)
100:100= 1 (Л) | 72:12=6 (У) | 75:15=5 (А) | ||
30:1=30 (Н) | 490+1=491 (Д) | |||
30+600= 630(Т) | 700-400 =300 (Ж) | 800+60=860 (Ё) |
Итак, мы отправляемся с вами дальше в путь. В иллюминаторы нашего корабля видна следующая планета. Это планета Математическая. (Слайд 12)
Здесь нас ждут серьезные испытания. Давайте покажем, как вы умеете решать задачи.
(1 ученик решает задачу у доски с объяснением)
Задача: в отряде космонавтов мужчин было 156 человек, а женщин на 80 человек меньше. Сколько всего человек в отряде космонавтов?
А теперь проверим знания каждого из вас. Выполните задания на карточке №3.
На карточки № 3 задачи. Их надо решить за 3 минуты. Учитель засекает время.
Карточка № 3 (1 вариант)
1. На одной машине привезли 400 ящиков с помидорами, на другой машине на 50 ящиков больше. Сколько всего ящиков привезли на двух машинах?
2. Олег решил 72 примера, а Лёша 8 примеров. Во сколько раз меньше решил примеров Лёша?
3. С одной грядки собрали 18 кг репы, а с другой 54 кг. Всю репу разложили в корзины по 9 кг в каждую. Сколько потребовалось корзин?
Карточка № 3 (2 вариант)
1. На одной машине привезли 300 ящиков с луком, на другой машине на 50 ящиков меньше. Сколько всего ящиков с луком привезли?
2. Мама испекла 40 пирожков с рисом и 8 пирожков с мясом. Во сколько раз больше испекла с рисом, чем с мясом?
3. Почтальон разнёс 35 газет и 28 журналов. В каждый ящик он клал по 7 предметов. В скольких ящиках была корреспонденция?
Карточка № 3 (3 вариант)
1. На одной машине привезли 100 ящиков с клубникой, на другой 20 ящиков. Сколько всего ящиков привезли на двух машинах?
2. Второй класс нарисовал 40 картин, третий класс- 5 картин. Во сколько раз второй класс нарисовал картин больше?
3. В бидоне было 16 литров молока, а в ведре на 14 литров больше. Сколько литров молока было всего?
Физкультминутка (слайд 13)
Космонавты всегда занимаются спортом и делают зарядку. Даже в полете, они находят время на спортивные упражнения и при этом не забывают петь и повторять таблицу умножения (делают упражнения и поют под караоке песню “Дважды два четыре”).
Вы успешно миновали задачи, а теперь перед вами другое задание. Во время путешествия может случиться любая непредвиденная ситуация, которая потребует от вас скорости - сейчас вы покажете, на сколько быстро вы сможете справиться с заданиями.
К доске выходят от каждой команды по порядку ученики, которые решают примеры, записанные столбиком на доске, выбирают на столе карточку с ответом, относят ответ команде, они приносят букву, соответствующую ответу на стол учителя. И мы узнаем, какие планеты есть в Солнечной системе. (Слайд 14)
1 | 2 | 3 | 4 | |||
650+230=980 | 267+160=427 | 348+530=878 | 304+256=560 | |||
348+200=548 | 431-250=181 | 126+327=453 | 756-341=415 | |||
615-202=413 | 164+267=431 | 859-427=432 | 267+128=395 | |||
Юпитер | Сатурн | Меркурий | Венера |
Вы вспомнили, как записываются и решаются примеры. А теперь решите по карточке № 4 примеры, записав их столбиком. Время работы - 3 минуты.
Карточка №4
В-1
465-184 | 166+334 | 360-60 | ||||
348+168 | 328+295 | 640+180 |
В-2
703-229 | 292+468 | 670-20 | ||||
735+65 | 534+427 | 437+103 |
Летим дальше. Вот перед нами и конечный пункт нашего путешествия – Луна. Спуститься на её поверхность мы сможем, выполнив следующие задания: (слайд16)
1) Замените числа суммой разрядных слагаемых:
704, 548, 390, 251
2) Продолжи ряд:
6,9,12,15,18,….
19,16,14,11,…
4,5,8,9,12,…..
Луна - самое близкое к Земле небесное тело. На Луне нет атмосферы, поэтому нет и не может, быть жизни. Чтобы спуститься на поверхность луны нам нужно одеть скафандры. А мы сможем одеть их, выполнив следующее задание. (Cлайд16)
Задание: (устно) Сравни уравнения и назови уравнения с одинаковыми корнями
40:х=4 | х:3=18 | 36:х=6 |
х=10 | х=54 | х=6 |
а+10=20 | 75+в=90 | х:3=5 |
а=10 | в=15 | х=15 |
Оглянитесь вокруг и посмотрите на нашу планету Земля (слайд 17).
Какая она красивая и беззащитная! Вы должны сохранить планету Земля и сделать её ещё более прекрасной! Что для этого нужно нам делать?
Прочитайте слова Юрия Алексеевича Гагарина: “Земля наша - голубая планета! И её надо беречь!”
Нам пора обратно на нашу планету, отправляемся в путь.
По дороге нас застал метеоритный дождь. Но он нам не страшен. Для того, чтобы спастись от этого дождя, над выполнить задание – сравнить числа и поставить нужный знак (к доске выходят по одному человеку от каждого экипажа и записывают ответы к примерам)
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд | 4 ряд |
436*280 | 420*425 | 116*219 | 96*844 |
354*94 | 725*175 | 301*405 | 563*653 |
234*243 | 751*715 | 219*291 | 561*615 |
544*35 | 821*21 | 546*94 | 356*916 |
Проделав такой длинный путь, мы возвратились на Землю. Нас с вами встречает необычное угощение, полезное для здоровья - это ваза со спелыми и сочными фруктами. На каждом из фруктов задание математического диктанта. (Слайд 18)
Задания для математического диктанта.
Запиши числа:
1) 8 сот. 5 дес., 2) 2 сот. 4 дес. 8 ед.,
3) запиши число, следующее за числом 699,
4) запиши число, предшествующее числу 450,
5) уменьши число 570 на 70,
6) увеличь число 480 на 20,
7) запиши произведение чисел 40 и 6,
Молодцы! Вы справились и с этим заданием.
4. Итог урока.
Вот мы с вами
Из полёта возвратились
И на Землю приземлились.
Ребята, вам понравилось путешествие? С каким настроением вы вернулись на землю?
Какие задания вы решали во время полета?
Какое задание вам запомнилось больше всего?
Спасибо за урок.