Цели урока.
- Создать условия для систематизации изученного материала.
- Развивать умения распознавать и проверять написание слов с безударными гласными, парными согласными и непроизносимыми согласными.
- Формировать умение объяснять написание слов.
- Учить строить грамотные предложения, слышать и слушать.
- Развивать коммуникативные способности учащихся, способствовать развитию их речи.
- Воспитывать любовь к природе.
Оборудование.
- Иллюстрации зимнего пейзажа.
- Картинки с изображением инея и снегиря.
- Конверты с текстом .
- Сигнальные карточки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Подготовка рабочего места, посадка при письме, нацеливание на работу.
Учитель. У нас сегодня необычный урок, ребята, и начнем мы его необычно со стихотворения И.Сурикова “Зима”.
(Под музыку 2 ученика читают стихотворение)
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко непробудно.
И под утро снегом
Поле забелело
Точно пеленою
Все его одело.
Стали дни короче
Светит солнце мало.
Вот пришли морозы
И зима настала.
Учитель. Будем путешествовать по зимнему лесу вместе с орфограммами, которые учат нас писать грамотно корень.
2. Минутка чистописания.
С//с сн.жинки ска.к а со.нце
Учитель. Какие орфограммы пропущены в словах? Назовите их.
Дети. Снежинки – безударная гласная, проверочное слово - снег.
Сказка – парная согласная, проверочное слово – сказать.
Солнце – непроизносимая согласная, проверочное слово – солнечный.
Задание. Разбор слов по составу: снежинки, сказка.
3. Эстафета (игра) “Чей ряд лучше?”.
Задание. Вставить пропущенные буквы.
От каждого ряда вызываются по одному ученику. Все остальные дети выполняют это задание в своих тетрадях.
Слова записаны на доске.
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
сн.жок | сугро. | чудес .ный |
х .лодная | сколь . кая | ненас . ный |
т .желая | ро . кий | хрус . нул |
см .стерить | заморо . ки | грус . ный |
Учитель.
- Назовите правила проверки? (Каждый ученик называет свое правило)
- Назовите еще по одному слову на свое правило.
Дополнительные вопросы.
- Что такое суффикс, приставка, окончание?
4. Физкультминутка (под музыку).
5. Словарная работа.
Учитель. Прочитайте зашифрованное слово на доске.
[ин’ий’] – иней. (Вывешивается картинка инея)
Лексическое значение слова.
Иней – тонкий снежный слой, который образуется благодаря испарениям на охлажденной поверхности (чтение из толкового словаря).
Учитель.
- К какой части речи относится это слово.
- Каким может быть иней.
Задание. Составьте словосочетания с этим словом.
(Дети устно составляют словосочетания)
6. Задание из конверта.
Учитель. Справиться с задание вам помогут иллюстрации (на доске вывешены иллюстрации с зимним пейзажем). Посмотрите, как великолепен вид зимней природы. И невольно вспоминаешь строки из стихотворения Ф.Тютчева.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит…
(Дети получают конверты с заданиями)
Задания:
- озаглавить текст,
- вставить пропущенные буквы в словах,
- вставить вместо пропусков слова.
_____________ __________ русский лес з . мой. Ст . ит сказочный и __________ . Серебристый иней __________ пушистые ветки д . ревьев. На ги . ких лапах елей л . жат снежные __________ . В __________ уборе ст . ят кр . савицы б . резы. На их тонких ств . лах искрится __________ . З . ма - __________ время года! |
Дети записывают текст в тетради.
(1 ученик получает индивидуальное задание)
Проверка 2-3 текстов.
Учитель.
- Найдите слова на безударную гласную, парную согласную.
- В четвертом предложении обозначьте части речи.
7. Физминутка для глаз.
8. Проверка индивидуальной работы.
На индивидуальной доске записан текст стихотворения А.Яшина “Покормите птиц зимой!” с пропущенными буквами.
Пок . рмите птиц з . мой! Пусть со всех к . нцов К вам сл . тятся, как д . мой, Стайки на крыльцо. Не богаты их к . рма, Горсть одна – И не стр . шна будет им з . ма. Приучите птиц в м . ро . К своему . кну, Чтоб без песен не пришлось Нам вст . чать в . сну. |
Учитель. Прочитайте стихотворение А. Яшина “Покормите птиц зимой”.
- На какие правила встретились орфограммы? Как проверить?
- К чему призывает автор стихотворения?
- Как мы можем помочь птицам зимой?
Учитель. Мы с вами тоже сделали кормушки и повесим их во дворе школы.
Если бы каждая школа в нашей стране повесила хотя бы одну кормушку, то все птицы были обеспечены кормом.
- А вот и первый гость! Какая это птица? Почему?
(Показ изображения снегиря)
9. Работа с деформированным предложением.
Составьте из данных слов предложение.
Утром, снегири, на, ненастным, кормушку, прилетели.
(1 ученик работает у доски)
Задание.
- Подчеркните главные члены предложения.
- Дайте характеристику предложения.
10. Итог урока.
Рефлексия. Игра “Честно-честно”.
Учитель. Какая орфограмма в слове честно?
Поднимите карточку с:
красным - хорошо усвоили материал,
синим – не хватает еще навыков при письме, были ошибки,
зеленым – еще нужно работать, много допускаю ошибок.
Домашнее задание.
Написать 6 предложений на тему “Кормушка”, используя опорные слова: кормушка для птиц, ненастная погода, вьюжная пора, на старом дереве, радостные гости, голодное время года, ягоды рябины.