Тема урока: "Сопоставление правил о написании безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных"

Разделы: Начальная школа


Цели урока.

  • Создать условия для систематизации изученного материала.
  • Развивать умения распознавать и проверять написание слов с безударными гласными, парными согласными и непроизносимыми согласными.
  • Формировать умение объяснять написание слов.
  • Учить строить грамотные предложения, слышать и слушать.
  • Развивать коммуникативные способности учащихся, способствовать развитию их речи.
  • Воспитывать любовь к природе.

Оборудование.

  • Иллюстрации зимнего пейзажа.
  • Картинки с изображением инея и снегиря.
  • Конверты с текстом .
  • Сигнальные карточки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Подготовка рабочего места, посадка при письме, нацеливание на работу.

Учитель. У нас сегодня необычный урок, ребята, и начнем мы его необычно со стихотворения И.Сурикова “Зима”.

(Под музыку 2 ученика читают стихотворение)

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко непробудно.
И под утро снегом
Поле забелело
Точно пеленою
Все его одело.
Стали дни короче
Светит солнце мало.
Вот пришли морозы
И зима настала.

Учитель. Будем путешествовать по зимнему лесу вместе с орфограммами, которые учат нас писать грамотно корень.

2. Минутка чистописания.

С//с сн.жинки ска.к а со.нце

Учитель. Какие орфограммы пропущены в словах? Назовите их.

Дети. Снежинки – безударная гласная, проверочное слово - снег.

Сказка – парная согласная, проверочное слово – сказать.

Солнце – непроизносимая согласная, проверочное слово – солнечный.

Задание. Разбор слов по составу: снежинки, сказка.

3. Эстафета (игра) “Чей ряд лучше?”.

Задание. Вставить пропущенные буквы.

От каждого ряда вызываются по одному ученику. Все остальные дети выполняют это задание в своих тетрадях.

Слова записаны на доске.

1 ряд 2 ряд 3 ряд
сн.жок сугро. чудес .ный
х .лодная сколь . кая ненас . ный
т .желая ро . кий хрус . нул
см .стерить заморо . ки грус . ный

Учитель.

- Назовите правила проверки? (Каждый ученик называет свое правило)

- Назовите еще по одному слову на свое правило.

Дополнительные вопросы.

- Что такое суффикс, приставка, окончание?

4. Физкультминутка (под музыку).

 5. Словарная работа.

Учитель. Прочитайте зашифрованное слово на доске.

[ин’ий’] – иней. (Вывешивается картинка инея)

Лексическое значение слова.

Иней – тонкий снежный слой, который образуется благодаря испарениям на охлажденной поверхности (чтение из толкового словаря).

Учитель.

- К какой части речи относится это слово.

- Каким может быть иней.

Задание. Составьте словосочетания с этим словом.

(Дети устно составляют словосочетания)

6. Задание из конверта.

Учитель. Справиться с задание вам помогут иллюстрации (на доске вывешены иллюстрации с зимним пейзажем). Посмотрите, как великолепен вид зимней природы. И невольно вспоминаешь строки из стихотворения Ф.Тютчева.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит…

(Дети получают конверты с заданиями)

Задания:

- озаглавить текст,

- вставить пропущенные буквы в словах,

- вставить вместо пропусков слова.

_____________

__________ русский лес з . мой. Ст . ит сказочный и __________ .

Серебристый иней __________ пушистые ветки д . ревьев. На ги . ких лапах елей

л . жат снежные __________ . В __________ уборе ст . ят кр . савицы б . резы.

На их тонких ств . лах искрится __________ . З . ма - __________ время года!

Дети записывают текст в тетради.

(1 ученик получает индивидуальное задание)

Проверка 2-3 текстов.

Учитель.

- Найдите слова на безударную гласную, парную согласную.

- В четвертом предложении обозначьте части речи.

7. Физминутка для глаз.

8. Проверка индивидуальной работы.

На индивидуальной доске записан текст стихотворения А.Яшина “Покормите птиц зимой!” с пропущенными буквами.

Пок . рмите птиц з . мой!
Пусть со всех к . нцов
К вам сл . тятся, как д . мой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их к . рма,
Горсть одна –
И не стр . шна будет им з . ма.
Приучите птиц в м . ро .
К своему . кну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам вст . чать в . сну.

 Учитель. Прочитайте стихотворение А. Яшина “Покормите птиц зимой”.

- На какие правила встретились орфограммы? Как проверить?

- К чему призывает автор стихотворения?

- Как мы можем помочь птицам зимой?

Учитель. Мы с вами тоже сделали кормушки и повесим их во дворе школы.

Если бы каждая школа в нашей стране повесила хотя бы одну кормушку, то все птицы были обеспечены кормом.

- А вот и первый гость! Какая это птица? Почему?

(Показ изображения снегиря)

9. Работа с деформированным предложением.

Составьте из данных слов предложение.

Утром, снегири, на, ненастным, кормушку, прилетели.

(1 ученик работает у доски)

Задание.

- Подчеркните главные члены предложения.

- Дайте характеристику предложения.

10. Итог урока.

Рефлексия. Игра “Честно-честно”.

Учитель. Какая орфограмма в слове честно?

Поднимите карточку с:

красным - хорошо усвоили материал,

синим – не хватает еще навыков при письме, были ошибки,

зеленым – еще нужно работать, много допускаю ошибок.

Домашнее задание.

Написать 6 предложений на тему “Кормушка”, используя опорные слова: кормушка для птиц, ненастная погода, вьюжная пора, на старом дереве, радостные гости, голодное время года, ягоды рябины.