Цели и задачи.
Обучающая:
1. Познакомить учащихся с операциями, которые можно проводить над файлами.
2. Приобрести навык работы с файлами.
3. Научиться архивировать и разархивировать файлы.
Развивающая:
1. Развитие логического мышления, внимания, памяти
2. Развивать устойчивый познавательный интерес у учащихся
3. Продолжить развитие навыков работы на компьютере.
4. Научиться с лёгкостью управлять, файловой системой компьютера и проводить различные операции над файлами.
Воспитательная:
1. Воспитание информационной культуры учащихся.
2. Воспитывать у учащихся мотивацию учебной деятельности.
3. Совершенствовать работу на персональном компьютере.
Методическая: Применение методов дифференцированного обучения для развития логического мышления и памяти учащихся на уроках информатики и ИКТ.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, тесты, карточки с заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята.
Тема нашего урока “Файлы. Рабата с файлами”. Откройте тетради, запишите число, классная работа, тема урока “Файлы. Работа с файлами”. Сегодня на уроке вы научитесь выполнять операции с файлами с помощью специальных программ – файловых менеджеров.
Я верю, что сегодня на уроке вы будете работать активно, ответственно относится к заданиям, организуете свою работу за компьютером так, чтобы научиться выполнять все операции с файлами в операционной системе Linux.
2. Проверка домашнего задания.
Вы знаете, что в компьютере хранятся несколько тысяч файлов, и для того, чтобы пользователь успешно работал на компьютере, тратил на доступ к ресурсам минимум времени, он должен отлично, разбираться в файловой системе компьютера. Домашним заданием прошлого урока было изучить п.2.3.2 “Файловая система”. Сейчас проверим, как вы усвоили этот материал. На предыдущем уроке мы с вами изучили файловые системы ОС Windows и Linux.
Работа по карточкам ученики берут карточки со стола учителя и отвечают у доски.
Карточка № 1. Запишите полные имена файлов Реферат.doc, Эскиз.bmp, Сумерки.avi
Вопрос учителя: Запиши логическое имя дисков в ОС Windows, Linux. (правильный ответ: С:, D: - в Windows, hda1,hda2 hdb1,hdb2 это название логических разделов жестких дисков в ОС Linux.)
Карточка № 2. Постройте дерево каталогов
C:\ Мои документы\Попиль\Реферат.doc,
C:\Рисунки\Времена года\Снеговик.bmp,
C:\Рисунки\Времена года \ Открытка.bmp,
C:\Мои документы\8 класс \ Мануйленко\ Сочинение.doc
Ответ. Ученик рисует на доске
Вопрос учителя: Как выстраивается файловая система в Linux.?
Ответ: (в ОС Linux. используется многоуровневая файловая система, но не иерархическая . Папки дисков и их логические разделы не принадлежат верхнему уровню файловой системы. Эти папки хранятся в папке mnt, которая входит в Корневую папку верхнего уровня)
Проверим ваши знания с помощью дифференцированного теста, в который входят задания из КИМов ГИА по информатике и ИКТ
Каждый ученик получает карточку с тестом.
Вариант 1
Задания 1-3, задания с выбором ответа, 4, 5 с краткой записью ответа.
1. Файл это - …
1) единица измерения информации;
2) это программное обеспечение, хранящееся на внешнем носителе;
3) это программа или данные, имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти.
4) тест, распечатанный на принтере.
2. Вопрос: На какие области, разбивается диск, во время форматирования?
- Область записи.
- Хранение файлов. Каталог.
- Файлы и диски.
- 1 и 2 часть.
3. Установите соответствие файлов (стрелочками) и их расширений:
1 | Фильм “Сумерки” | 1 | .doc |
2 | Реферат | 2 | .mp3 |
3 | Рисунок “бабочка” | 3 | .bmp |
4 | “Гимн России” | 4 | .avi |
4. Запишите полное имя файла Задачи для 8 класса.doc:
5. В некотором каталоге хранился файл сочинение.doc. После того, как в этом каталоге создали подкаталог и переместили в созданный подкаталог этот файл, полное имя файла стало P: \папки\мои сочинения\ сочинение.doc. Какое было полное имя файла до перемещения?
Вариант 2
1. Вопрос: Из чего состоит имя файла?
- Имени и фамилии.
- Имени и расширения.
- Точки и Знаков вопроса.
- Имени и числа.
2. Вопрос: Какие файловые системы Вы знаете?
- Одноуровневые, Многоуровневые
- Каталоговые и одноуровневые;
- Иерархические, табличные;
- Папочные.
3. Запишите расширение файлов.
1 | Семейная фотография | |
2 | Реферат по истории | |
3 | Клип любимого исполнителя | |
4 | Любимая песня |
4. Запишите полное имя файла Сочинение.doc.
5. В некотором каталоге хранился файл Задача.doc. После того, как в этом каталоге создали два подкаталога (один в один) и переместили в созданные подкаталоги этот файл, полное имя файла стало P: \папки\математика\задачи\ Задача.doc. Какое было полное имя файла до перемещения?
Через 5 минут ученики меняются карточками, и каждый проверяет тест соседа. получаю ключи и сравниваю ответы, выставляют оценки за тест.
Ключи
Вариант 1
В.1. - 3; в.2. - 2; в.3: 1 — 4, 2 — 1, 3 — 3, 4 — 2.
в. 4 — В:\Предметы\Физика\Задачи для 8 класса.doc
в.5. - P:\Папки\Сочинение.doc
Вариант 2
В.1. - 2; в.2. - 1; в.3: bmp, doc, avi, mp3,
в. 4. – А:\Документы\Литература\Сочинение.doc
в. 5. - P:\Папки\Задачи.doc
Разбор теста: обсуждение ошибок, варианты ответов, выбор ответа.
Инструктаж по ТБ.
3. Новый материал.
Как уже было сказано ранее любому пользователю приходится иметь дело с файлами и для того, чтобы проще было работать с ними, существуют программы – файловые менеджеры с помощью которых можно производить над файлами операции. А какие вы сейчас узнаете из презентации. Для работы за компьютером повторим технику безопасности и распишемся в журнале учета инструктажа. Пройдите за компьютеры. Изучите учебный материал в презентации “Операции над файлами”, то, что вы считаете необходимым, запишите себе в тетради. Ученики садятся за компьютеры на рабочем столе перед каждым учеником презентация “Работа с файлами и дисками”. Ученики изучают презентацию под руководством учителя.
4. Следующая часть урока – практическая работа. Что сейчас вы будете делать? Предполагаемый ответ учеников(Сегодня мы будем работать с файлами. Научимся их открывать, копировать, перемещать, переименовывать и удалять). Далее учащиеся работают с использованием разноуровневого раздаточного материала с заданиями. (учитель раздает карточки с разноуровневыми заданиями ученикам). После выполнения третьего задания – физ. минутка. “Упражнение для глаз”.
Учитель: Перед вами на столе упражнения для глаз. Давайте выполним их. После приступим к выполнению более сложных заданий.
Карточка 1
1 задание. Откройте рабочую папку 8 класс, папку со своей фамилией. Создайте папку “Мои сочинения”.
2 задание. Откройте папку Рефераты, найдите текстовый файл “Реферат ” переименуйте его назовите “Сочинение”, переместите этот файл в папку “Мои сочинения”, найдите еще файлы похожей тематики.
3 задание. В своей папке найдите файл с именем “Пустой” и удалите его.
4 задание. Узнайте объем папки “Рефераты”(запишите) ___________________.
За архивируйте эту папку с помощью ZIP.
Проверьте объем файла “Рефераты”после упаковки(запишите) _______________. Укажите на сколько уменьшился объем информации после архивации _________.
5 задание. “Найди клад”. Инструкция. В папке “Домашняя папка”. Найдите папку “Найди клад”, в ней текстовый файл “Вопрос 1”, ответьте на вопрос и откройте папку название, которой является ответом на вопрос и тд. Если вы правильно пройдете, весь путь то найдете клад. Клад – это мудрые мысли, высказывания .
Мудрые мысли, высказывания, афоризмы то же богатство и богатство в двойне, если вы их запомните, и будете помнить дальше в своей жизни.
5. Закрепление изученного учебного материала.
1. С какими операциями над файлами мы сегодня познакомились?
2. Что нам даёт архивирование файлов?
6. Подведение итогов. Выставление оценок с комментариями.
7. Домашнее задание. Выучить операции над файлами. §2.3.3 выучить, повторить §2.3.1, 2.3.2. Ответить на вопросы в конце параграфа.