Тема урока: "Файл. Файловая система". Практическая работа "Работа с файлами в Linux"

Разделы: Информатика


Цели и задачи.

Обучающая:

1. Познакомить учащихся с операциями, которые можно проводить над файлами.

2. Приобрести навык работы с файлами.

3. Научиться архивировать и разархивировать файлы.

Развивающая:

1. Развитие логического мышления, внимания, памяти

2. Развивать устойчивый познавательный интерес у учащихся

3. Продолжить развитие навыков работы на компьютере.

4. Научиться с лёгкостью управлять, файловой системой компьютера и проводить различные операции над файлами.

Воспитательная:

1. Воспитание информационной культуры учащихся.

2. Воспитывать у учащихся мотивацию учебной деятельности.

3. Совершенствовать работу на персональном компьютере.

Методическая: Применение методов дифференцированного обучения для развития логического мышления и памяти учащихся на уроках информатики и ИКТ.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, тесты, карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

Тема нашего урока “Файлы. Рабата с файлами”. Откройте тетради, запишите число, классная работа, тема урока “Файлы. Работа с файлами”. Сегодня на уроке вы научитесь выполнять операции с файлами с помощью специальных программ – файловых менеджеров.

Я верю, что сегодня на уроке вы будете работать активно, ответственно относится к заданиям, организуете свою работу за компьютером так, чтобы научиться выполнять все операции с файлами в операционной системе Linux.

2. Проверка домашнего задания.

Вы знаете, что в компьютере хранятся несколько тысяч файлов, и для того, чтобы пользователь успешно работал на компьютере, тратил на доступ к ресурсам минимум времени, он должен отлично, разбираться в файловой системе компьютера. Домашним заданием прошлого урока было изучить п.2.3.2 “Файловая система”. Сейчас проверим, как вы усвоили этот материал. На предыдущем уроке мы с вами изучили файловые системы ОС Windows и Linux.

Работа по карточкам ученики берут карточки со стола учителя и отвечают у доски.

Карточка № 1. Запишите полные имена файлов Реферат.doc, Эскиз.bmp, Сумерки.avi

Вопрос учителя: Запиши логическое имя дисков в ОС Windows, Linux. (правильный ответ: С:, D: - в Windows, hda1,hda2 hdb1,hdb2 это название логических разделов жестких дисков в ОС Linux.)

Карточка № 2. Постройте дерево каталогов

C:\ Мои документы\Попиль\Реферат.doc,

C:\Рисунки\Времена года\Снеговик.bmp,

C:\Рисунки\Времена года \ Открытка.bmp,

C:\Мои документы\8 класс \ Мануйленко\ Сочинение.doc

Ответ. Ученик рисует на доске

Вопрос учителя: Как выстраивается файловая система в Linux.?

Ответ: (в ОС Linux. используется многоуровневая файловая система, но не иерархическая . Папки дисков и их логические разделы не принадлежат верхнему уровню файловой системы. Эти папки хранятся в папке mnt, которая входит в Корневую папку верхнего уровня)

Проверим ваши знания с помощью дифференцированного теста, в который входят задания из КИМов ГИА по информатике и ИКТ

Каждый ученик получает карточку с тестом.

Вариант 1

Задания 1-3, задания с выбором ответа, 4, 5 с краткой записью ответа.

1. Файл это - …

1) единица измерения информации;

2) это программное обеспечение, хранящееся на внешнем носителе;

3) это программа или данные, имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти.

4) тест, распечатанный на принтере.

2. Вопрос: На какие области, разбивается диск, во время форматирования?

  1. Область записи.
  2. Хранение файлов. Каталог.
  3. Файлы и диски.
  4. 1 и 2 часть.

3. Установите соответствие файлов (стрелочками) и их расширений:

1 Фильм “Сумерки” 1 .doc
2 Реферат 2 .mp3
3 Рисунок “бабочка” 3 .bmp
4 “Гимн России” 4 .avi

4. Запишите полное имя файла Задачи для 8 класса.doc:

5. В некотором каталоге хранился файл сочинение.doc. После того, как в этом каталоге создали подкаталог и переместили в созданный подкаталог этот файл, полное имя файла стало P: \папки\мои сочинения\ сочинение.doc. Какое было полное имя файла до перемещения?

Вариант 2

1. Вопрос: Из чего состоит имя файла?

  1. Имени и фамилии.
  2. Имени и расширения.
  3. Точки и Знаков вопроса.
  4. Имени и числа.

2. Вопрос: Какие файловые системы Вы знаете?

  1. Одноуровневые, Многоуровневые
  2. Каталоговые и одноуровневые;
  3. Иерархические, табличные;
  4. Папочные.

3. Запишите расширение файлов.

1 Семейная фотография  
2 Реферат по истории  
3 Клип любимого исполнителя  
4 Любимая песня  

4. Запишите полное имя файла Сочинение.doc.

5. В некотором каталоге хранился файл Задача.doc. После того, как в этом каталоге создали два подкаталога (один в один) и переместили в созданные подкаталоги этот файл, полное имя файла стало P: \папки\математика\задачи\ Задача.doc. Какое было полное имя файла до перемещения?

Через 5 минут ученики меняются карточками, и каждый проверяет тест соседа. получаю ключи и сравниваю ответы, выставляют оценки за тест.

Ключи

Вариант 1

В.1. - 3; в.2. - 2; в.3: 1 — 4, 2 — 1, 3 — 3, 4 — 2.

в. 4 — В:\Предметы\Физика\Задачи для 8 класса.doc

в.5. - P:\Папки\Сочинение.doc

Вариант 2

В.1. - 2; в.2. - 1; в.3: bmp, doc, avi, mp3,

в. 4. – А:\Документы\Литература\Сочинение.doc

в. 5. - P:\Папки\Задачи.doc

Разбор теста: обсуждение ошибок, варианты ответов, выбор ответа.

Инструктаж по ТБ.

3. Новый материал.

Как уже было сказано ранее любому пользователю приходится иметь дело с файлами и для того, чтобы проще было работать с ними, существуют программы – файловые менеджеры с помощью которых можно производить над файлами операции. А какие вы сейчас узнаете из презентации. Для работы за компьютером повторим технику безопасности и распишемся в журнале учета инструктажа. Пройдите за компьютеры. Изучите учебный материал в презентации “Операции над файлами”, то, что вы считаете необходимым, запишите себе в тетради. Ученики садятся за компьютеры на рабочем столе перед каждым учеником презентация “Работа с файлами и дисками”. Ученики изучают презентацию под руководством учителя.

4. Следующая часть урока – практическая работа. Что сейчас вы будете делать? Предполагаемый ответ учеников(Сегодня мы будем работать с файлами. Научимся их открывать, копировать, перемещать, переименовывать и удалять). Далее учащиеся работают с использованием разноуровневого раздаточного материала с заданиями. (учитель раздает карточки с разноуровневыми заданиями ученикам). После выполнения третьего задания – физ. минутка. “Упражнение для глаз”.

Учитель: Перед вами на столе упражнения для глаз. Давайте выполним их. После приступим к выполнению более сложных заданий.

Карточка 1

1 задание. Откройте рабочую папку 8 класс, папку со своей фамилией. Создайте папку “Мои сочинения”.

2 задание. Откройте папку Рефераты, найдите текстовый файл “Реферат ” переименуйте его назовите “Сочинение”, переместите этот файл в папку “Мои сочинения”, найдите еще файлы похожей тематики.

3 задание. В своей папке найдите файл с именем “Пустой” и удалите его.

4 задание. Узнайте объем папки “Рефераты”(запишите) ___________________.

За архивируйте эту папку с помощью ZIP.

Проверьте объем файла “Рефераты”после упаковки(запишите) _______________. Укажите на сколько уменьшился объем информации после архивации _________.

5 задание. “Найди клад”. Инструкция. В папке “Домашняя папка”. Найдите папку “Найди клад”, в ней текстовый файл “Вопрос 1”, ответьте на вопрос и откройте папку название, которой является ответом на вопрос и тд. Если вы правильно пройдете, весь путь то найдете клад. Клад – это мудрые мысли, высказывания .

Мудрые мысли, высказывания, афоризмы то же богатство и богатство в двойне, если вы их запомните, и будете помнить дальше в своей жизни.

5. Закрепление изученного учебного материала.

1. С какими операциями над файлами мы сегодня познакомились?

2. Что нам даёт архивирование файлов?

6. Подведение итогов. Выставление оценок с комментариями.

7. Домашнее задание. Выучить операции над файлами. §2.3.3 выучить, повторить §2.3.1, 2.3.2. Ответить на вопросы в конце параграфа.