Цели.
Обучающие: Обобщить и систематизировать знания учащихся о технологии стекольного, керамического и цементного производства, их истории; о природных соединениях кремния как основе силикатной промышленности. Углубить знания учащихся, полученные из курса географии об осадочных горных породах, о комплексном использовании сырья.
Развивающие: Развивать самостоятельность учащихся в работе с учебником, познавательную активность учеников, используя исследовательскую работу. Способствовать выработке навыков наблюдения, умения делать выводы.
Воспитательные: Воспитание экологической культуры учащихся, чувства патриотизма.
Оборудование и реактивы: Изделия из керамики, стекла. Коллекция “Горные породы и минералы”, жидкое стекло (канцелярский клей), спиртовка, кусочки обычной ткани и ткани, пропитанной канцелярским клеем, фенолфталеин.
“Поставь перед собой сто учителейони
окажутся бессильными,
если ты не можешь сам заставить себя и сам
требовать от себя”.
В.А.Сухомлинский
Ход урока
I. Фронтальный опрос.
1. Дать характеристику кремния по его положению в Периодической системе химических элементов.
2. Охарактеризовать физические свойства кремния, его нахождение в природе.
3. В чем особенность химических свойств кремния?
4. Что собой представляет оксид кремния, его нахождение в природе?
II. Актуализация знаний.
Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с загадок. Многие старинные загадки имеют в качестве отгадок те или иные химические явления, процессы или вещества.
К реке спустился налегке,
А, став тяжел, домой пошел. (Кувшин)
Из меня посуду тонкую
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с древних пор.
Называюсь я… (Фарфор)
На топтале был, на кружале был.
На пожаре был, на базаре был.
Молод был - людей кормил. (Глиняный горшок)
В избе мерзнет, а на дворе не мерзнет.(Оконное стекло)
Серая пыль в воду нырь, потом на
Мастерок - и готов домок. (Цемент)
Учитель: Вами названные предметы и материалы несут в себе химический смысл и имеют общие особенности: в их состав обязательно входят соединения кремния-элемента, считающегося царем мертвой природы, так как без кремния почти нет горных пород.
(Учитель демонстрирует природные соединения кремния: глину, песок, полевой шпат, кварц и его разновидности: яшму, халцедон, агат, сердолик).
Названные вещества с давних времен используются человеком для производства строительных материалов, посуды, украшений, оптических приборов. На сегодняшнем уроке нам предстоит знакомство химическими процессами и технологией производства материалов, содержащих кремний.
(Учитель предлагает самостоятельно сформулировать тему и цели урока)
Презентация. Cлайд 1, 2
III. Изучение нового материала.
В ходе изучения нового материала учащиеся заполняют таблицу:
Силикатная промышленность
Отрасли силикатной промышленности | Сырье | Основные химические процессы | Особенности технологии | Основные продукты |
Производство стекла | ||||
Производство керамики | ||||
Производство цемента |
1-й ученик: Много веков существует варка стекла - стеклоделие. В Древнем Египте оно возникло за 3000 лет до н.э. Цилиндр из светло-голубого стекла, найденный близ Багдада, изготовлен в середине 3-го тысячелетия до н.э. Однако техника древнего стеклоделия была примитивна. Высоких температур получать не умели. А именно от температуры варки зависит прозрачность стекла. Плавку вели в небольших глиняных горшках; стекло получалось непрозрачным и в очень малых количествах. Чтобы украсить изделия из такого стекла, к нему добавляли минеральные красители. Это имитировало природные полудрагоценные камни. Из стекла в те времена делали вазы, бусы, серьги, браслеты…
2-й ученик: Один из первых стекольных заводов в России Был построен в 1736 г. вблизи г.Воскресенска под Москвой. Курировал его работу М.В.Ломоносов, который прекрасно сказал о стекле в своих стихах:
“Пою перед тобой в восторге похвалу
Не камням дорогим, не злату, но стеклу!”.
Учитель:
Существуют разные типы стекла:
- жидкое или растворимое;
- типичное;
- кварцевое;
- органическое.
Жидкое стекло (концентрированные растворы силикатов натрия и калия) получают сплавлением песка со щелочами или карбонатами.
На доске записывает уравнение реакции:
SiO2 + Na2 CO3 = Na2 SiO3 + CO2 .
Опыт 1. Перед вами в пробирках находится жидкое стекло. Исследуйте реакцию среды жидкого стекла при помощи фенолфталеина.
Наблюдения показали резко щелочную среду жидкого стекла. На доске учитель записывает уравнение гидролиза:
2Na2 SiO3 + H2 O = Na2 Si2 O5 + 2NaOH
пентаоксодисиликат
Опыт 2. Пропитанные жидким стеклом изделия из дерева и тканей очень трудно загораются, поэтому им пропитывают материалы, идущие на изготовление театральных декораций. Внесите в пламя спиртовки два образца ткани. Что наблюдаете?
Для предания стеклу нерастворимости в воде в него вводят третий компонент- известняк (мел) CaCO3 .
Na2 CO3 + CaCO3 + 6SiO2 = 2CO2 + Na2 O • CaO • 6SiO2 .
3-й ученик: Стеклу можно придать любой цвет. Для окрашивания стекла в стекломассу вводят различные окислы, образующие с SiO2 окрашенные силикаты.
FeO - зеленый цвет;
CoO - синий;
MnO2 – фиолетовый.
Для получения красного стекла служат соединения золота и меди. Цветное стекло было главным увлечением М.В.Ломоносова. В первой в России химической лаборатории он сварил более четырех тысяч опытных стекол. Эти работы легли в основу заводских методов получения прозрачных и непрозрачных цветных стекол. Из своего цветного стекла Ломоносов вместе с учениками выложил большую мозаичную картину “Полтавская баталия”, украшающую и сейчас здание Академии наук в Санкт-Петербурге.
Приуменьшении содержания оксида кремния до 60% и введении в шихту соединений свинца получают хрусталь - стекло. Сильно преломляющее свет и хорошо полирующееся; красота хрустальных изделий зависит от мастера и отделки. А для повышения химической стойкости стекла уменьшают содержание оксида натрия и добавляют оксиды бора, алюминия или увеличивают содержание оксида кремния. На химических заводах трубы для перекачки кислот, щелочей и других жидкостей практически везде делают из такого стекла, намного более химически стойкого и долговечного, чем специальные стали и обычные пластмассы.
Cлайды 3-11.
Учитель. С древних времен человек научился использовать другую горную породу- глину или каолинит Al2 O3 • 2SiO2 • 2H2 O. Из особой белой глины в Древнем Китае делали фарфоровую и фаянсовую посуду. Качество фарфора определяли прозрачностью: если жидкость, налитая в такую посуду, просвечивалась сквозь стенки емкости, значит фарфоровое изделие было хорошего качества. Производство керамических изделий содержит несколько стадий: приготовление глиняной массы, формование изделия, сушка, нанесение глазури, обжиг. Из глины делают не только посуду. Различают строительную керамику: кирпичи, черепицу, облицовочную плитку, сантехнику; технические изделия: изоляторы, конденсаторы; и огнеупорную керамику (в печах).
Cлайды 12-16
IV. Самостоятельная работа в группах.
Класс делится на две группы.
1-я группа получает задание: используя текст учебника [1, стр.142], познакомиться с производством цемента и бетона. Данные занести в таблицу.
2-я группа: Используя текст учебника [1, стр. 139], подготовить сообщение о роли кремния для живых организмов.
Учащиеся заполняют таблицу, делают сообщения .
Учитель: Мы сегодня познакомились с отраслями силикатной промышленности. Изделия из стекла, керамики и цемента окружают нас повсюду: и окна, и посуда, и зеркала, и люстры, и лампочки, и предметы искусства. А также здания, подземные и гидротехнические сооружения. Какое влияние оказывают предприятия силикатной промышленности на окружающую среду?
Отрицательное влияние:
- Стекло варят при высокой температуре. Выброс отходов горения загрязняет атмосферу.
- В процессе варки стекла используют щелочь, которая может попасть в водную систему населенного пункта
- Скапливаются химические отходы на территории предприятия
- Цементная пыль попадает в атмосферу и осаждается в органах дыхания
V. Закрепление.
Учащимся предлагается выполнить тест по изученному материалу.
1. В переводе с греческого слово “кремний” означает:
А) твердый;
Б) скала;
В) хрупкий.
2. Первые стеклянные изделия появились:
А) в Древнем Риме;
Б) в Древней Греции;
В) в Древнем Египте.
3. Попадая в ткани растений, кремний способствует:
А) фотосинтезу;
Б) способности расти вверх;
В) дыханию.
4. Оксид кремния образует в природе минерал:
А) кварц;
Б) известняк;
В) пирит.
5. В состав обычного стекла входят:
А) Na2 O, CaO, SiO2;
Б) K2 O, CaO, SiO2;
В) Na2 O, SiO2.
6. Хрустальное стекло получают, добавляя в шихту соединения:
А) бора;
Б) алюминия;
В) свинца.
7. К какому типу горных пород относится природный кремний:
А) осадочным;
Б) метаморфическим;
В) вулканическим.
VI. Подведение итога урока. Выставление и комментирование оценок.